Датчики в двигателях Cummins: как не запутаться, обнаружить неисправность и обновить

Двигатель Cummins существенно упрощает работу водителя благодаря укомплектованности электроникой: она почти полностью оставляет за скобками заботы о выборе решений в той или иной ситуации, потому что все они заложены в «электромозгах» машины. Причём есть модели, в которых эти схемы минимизированы и простор при управлении оставлен. Но и в них влияние технических достижений огромно, так как сведения для этого управленческого простора собираются электронно.

Словом, силовые агрегаты Камминз устроены по последнему слову техники, и одно из применений электроники — установленные датчики, мир которых обширен и разнообразен. О том, как не запутаться в их назначении, обнаружить неисправность и заменить при необходимости — в нашем материале.

Какие бывают

Датчиком в ДВС именуется компонент, собирающий какие-либо сведения для информирования электроники или напрямую водителя. Строго говоря, датчиком могут называть и устаревшие термометры, манометры, скоростное табло в моделях автомобилей прежней эпохи.

Но современное понимание к этим приборам относит устройства с начинкой на основе чипов и других новейших технических разработок. Они способны осуществлять дистанционное информирование и напрямую связаны с электронных блоком управления. Их отличительная особенность — компактность и небольшой вес, разобраться в устройстве способен только специалист, но получать информацию может каждый. Физические и химические явления они трансформируют в электрические, а для считывания могут осуществлять преобразование в цифровой или аналоговый вид.

В двигателях Камминз могут быть установлены такие датчики, как:

  • температуры газов до и после отработки, впускового воздуха;
  • давления атмосферы и тормозной системы, охлаждающей жидкости;
  • масла на подаче и выдаче, топлива на входе и выходе;
  • коленвального положения и детонации;
  • топливного уровня;
  • температурного показателя горючего;
  • салонной температуры и газового уровня;
  • газодавления и т.д.

Это далеко не полный перечень, существуют также приборы для определения распредвального положения, абсолютного и относительного давления газов в коллекторах, температуры топлива при подаче в насос и на форсунки.

Весь этот широкий спектр измерительных приборов позволяет электромодулю получать полную картину процессов, происходящих в «организме» силового агрегата, и на их основе выбирать один из заложенных алгоритмов действий, наиболее подходящий к данной ситуации по совокупности имеющихся признаков. В тех случаях, когда управляющий блок неработоспособен или отключён, у водителя есть возможность вручную считать информацию на большинстве из датчиков и самостоятельно принять решение о дальнейших действиях.

Современное приборостроение позволяет использовать в датчиках различные типы энергетических преобразований:

  • с прямым контактом;
  • на основе фотоэлектроники;
  • с воздействием электромагнитной индукции;
  • с использованием пьезоэлектрического эффекта.

Научные разработки американского концерна позволяют применять в каждом из датчиков самые оптимальные методы исследования для скорейшей подачи точной информации. Это означает, что время ручных замеров температур, например, уже в прошлом, прибор может получить эти сведения иначе.

Неисправности, их причины и признаки

Поломка многих датчиков не обнаруживается сразу, так как движение автомобиля продолжается. Но это не означает, что с неисправным датчиком можно ездить как ни в чём не бывало. Ведь электроника без каких-либо сведений будет, по сути дела, принимать решения наощупь, что создаёт неправильный баланс: какие-то составляющие мотора остаются незагруженными, в то время как другие принимают на себя лишнюю нагрузку, преждевременно изнашиваясь.

Обнаружение неисправностей датчиков обычно затрудняется тем, что они продолжают работать, но передают некорректные значения, поэтому в таком случае помогает диагностика с использованием электроники. Если прибор вовсе перестал работать — тут поломку можно обнаружить сразу. Визуально можно рассмотреть механические повреждения, вмятины, деформации, выход с заданной позиции. В этих случаях не стоит относиться к ним пренебрежительно, так как они обязательно скажутся в ближайшем будущем на состоянии приборов, поэтому лучше их заменить сразу, не дожидаясь поломки на трассе.

Иногда о поломке сообщит электроника, подав сигнал, что сведения с датчика не подаются, или передаются некорректно. Но может возникнуть и ситуация, когда на ЭБУ уходит неверная информация, обнаружить это можно только при специальном исследовании электронной аппаратурой. Ведь человек, например, никак не сможет узнать, что температура охлаждающей жидкости не соответствует передаваемой датчиком, отличаясь от неё на несколько градусов.

Причины возникновения неисправностей датчиков кроются как в характерных особенностях работы многих компонентов мотора, так и в конкретном взаимодействии с ЭБУ. Режим работы составляющих двигателя — достаточно суров: здесь и воздействие высоких температур, тут и высочайшее давление, сказывается и постоянная тряска на неровных дорогах, а иногда приходится работать по бездорожью или в сейсмически активных регионах.

Специфические причины неисправности датчика заключаются в нарушениях взаимодействия с ЭБУ, и в этом случае он нуждается в проверке на работоспособность. Сигнализаторы могут также отрицательно реагировать на некачественное топливо или неочищенный воздух, низкосортное масло, им тяжелее работать с неисправным валом. Поэтому в случае неисправности одного из компонентов обязательно проверяют корректность работы датчика, который взаимосвязан с ним.

Симптоматика, по которой выявляют некорректность показателей сигнализирующих приборов, зависит от их назначения. Например, «прыгающие» обороты на холостом ходу могут свидетельствовать о неисправности датчика давления в коллекторе впуска. Это происходит, потому что ТВС теряет необходимый баланс, она становится либо обеднена, либо перенасыщена кислородом, т.к. нарушена регулировка из-за некорректности передаваемых прибором значений. При потере мощности приходится искать причины в разных частях мотора, но они могут быть связаны и с датчиком распредвального положения. Заглохший двигатель может свидетельствовать о неисправности датчика коленвального положения.

Датчики могут выходить из строя и из-за таких банальных причин, как разорванная цепь соединений, отошедший контакт — ведь это электроника. Поэтому нужно отслеживать не только симптоматику, искать причины не по наступлению последствий, а работать на опережение — заниматься комплексными наблюдениями за состоянием узлов и деталей.

Замена

У датчиков, в отличие от многих других запчастей, применяемых в моторах Cummins, отличные шансы на ремонт, так как неисправность электроники обычно «лечится» заменой составляющих. Но всё же нельзя списывать со счетов ситуации, когда корпус основательно разбит, повреждены основные внутренние детали, просто вышел срок эксплуатации. Техника шагает вперёд так быстро, что некоторые девайсы просто нет смысла перепрошивать, дешевле заказать новый.

Итак, если ремонт невозможен или нецелесообразен, следует заменить датчик. Для этого стоит обратиться к официальному дилеру, потому что только организации с этим статусом могут гарантировать поставку лицензированного оборудования, совместимого с силовым агрегатом Камминз. Несмотря на то, что монтаж самого датчика не вызывает аварийных ситуаций, постановка нелицензированного оборудования в двигатель может привести к печальным последствиям. Мы имеем этот статус, поэтому у нас можно смело заказывать датчики и другие комплектующие для Cummins.

Для примера рассмотрим технологию замены датчика коленвального положения на ISF2.8, технология применима и на других модификациях двигателя. Сам прибор можно обнаружить в правой части крышки БЦ, которая расположена спереди. Это тот случай, когда замена необходима, так как без исправного датчика будет невозможна заводка двигателя. Последовательность действий должна быть следующая:

  • демонтируем аккумуляторную клемму со знаком «минус»;
  • воспользовавшись отвёрткой, отодвигаем планку стопора проводной колодки;
  • датчик закреплён винтом, его необходимо вывинтить, тогда датчик без сопротивления можно снять;
  • новый датчик ставим на крепление и завинчиваем винт с усилием, соответствующим 8 ньютон-метрам;
  • возвращаем планку и клемму в исходное положение.

Чтобы поменять датчик распредвального положения, нужно также начать с отключения отрицательной клеммы аккумулятора, сам прибор расположен позади двигателя, слева, где имеется отверстие на кожухе приводной цепи газораспределительного механизма. Точно так же отвёрткой отодвигается стопор проводной колодки. Далее, сжав пальцами, следует произвести её отсоединение от прибора, вывернуть крепёжный винт и снять датчик. Установка производится в обратной последовательности, винт затягивается с тем же усилием. Не забудьте промаслить кольцо уплотнения.

Эти технологии могут успешно применяться и на других моделях двигателей Камминз, отличаться будут только элементы крепежа.

Заключение

Представленный обзор даёт представление о разнообразных датчиках, которые являются важными компонентами, обеспечивающими передачу информации о таких параметрах, как давление, температура, положение валов и др. Эта информация поступает в ЭБУ, на её основе идёт выбор алгоритма дальнейших действий с узлами и составными частями двигателя. Иногда её можно получать напрямую. В любом случае отсутствие сведений или их некорректность затрудняет работу компонентов силового агрегата, что может заблокировать его работу или привести к ошибкам, которые скажутся на действиях составляющих мотора. Эти ошибки могут вывести двигатель из строя или перегрузить его компоненты, последствием может стать и ДТП. Поэтому при неисправности датчик нуждается в срочном ремонте, при его невозможности он должен быть заменён. Примеры технологий замены приведены в статье, благодаря универсальности конструкторских решений они являются типовыми. Причины неисправностей — различны, среди типичных можно назвать как общие для всех компонентов, связанные с условиями и режимом работы двигателя, так и специфические, включая низкосортное топливо, некачественное масло, анализ показателей которого требует больше ресурсов.

Чтобы не допускать поломок, следует уделять внимание диагностике и проявлять внимание к деятельности составляющих мотора, сопоставляя их работу в совокупности, так как невозможно выделять только один из датчиков для сбережения, все детали в ДВС взаимосвязаны. Работоспособные датчики в сочетании с ЭБУ предоставляют уникальную возможность минимизировать участие в управлении двигателем, сохраняя их эксплуатационные свойства долгий срок при помощи предоставленной информации, можно существенно упростить собственную работу в поездке.