Какой Cummins лучше на КАМАЗе
Мало кто получает автомобиль без двигателя, но рано или поздно он приходит в негодность, возникает необходимость обновления, и не всегда владельцы желают поставить тот же самый мотор, который был раньше. Иногда и вовсе прежняя версия уже снята с производства. Поэтому встаёт вопрос, какой силовой агрегат установить на большегруз.
Бывает также ситуация, когда водитель недоволен прежним производителем, ему известно, что Cummins — один из лучших вариантов, и он начинает выбирать модель нового автосердца. Рассмотрим имеющиеся на рынке модели и укажем критерии выбора, а также предложим рецепты увеличения срока жизни «движка» для КАМАЗа.
Почему Камминз
Американский концерн занимается выпуском двигателей и запчастей к ним уже более века, это один из старейших производителей, поэтому вся история двигателестроения связана с ним. Мало кто может составить ему достойную конкуренцию, с другими компаниями, занимающимися выпуском силовых агрегатов, он находится или в партнёрстве, или легко делит сегменты и территории продаж. Поэтому вопрос о том, круче ли он остальных, не стоит вовсе.
Среди положительных качеств модельного ряда называются:
- возможность долгой эксплуатации без значительных перерывов;
- мощностные и ходовые характеристики;
- выносливость, позволяющая эксплуатировать в суровых северных и южных условиях, а также регионах, где часты землетрясения.
Конструкторы немало потрудились, чтобы обеспечить разумную экономию топлива, немало моторов создано с компактными размерами и лёгким весом, есть и тяжеловесы, которые своей брутальностью способны вытянуть промышленные объёмы на стройках и в индустрии. Широкая разветвлённая сеть продаж и сервиса позволяет их легко ремонтировать и обновлять компоненты, в самих силовых агрегатах созданы все условия для удобного доступа к деталям и их обслуживанию. Есть версии с электроникой, которые оставляют водителю минимум возможностей для выбора алгоритмов, потому что все они уже заложены в «мозг» машины. Компания не экономит на материалах, поэтому весь силовой агрегат и его составляющие всегда крепки, добротны и надёжны.
Все эти положительные свойства стали возможны не благодаря случайности, а как результат полноценной научной работы, концерн вкладывает немалые средства в свои разработки и сотрудничество с ведущими учёными и учреждениями в области науки.
Имеющиеся варианты
Рассмотрим последовательно имеющиеся на рынке варианты, выделив их особенности и характеристики.
6ISBe
Шестицилиндровый дизельный «движок» пригодится тем, кому прежде всего нужна мощность, в этой версии она развивается до 300 л.с. с крутящим моментом до 1500 Нм. Строительные компании, северяне и дорожные работники с удовольствием закупают технику с этими моторными версиями, так как при всех её достоинствах она ещё и способна соблюдать режим тишины с уменьшением шумовых воздействий.
Силовая установка имеет в наличии топливную систему Коммон Рейл, которая нагнетает топливное давление и вливает дизтопливо без оглядки на частотный режим «движка». Благодаря этому и точности впрыска удаётся достичь существенной экономии топлива. На это обстоятельство также влияет турбина, а она ставится как собственного производства, так и некоторых партнёров — например, Holset. Это ещё больше увеличивает мощность мотора. Единая конструкция цилиндрового блока не имеет гильз, но это и хорошо — удобство обслуживания, при котором нет необходимости расточки, совмещено с увеличением срока эксплуатации. Двигатель вместителен — до 6,7 л рабочего объёма, поршень ходит на 120 мм, что является отличным показателем.
6ISLe
Это самая первая серия, которую сам автогигант стал ставить на свои грузовики, и она выдержала проверку временем, расширяя модельный ряд добавлением новых, преимущественно превосходящих предшественников, модификаций. В отдельных версиях мощность такого двигателя может доходить до 375 л.с., момент кручения до 2100 Нм. Рабочий объём также увеличен до 8,9 л. На создание такого мощностного задела трудятся шесть цилиндров, все преимущества топливной системы Common Rail сохранены, поэтому силовой агрегат также экономно расходует топливо. На некоторых версиях установлен японский тормоз Якобс с компрессией, что делает процесс торможения удобным, он отлично агрегатируется с другими компонентами, входящими в структуру мотора.
Особенно часто КАМАЗы с такими двигателями входят в число самосвалов и тягачей, есть среди них и бортовики. По экологичности они соответствуют уровням Евро 3 и 4, в некоторых версиях для нейтрализации выхлопов катализатором служит мочевина.
4ISBe
Четырёхцилиндровая версия мотора немного уступает по мощности (до 185 л.с.) и имеет меньший объём (4,5 л) со сниженным моментом кручения (1700 Нм), но сохраняет все указанные для своего «старшего брата» преимущества. Во многом это объясняется всё той же системой топливного обеспечения Коммон Рейл, содействующей экономии расхода дизтоплива, что способствует дополнительному наращиванию мощности. На это влияет также обозначенный турбокомпрессор, цилиндровый блок не менее прочен. Даже поршень ходит с той же частотой — на 120 мм. Такой двигатель будет успешно применяться в тех условиях, где нет нужды в сверхмощности — обычные трассы, жилищно-коммунальный сектор, перевозки грузов в пределах регионов с континентальным климатом.
ISX/QSX15
Вот уж какие «движки» не жалуются на мощность, так это эти 15-литровые «здоровячки», развивающие до 665 л.с. с крутящим моментом свыше 2500 Нм. У них также шесть цилиндров, расположенных в ряд. В создании дополнительной мощности принимает участие турбина, в производстве цилиндрового блока участвуют модифицированный чугун и легированная сталь, поэтому мотор очень крепкий и способен выдерживать умеренные удары и столкновения. В топливной системе с высочайшим давлением до двух тысяч бар имеются форсунки с функцией насосного устройства, впрыск горючего определяет электроника, поэтому участие водителя в принятии решений минимизировано.
Как правило, эти силовые агрегаты используются на мощных большегрузах-тяжеловозах, а также в горнодобывающей отрасли. Интересный конструкторский ход — спаривание распредвалов с верхним размещением, это упрощает управление топливным впрыском под давлением с одновременным контролем клапанной и тормозной систем.
ISG12
Для тех, кому нужен ещё более мощный мотор, подойдёт ISG12 — его мощность, благодаря шести цилиндрам, доходит до полутысячи лошадиных сил в отдельных модификациях, именно поэтому он больше популярен в промышленности, где участвует в генераторных установках. Но крупнотоннажные магистральники, спецтехника и автомобили силовых ведомств с таким мотором тоже встречаются, тем более, что упрощённые версии есть и на 350 «лошадок». Его также иногда устанавливают на «вахтовки» для северян. Крутящий момент доходит до 2300 Нм. Рабочий литраж — до 12, уровень экологичности — до Евро 5.
Отметим, что распространён и газовый вариант этого силового агрегата. Мощный турбонаддув и безотказный цилиндровый блок в совокупности с отточенной системой впрыска позволяют ему уверенно набирать обороты в любых погодных условиях. При этом некоторые части (масляный поддон и картер) выполнены из композита, что несколько снижает итоговый вес изделия, почти доходящий до 900 кг.
Прочие разновидности
Технически к автомобилю КАМАЗ можно подобрать практически любой двигатель Камминз, за исключением предназначенных для среднетоннажников ISF.2.8 и 3.8, необходимо только учитывать их совместимость. Но такие варианты, как серии A, QSB, BT и другие, всё-таки менее распространены, хотя у них имеются свои достоинства — все они мощны для своего сегмента, экологичны, экономно расходуют топливо и достаточно износостойки.
Критерии выбора
В основу выбора двигателя для КАМАЗа должны лежать следующие критерии:
- сфера использования;
- мощность;
- крутящий момент;
- количество цилиндров;
- расход топлива;
- экологический уровень;
- шумовой уровень.
Если автомобиль будет в основном пересекать местность с проложенными трассами, эксплуатироваться в континентальном климате с умеренными зимними температурами, не предполагается его интенсивное использование в режиме 24/7, то нет смысла брать самые мощные модели двигателя, соответственно, и количества цилиндров достаточно будет четырёх. Уровень экологичности учитывается по потребности, чем выше класс Евро, тем дороже оснащение, но вместе с тем и больше комфорт поездки. По шуму могут быть индивидуальные предпочтения, но все представленные модели отличаются отличными показателями в этом направлении.
Как увеличить продолжительность жизни
Какую бы модель американского моторопроизводителя вы ни выбрали, следует соблюдать аккуратность во время монтажа и бережно относиться к нему после. Рекомендуется:
- следить за качеством заливаемого топлива и регулярно менять топливный фильтр;
- дополнительно сепарировать топливо через специально устанавливаемое устройство, имеются совместимые с фильтром модели;
- обеспечивать необходимую смазку деталей с применением оригинального, качественного моторного масла, которое следует менять через 10 тысяч километров автопробега;
- не забывать про необходимость охлаждения радиатора и других частей силового агрегата с применением качественного антифриза;
- следить за состоянием деталей и узлов, своевременно менять комплектующие при малейших признаках поломки, для их обнаружения ежегодно, а в случае необходимости и чаще, проходить диагностические мероприятия;
- не вносить самовольные изменения в конструкцию без необходимости, помня о тесной взаимосвязи узлов;
- по возможности не перегревать мотор, делать перерывы в работе, не перегружать его без необходимости.
Заключение
Таким образом, КАМАЗ может быть укомплектован различными моделями моторов CUMMINS, среди которых чаще применяются 6ISBe, 6ISLe, ISX/QSX15, ISG12. У всех у них есть свои особенности и достоинства, выбор основывают на необходимости использования большой мощности в той или иной сфере применения, показателях топливного расхода, экологичности и шума. Учитывая данные рекомендации, можно существенно продлить жизнь двигателя, который по праву заслужил репутацию долговечного, неприхотливого и надёжного.