Вентилятор в версиях двигателя Cummins ISBe: как опознать неисправности и устранить их

Моторы Камминз стали широко распространёнными в России после запуска совместного предприятия двух гигантов — КАММИНЗ КАМА. Поэтому неудивительно, что именно на КАМАЗах можно увидеть эти силовые агрегаты. В свою очередь, сами грузовики с ними активно применяются в различных сферах хозяйственной жизни страны. Их используют в сельском хозяйстве, на лесозаготовках, строительстве и простых перевозках различных товаров. Американский мотор, можно сказать, «обрусел» и полюбился многим за то, что умеет работать в морозы, которые часты на нашей территории. В его «плюсы» включены большие мощности с минимизацией топливных расходов, умение преодолевать бездорожье и простая конструкция, позволяющая осуществлять ремонт, когда в этом возникает потребность.
Всё это не отменяет необходимости замены некоторых узлов, когда они выходят из строя. Разобраться с одним из имеющих большое значение — вентилятором — поможет этот материал. Он будет полезен не только «камазистам», потому что ДВС Камминз устанавливается на большом количестве других марок ТС.

Немного о вентиляторе и о том, зачем он нужен

Вентилятор нам знаком в быту, в ДВС он имеет похожую структуру и подобные цели, но отличается большей мощностью и размерами. В двигателе происходит сгорание топливно-воздушной смеси, механизмы работают усиленно, создавая температуру, превышающую тысячу градусов по Цельсию. Поэтому составляющим мотора необходимо охлаждение, которое обеспечивается целой системой разнообразных компонентов. Вентилятор включается в эту систему и усиливает создающуюся прохладу. Только благодаря слаженной работе узлов, работающих над охлаждением, удаётся избежать перегрева силового агрегата и детонации разогревшихся деталей.
Конструкция вентиляционного устройства обычно предполагает наличие крыльчатки — это интеграция лопастных механизмов, имеются также привод для запуска и вискомуфта, регулирующая скоростной режим. Обдув должен достигать любых уголков мотора, поэтому важен и хороший шкив. Чтобы вентилятор не сходил с позиции, его нужно тщательно закрепить, для этого предусмотрены кронштейн и болтовые соединения. Вязкостная муфта закрепляется к опоре втулкой, имеющей резьбу, поэтому обеспечивается разная частота вращения. Чем жарче температура — тем сильнее будет обдув с высокой частотой вращения и наоборот. Этот механизм позволяет не растрачивать без необходимости ресурсы, которые нужны силовому агрегату.
Несмотря на то, что вентилятор, как правило, работает на электроэнергии, привод иногда идёт через ремневой механизм, пропускающий силовой момент. В остальных случаях он запитывается от генератора.

Причины неисправностей

Появление неисправностей вентиляционного устройства, как и всей системы охлаждения в целом, имеет многочисленные причины, в которых можно выделить группу зависящих от режима эксплуатации. Поскольку она протекает в условиях сильного нагрева, с которым и призвана бороться система, включая вентиляцию, то это требует больших ресурсов, они неминуемо заканчиваются, на исходе и происходит выключение одного из ключевых звеньев. Также значительное влияние оказывает давление. Эксплуатируя технику, водители редко задумываются о перерывах, которые ей необходимы.
Другая группа причин — это система смазки, её нехватка или низкое качество приводит к истиранию взаимодействующих механизмов, их заклиниванию, что негативно влияет на функциональность. Среди причин ещё можно выделить обрывы проводки, отход контактов в электронике, что обесточивает вентиляционное устройство. Отдельно можно отметить механические повреждения компонентов, характерные для водителей, предпочитающих высокие скорости, дрифт, резкое торможение. Однако такое может случиться с каждым при попадании в ДТП. Да и от случайности на ровной трассе никто не застрахован. Но, несмотря на высокую прочность, обеспечиваемую применением крепких материалов с добавлением чугуна, легированной стали, хрома и молибдена, детали способны треснуть, поломаться и получить другие повреждения, препятствующие дальнейшей функциональности.
Особенно хрупки лопасти, которые приходится делать из пластика. Но и в этом составе имеются укрепляющие его добавки, способствующие увеличению прочности. Применение ПВХ обусловлено снижением веса лопастных механизмов, ведь тяжёлые стали не смогут обеспечить быстрое вращение и хороший обдув.

Признаки неисправностей

Неисправности вентиляционного устройства могут проявлять себя по-разному, но в любом случае они ведут к снижению интенсивности обдува, который необходим для охлаждения деталей.
Если неисправна вязкостная муфта, она начинает наклоняться и затрудняет ход вентиляции. Другой характерный признак её неисправности — следы застаревшего или свежего, но засохшего масла, причём речь не о небольших пятнах, а о существенных залитиях. Они тоже не дают ей функционировать нормально, что отражается на работоспособности вентилятора.
Охлаждение самого вентилятора проходит при помощи подаваемой помпой жидкости, но она не должна затрагивать расположение электропривода. Утечки в этом месте могут вызвать замыкание цепи. С другой стороны, невозможность охладить некоторые элементы вентиляционного устройства приводит к его перегреву и выходу из строя.
Когда в результате перегрева происходит отключение вентилятора, это не всегда означает его поломку. Иногда просто срабатывают предохранители. Но у них — ограниченный ресурс, поэтому, когда они не смогут повлиять на устройство, оно выключится окончательно. Чтобы этого не произошло, нужно отслеживать их состояние и менять, если есть вероятность поломки.
В случае перегревания тосола нужно проверить кожух вентилятора — если он повреждён, то температура хладагента превышает норму, сам вентилятор при этом может продолжать работать, но охлаждение будет или отсутствовать, или осуществляться слишком слабо. Если в качестве привода используется ремень, то тут возможны такие поломки:

  • повреждение, расхлябанность, трещины на механизме, препятствующие запуску и эффективной работе;
  • слишком сильное или сильное натяжение, также ведущее к затруднениям запуска.

У вентилятора неисправность может выражаться не только в том, что он не включается. В этом случае нужно проверить проводку, предохранители и другие описанные выше комплектующие. Сложнее заподозрить поломку, когда он работает без отключения, на это часто просто не обращают внимания. Но такой безостановочный режим через некоторый промежуток времени приведёт к перегреву, и если не сработают предохранители, то устройство выйдет из строя окончательно.

Устранение неисправностей

В качестве основного метода устранения неисправностей, если они не связаны с обрывом проводов, ликвидацией утечек ГСМ или другими дефектами, которые можно легко исправить, обычно предлагается замена всего вентилятора. Так происходит, потому что режим работы двигателя предполагает очень быстрые процессы разрушения. Если они начались и не удаётся устранить причину кардинально, то негативные явления будут нарастать, выводя и другие компоненты из строя. В качестве альтернативы можно предложить замену отдельных элементов, обычно так и происходит: меняется вискомуфта, потом лопасти, шкив и т.д. Но замена устройства целиком часто оказывается выгоднее. Конечно, ситуация ситуации рознь, нужно смотреть динамику изменений.
Например, отсутствие возможности самостоятельного отключения вентилятора может быть связано с некорректной работой клапана, установленного между контурами движения ОЖ. Но такая безостановочная работа может быть вызвана и поломкой термостата, по показаниям которого срабатывает этот клапан, не пропуская хладагент в радиатор для охлаждения.

Замена вентилятора

Перед тем как начинать замену вентилятора на двигателе серии ISBe, нужно слить тосол и освободить рабочее пространство от тех деталей, которые могут помешать съёму устройства. В частности, откручивают патрубки, включая расположенный сверху интеркулера. Далее осуществляют съём подушек и воздушных трубок. Некоторые части системы охлаждения, например, радиатор, достаточно сдвинуть в сторону. Получив непосредственный доступ к самому вентилятору, можно откручивать шесть крепёжных болтов. Для откручивания можно воспользоваться ключом на 10 мм. Потянув вентилятор на себя, его убирают в сторону. Далее место посадки вычищают, воспользовавшись губками, ветошью и специальным средством. Постановку нового устройства осуществляют в обратном порядке, момент для закручивания соответствует 43 Нм. После установки снятых узлов обязательно проверьте работу нового устройства, нет ли посторонних шумов, корректно ли функционирует крыльчатка и т.д.

Профилактика неисправностей

Чтобы вновь поставленный вентилятор проработал долгий срок в пределах гарантийного или превышая его, необходимо с самого начала эксплуатации озаботиться вопросами профилактики поломок и неисправностей. Обязательно отслеживайте его работу как в рамках ТО, так и просто между поездками. В случае имеющегося перегрева мотора проведите детальную диагностику с использованием компьютерных систем всех механизмов охлаждения, потому что вентилятор работает не как отдельный элемент, а как встроенный в общую совокупность компонентов, обеспечивающих понижение высоких температур.

Заключение

Вентилятор в ДВС Cummins серии ISBe — компонент, обеспечивающий увеличение охлаждения, необходимого составляющим мотора. При обнаружении симптомов неисправностей, указанных в материале, следует принять срочные меры по их устранению, заменив дефектные комплектующие либо весь узел целиком. Технологический процесс замены описан в статье, также приведено описание возможных поломок, устраняемых путём обновления частей вентиляционного устройства. В качестве мер профилактики обычно предусматривают ТО и внимательное наблюдение за особенностями функционирования нового вентилятора. Выбирая вентилятор или его части для замены, необходимо обращать внимание на продукцию, разрешённую концерном для установки в его ДВС, так как если поставить несанкционированный узел, то он быстро выйдет из строя, не попадая под гарантийные обязательства Камминз. Как официальный дилер мы поставляем только лицензированную продукцию Cummins и его партнёров.