Ремни в двигателях Cummins: назначение, неисправности, замена

Двигатель Cummins имеет широкое распространение в различных сферах экономики. Его можно встретить на автомобилях самой разной тематики, автотехника с ним перевозит пассажиров и грузы, успешно работает в сельском хозяйстве и сфере ЖКХ, его ставят на промышленные установки, вырабатывающие электроэнергию и обслуживающие индустриальные объекты.
Одно из достоинств этого силового агрегата — типовые конструкторские решения, позволяющие подвергать замене различные узлы и заниматься их ремонтом. Поэтому, поняв принцип устройства на одной из модификаций, часто можно решать проблемы другой, учитывая её особенности и принципиальные различия. Взаимосвязь узлов в этих моторах очень тесная, выход из строя одного всегда связан с неисправностями других. Поэтому сегодня мы рассмотрим играющие большую роль в двигателе ремни, разберёмся в их назначении, приведём примеры неисправностей, раскроем их причины и технологию замены в тех случаях, когда восстановление работоспособности уже невозможно.

Назначение

Назначение ременного механизма зависит от того, к какому типу он относится. Поэтому для начала поясним, что ремнём сокращённо называют один из нескольких компонентов, осуществляющих передачу момента кручения, она проходит через него, поэтому он является приводным. В моменте передачи происходит столкновение различных сил, воздействующих на этот элемент, результатом становится образование трущей силы и воздействие зацепления, в случае наличия у ремня зубцов.
В моторах Камминз существуют такие ремни, как:

  • газораспределительные, у них имеются характерные зубцы;
  • многоклиновые, их обычно устанавливают для того, чтобы навесные компоненты получили крутящий момент от мотора;
  • одноклиновый, он тоже участвует в передаче момента кручения.

Например, генераторный ремень снабжает его моментом кручения, получаемым от коленвала, на него могут запитываться и другие механизмы, которым необходимо вращаться, двигаться и т.д.
Перепутать ремень с другими запчастями достаточно сложно, потому что визуально он действительно выглядит как это галантерейное изделие, но вот чтобы разобраться в его назначении, следует рассмотреть его расположение и точки подключения.

Возникновение неисправностей

Чтобы ремень работал исправно длительный срок, нужно уделять время проверке его натяжки и состоянию, периодичность диагностики как минимум должна совпадать со временем ТО, иногда не лишним будет осмотреть его хотя бы визуально между этими мероприятиями отдельно. При этом, как правило, повреждения на ремне видны сразу, он выглядит разлохмаченным, потёртым, покрывается трещинами, заметны углубления, следы истирания. Кроме того, повреждённый ремень обычно промасливается, так как постоянно трётся и впитывает ГСМ. 
Обращают внимание и на его степень натяжки, так как без неё он малофункционален — не обеспечивает должного напряжения, способствует снижению циркуляции ОЖ. Такой ремень часто свистит. Неисправность можно диагностировать по:

  • снижению мощности, из-за которого двигатель тяжело завести;
  • чадящим выхлопам, которые образуются из-за неполного топливного сгорания и разрушения устройства каталитической нейтрализации;
  • тиканью и щелчкам мотора;
  • протеканию масла, которое отрицательно сказывается на состоянии ремня;
  • стартёрным прокруткам «вхолостую».

Технология замены генераторного ремня

Рассмотрим процесс замены генераторного ремня. Для замены потребуются такие инструменты, как головка для работы с торцом размером на 16 и плоская отвёртка. Расположение ремня — подкапотное, поэтому его необходимо открыть. Далее последовательность действий — такова:

  • уменьшаем ремневую натяжку поворотом натяжного рычага направо, для чего используем ключ, надевая его на головную часть крепёжного болта ролика натяжителя;  
  • поочерёдно вынимаем ремень с ролика, являющегося промежуточным, там он держится на шкивах, с насосного устройства ГУР и с других шкивов — коленвала, генераторного механизма и водонасоса;
  • достаём ремень из отсека двигателя.

Одновременно с заменой ремня следует проверить работоспособность и состояние смежных деталей. Например, проверке подвергают ролик с промежуточной функцией, расположенный снизу. В случае наличия признаков неисправности его заменяют. Для этого потребуется выкрутка крепёжного болта генераторного кронштейна, далее нужно убрать с болта шайбу, поддеть плоской частью отвёртки другую шайбу, которая фиксирует крепёжный болт самого ролика. Затем демонтажу подвергают втулку с дистанционной функцией, достают из ролика болт с шайбой прижимного характера. Постановку совершают в обратной последовательности.
При необходимости замены натяжного ролика сначала выворачивают крепёжный болт для натяжителя, после этого сам ролик снимается легко. Обратно он ставится также, с заворачиванием данного крепёжного болта.
Для замены натяжного устройства ослабляют его крепление, вынимают болт из отверстия и только после этого демонтируют натяжитель. После его постановки обязательно обратно ставят новый болт и затягивают крепление.
Верхний ролик с промежуточной функцией может шуметь или болтаться, поэтому его тоже часто меняют при замене ремневого механизма. Для этого нужно сначала выкрутить крепёжный болт, который крепит его к ГБЦ, после этого ролик можно снять без труда. При монтаже нового ролика осуществляют обратное крепление новым болтом.
Монтаж нового ремня осуществляют следующим образом, совершая действия в обратном порядке: помещают ремень в отсек двигателя, ставят его на шкивы промежуточного ролика, насос ГУР, коленвальный, генераторный и воднонасосный шкивы. Завершают процесс закручиванием натяжки налево. После установки следует повернуть коленвал на пару оборотов, чтобы добиться совпадения клиновых путей со шкивными ручьями.

Технология переустановки ремня для привода дополнительного оборудования

Ремневые механизмы могут отличаться друг от друга, поэтому для примера рассмотрим также процесс переустановки ремня для привода дополнительного оборудования. Отличие заключается в том, что натяжитель здесь монтируется с пружиной, поэтому, прежде чем начинать демонтаж, нужно её отведение в сторону. Но сделать это нужно так аккуратно, добиваясь загиба пружинного язычка на корпусную часть механизма. Чтобы ослабить натяжку, поворачивают натяжитель с отпусканием пружины, избегая лишних усилий, стараясь не поломать рычаг. После поворота натяжителя на пружинный язычок ремень подвергается съёму.
Шкивы привода и промежуточной функции после снятия ремня проверяют на работоспособность и отсутствие повреждений. При обнаружении признаков изношенности или подозрений на неработоспособность эти детали надлежит заменить. Также шкивы часто бывают загрязнены, поэтому их тщательно очищают, допустимо применять лишь специальные инструменты, которые не смогут их повредить.
Когда ремень находится в демонтированном состоянии, производят также проверку того, как взаимодействуют ограничивающие механизмы рычага натяжителя и пружинного корпуса. При нарушенном взаимодействии, когда касание не происходит, натяжитель подлежит замене.
Время снятого ремня также используют для замера расстояния между пружинным механизмом натяжителя и его рычагом: в случае износа натяжного устройства оно будет более 0,3 см, тогда его нужно заменить на новое. Если этого не сделать, то корпус будет истираться об рычаг.
Натяжитель меняют также, если при проверке обнаруживается, что он соприкасается крышкой с рычагом. Это также может говорить о том, что втулка оси неисправна. Во всех случаях замены указанных деталей лучше заменить и ремень, так как они тесно взаимодействуют друг с другом.
При установке нового натяжителя болт заворачивают с усилием, соответствующим 43 ньютон-метрам. Ремень при новой установке нельзя помещать на шкив насосного устройства ОЖ сразу, предварительно нужно отвести натяжитель по направлению к пружинному язычку. После этого постановку на указанный шкив производить можно, если сделать это раньше, возможно его повреждение. Чтобы натяжение было произведено в нужной степени, натяжитель нужно отпустить.
Состояние ремня проверяют по нормам натяжения на натяжителе. Проверке подвергают также натяжение на приводных шкивах, которые расположены в передней моторной части. После того как ремень будет установлен, нужно убедиться, что рычажные стопоры натяжителя не соприкасаются со стопорными частями пружинного корпуса. Если всё же это происходит, то, возможно, установлен или не тот ремень, или не тот натяжитель.
На шкиве натяжителя ремень располагается посередине или вблизи середины, если его расположение будет близко к концам, то истирание будет происходить быстрее, он также может соскочить со шкива. Быстрее в таком случае будет изнашиваться и втулка натяжителя.

Замена ремня ГРМ

Разберём ещё один пример, действия по замене в котором не сильно отличаются от тех, что раскрыты в предыдущих технологиях. Ремень газораспределительного механизма меняется на двигателях Cummins с системой Common Rail со следующей последовательностью действий:

  • демонтаж ограждения, выполняющего функцию защиты;
  • ослабление натяжной степени;
  • демонтаж собственно ременного механизма;
  • установка нового ремня;
  • регулировка натяжной степени;
  • монтаж ограждающей конструкции.

Упомянутое ограждение крепится двумя гайками и тремя болтами сверху конструкции, тремя гайками снизу. При демонтаже их последовательно откручивают, при монтаже закручивают обратно, проверив конструкцию на прочность, в случае её отсутствия или видимости повреждений заменяют. Также следует снять виброизоляционные приспособления, они располагаются на верхних и нижних шпильках передачи ремня.

Заключение

Таким образом, ремни в моторах Камминз играют важную роль, обеспечивая прохождение через них крутящего момента. Они участвуют в газораспределении и создании электроэнергии, других процессах, где требуется передача момента кручения. Поэтому их выход из строя — ситуация, требующая замены компонента, часто это происходит совместно с обновлением сопутствующих аксессуаров и запчастей.
Технологии замены ремней описаны здесь, но важно помнить, что только оригинальные запчасти компании Cummins и её официальных партнёров могут быть поставлены на эти моторы с гарантией безопасности и долгим сроком эксплуатации, монтаж контрафакта в автотехнике слишком опасен и не оправдывает себя, так как он быстро выходит из строя. Чтобы ремни служили долго, нужно уделять внимание их техобслуживанию, обращать внимание на приведённые в статье признаки неисправностей, обеспечивать нужную степень натяжения. При затяжке болтов соблюдайте указанную степень усилий.