Причины выхода из строя КАМАЗов с Cummins 6ISbe

На многих грузовиках КАМАЗ установлены различные версии американских моторов Cummins, в частности, очень распространена 6ISbe. Её устанавливают также на автобусы дочернего предприятия НЕФАЗ и другую автотехнику. К слову сказать, продукция концерна локализована в России, и её часть даже производится на другом СП — КАММИНЗ КАМА. Двигатель считается очень прочным, надёжным и успел заслужить репутацию «неубиваемого». Но со временем и в нём случаются неполадки, поэтому он выходит из строя. В статье разберём основные причины, из-за которых требуется ремонт, подскажем, как избежать ошибок, приводящих к замене «движка».

Общая информация

Сначала о самом двигателе. Мощный дизель на шести цилиндрах, расположенных в ряд (именно об этом говорит шестёрка впереди) способен развивать в отдельных версиях до 300 л.с. при моменте кручения в полторы тысячи Нм. На каждый цилиндр приходится четыре клапана, что значительно упрощает работу с ними. При этом он считается одним из тишайших, так как конструкторы сильно поработали над уменьшением шумового уровня.

Топливная система Коммон Рейл полностью ликвидировала зависимость нагнетаемого давления влитого горючего от того, с какой частотой работает двигатель. Точный расчёт необходимого количества и нужного момента впрыска позволяет добиваться существенной экономии топлива, что ещё больше увеличивает КПД мотора. Дополнительно над увеличением мощностных показателей трудится турбина Холсет артикулы 4955908 4043982 4033409 4043980, их рост достигает 40 процентов, этот турбокомпрессор дополнительно экономит и дизтопливо.

Прочностные показатели с огнеупорностью и высокой степенью устойчивости к абразивам позволяют применять автотехнику с такими моторами в любых климатических зонах, включая Крайний Север и знойный Юг, а также при сейсмически неблагоприятной обстановке. Во многом это объяснимо существенной долей чугуна с модификацией, легированной стали, хрома и молибдена в материалах при изготовлении. Цилиндровый блок выполнен монолитно, без гильз, что делает его удобным и увеличивает срок эксплуатации.  

Перегрев цилиндра

Одна из распространённых проблем, возникающих вследствие естественных причин типа высоких нагрузок и длительной эксплуатации, тем более иногда и без перерывов — это перегрев цилиндра, в конечном итоге он серьёзно подрывает деятельность всей ЦПГ, начинается залегание колец, царапинами и повреждениями покрывается поршень, «летят» прокладки и вкладыши и т.п.

Но есть и другие, специфические особенности в работе деталей, заметив которые, можно добиться увеличения срока эксплуатации мотора в целом и ЦПГ в частности. Например, неисправность форсунки приводит к заливу топливом, от этого цилиндр получает большую нагрузку, не справляясь с которой, он и перегревается. Поэтому форсуночным элементам следует уделить больше внимание, их профилактический осмотр и замена при малейшей неисправности может способствовать увеличению жизни цилиндров. Иначе пострадают не только они, может выпасть и седло.

Топливная система

Пример выше доказывает, что в силовых агрегатах Камминз, да и не только в них, взаимосвязь деталей очень сильна, поэтому уделять внимание одним и упускать из него другие — не получится, только отслеживание каждого может способствовать увеличению продолжительности жизни двигателя. В идеале водитель «живёт» своим мотором, знает, чем он дышит, но приходит это с опытом, поэтому просто будьте внимательны, и начнёт приходить понимание потребностей, двигатель ответит взаимностью в виде исправной работы.

В топливной системе, кроме форсунок D4937065 0445120123, немало мест, которые проверяют, ремонтируя и меняя детали. Часто всё это связано с качеством топлива. Повлиять на заправку не всегда возможно, поэтому ситуацию спасает топливный фильтр, дополнительно рекомендуется устанавливать сепаратор, есть установки двух устройств одновременно. Если будет работать сепаратор, он очистит большую часть загрязнений плюс поработает над удалением влагообразований. В этом случае фильтр можно будет менять реже.

С форсунками всё просто — их основная проблема в протекании, последствия уже описывались нами. Для полной проверки работоспособности можно замерить давление, подсоединив воздушный шланг: его скачки выдают неисправность. Это поможет избежать демонтажа, при котором деталь тоже можно повредить. Можно также поэтапно отключать форсунки, запуская двигатель, корректная работа мотора без одного из элементов указывает на наличие проблем в нём. Но это работает при определённых условиях: всё остальное в силовом агрегате не влияет на данную неисправность, и не все форсунки неисправны, а так тоже бывает.

Однако другим лидером по неисправностям в системе обеспечения топливом является ТНВД. Учитывая, что сам мотор тихий, появление шума в каких-то частях всегда хорошо проявляется, это несомненный плюс данной версии. И в таком случае насос будет шуметь, из него будет течь топливо, или наоборот — горючее не получит форсунка. Причины, как правило, те же — некачественное топливо, плохая фильтрация, износ составляющих.

Турбокомпрессор

Есть несколько вариантов турбин, которые устанавливают на автомобили с данным двигателем: Холсет, собственная разработка Камминз, Mahle и даже VGT в западных иномарках. На КАМАЗах чаще встречаются Холсет, но проблемы всё равно одни и те же для всех указанных разновидностей. Потому что причиной всё также является некачественное топливо, хотя вносят свои коррективы и режим работы, невнимание к деталям и т.д.  Если масло стало утекать без всякой причины, есть непонятный шум, плохо идёт «холостой» ход — не поленитесь, проверьте турбину, часто всё это говорит о неисправностях в ней.

Одна из главных функций турбокомпрессора — дополнительное увеличение мощности, поэтому забота о нём позволяет дольше эксплуатировать «движок» и добиваться хороших скоростей с перевозкой гружённого кузова или салона без его излишнего напряжения. При хорошем раскладе можно ограничиться поменянной прокладкой или подшипником, но если неисправность связана с поломкой вала или крыльчатки — скорее всего придётся брать новую турбину.

Смазка и её нехватка

Функции смазки деталей в двигателе всем хорошо известны — это и профилактика перегрева, и удаление образующегося в результате трения и соприкосновения деталей мусора, и даже предотвращение коррозии. Мотор, получающий смазку в должном объёме и с необходимой частотой, работает дольше, у него нет характерного нагара, он защищён дополнительным слоем, который она создаёт.

Таким образом, одной из причин, по которой и наши силовые агрегаты выходят быстрее из строя, является недостаточная смазка. Не всегда в этом есть вина владельца, хотя уделять внимание этому вопросу обязательно нужно, заливая качественное масло оригинального производства каждую десятку тысяч километража. Но случается, и совсем не редко, что, даже следуя этой рекомендации, невозможно обеспечить смазку должного уровня. Это происходит, если в самой системе есть сбой, и повреждены её элементы. Например, чаще всего причина кроется в порванных или смятых прокладках. Искать повреждённую деталь нужно везде: она может находиться в блоке цилиндров или поддоне, может течь и сам поддон, проверить стоит и сальники.

О том, что моторным узлам не хватает смазки, можно догадаться по множеству признаков, среди которых:

  • пониженное давление, о чём свидетельствуют показания приборов;
  • постукивание и бряцанье в моторе;
  • перегрев двигателя.

Если эти симптомы, как и сам вердикт «масляного голодания», проигнорировать, то, конечно, жизнь силового агрегата будет быстро сокращаться. Поэтому даже при малейшем подозрении на него следует:

  • удостовериться в качестве ГСМ;
  • проверить систему смазки;
  • удостовериться в отсутствии утечек;
  • проверить прокладочные механизмы и узлы, больше всего нуждающиеся в смазке — коленвал, распредвал, ГБЦ и сам блок цилиндров и т.д.

Отдельно стоит отметить состояние масляного насоса. Его поломка обычно связана с клапаном редукции или засором сетки маслоприёмного устройства, но могут быть и другие причины, препятствующие работе. Из-за этого не происходит необходимая накачка, нарушается естественный ход циркуляции, результатом становится возрастающая нагрузка на узлы, не получающие должной смазки.

ЕГР — рециркуляция выхлопов

Механизм рециркуляции выхлопных газов встречается не во всех версиях мотора, но там, где он установлен, автотехника действительно становится экологичной. Но ЕГР мешает набирать мощность, когда фиксируется ошибка. Поэтому не секрет, что многие нейтрализуют его, возвращаясь на более низкий уровень экостандарта. Однако взаимодействие механизмов внутри мотора слишком тесное, поэтому возникают новые проблемы — функции устройства не ограничиваются очисткой токсичности отработанных газов, частично они идут на повышение мощности автомобиля. Особенно ярко проблемы системы возникают, если удаление происходит частично, и остаётся клапан. Вмешательство в систему доступно только опытным ремонтникам.

Другие особенности системы

Существует ещё ряд проблем, возникающих из-за особенностей системы двигателя — заклинивание вискомуфты, поломки теплообменника, неисправности термостата, водяного насоса и других элементов системы охлаждения и т.д. В конечном итоге все они устранимы при внимательном наблюдении, а своевременная замена компонентов будет способствовать дальнейшей эксплуатации силового агрегата. «Вечных» двигателей, конечно, не бывает, но в эксплуатации автопарка США ещё имеются моторы, выпущенные в послевоенное время и пережившие несколько «реанимаций».

Заключение

Таким образом, основными с точки зрения частоты обращений в ремонтные службы являются следующие проблемы, возникающие в эксплуатации двигателей Cummins 6ISBe:

  • перегрев цилиндров и его последствия в виде повреждений ЦПГ;
  • поломки форсунок и выход из строя элементов топливной системы;
  • замедление и слабый наддув турбокомпрессора вследствие возможной необходимости замены его деталей;
  • дефекты в системе смазки и её нехватка;
  • падение мощности из-за включения или выключения механизма EGR.

Необходимыми действиями, которые помогут справиться с ними и другими затрудняющими работу мотора явлениями, являются внимательное наблюдение за жизнедеятельностью его узлов, замена выходящих из строя элементов и использование качественных ГСМ, ОЖ с фильтрацией.