Что делать, если задымил двигатель Cummins?

Большинство водителей в курсе, что дым должен выходить строго из выхлопной трубы, он не должен клубиться, его естественный цвет — серый, едва заметный, причём в солнечную, тёплую погоду, на холостом ходу его вообще не должно быть видно. Поэтому малейшее отклонение от такой трактовки рассматривается как признак неисправностей двигателя. Однако за задымление можно принять и естественный пар, выходящий в морозную погоду. Чтобы разобраться в нюансах дыма, отличить один от другого и принять меры в случае необходимости — воспользуйтесь информацией ниже.

Чёрный дым

Один из наиболее опасных симптомов, свидетельствующих о неполадках в двигателе. Дело в том, что по своей сути это образование дыма говорит о том, что топливо не сгорает до конца, что бывает в двух случаях:

  • подача горючего к местам сгорания превышает допустимые нормы;
  • для сгорания не хватает кислорода.

В первой ситуации могут быть повреждены форсунки, или неправильно регулируется подача топлива на ТНВД. В этом насосе также может быть повреждён регулирующий обороты прибор. Также следует проверить давление на впрыске.

Настройка регулировки количества поданного ТНВД горючего осуществляется двумя способами — специальным винтом и педальным газом. Когда винт закручивается, происходит увеличение количества поданного топлива, одновременно с этим растут и обороты на холостом ходу. Но их уменьшение возможно поворотом другого винта. Именно в этом случае выхлопы идут с чернотой, хотя мощность и увеличивается.

К задымлению чёрного цвета приводит слишком сильное закручивание винта, который упоминался вначале, в сочетании с давлением на газовую педаль. При этом сброс оборотов идёт медленнее обычного.

Теперь о форсунках — неплотная посадка инжектора в гнездо в сочетании со снижением давления, которое нужно, чтобы игла поднималась, приводит к тому, что цилиндры получают топливный излишек. Кроме того, его концентрация слишком велика, поэтому он идёт каплями, а для формирования тумана им не хватает времени.

Устройство ТНВД предполагает взаимодействие деталей между собой, а это влечёт за собой их истирание и выход из строя. Конечно, для минимизации этого эффекта существует смазка, которой являются и масло, и топливо само по себе. Но зимой действие обоих веществ уменьшается. Элементарный запуск автомобиля требует давления на газовую педаль, параллельно с этим действием в ТНВД поворачивается рычаг, запускающий топливо. Но в качестве опорного элемента у него выступает регулирующее обороты устройство. Поэтому значительного увеличения объёма топливной подачи достичь не удаётся, особенно если есть изношенность этого устройства. Именно эта изношенность и даст окрашивание дыма в чёрный цвет. Но при хорошем состоянии устройства дым будет мало заметен, его окраска останется серой.

Почему не хватает воздуха

Чёрная окраска дыма возможна вследствие недостатка воздуха, причиной такого положения становится воздушный фильтр, который исчерпал свой ресурс без смены. Если двигатель оснащён механизмом рециркуляции газов (ЕГР), то сбой в его работе также блокирует подачу воздуха. Особенно уязвима заслонка дросселя. К другим причинам можно отнести:

  • неисправности турбокомпрессора;
  • провалы клапанов впуска, ведущие к уменьшению расстояний, предусмотренных для подачи тепла;
  • неверно расположенные точки распределения газов и подачи топлива.

Серый и синий дым

Когда говорят о сером дыме как признаке неисправности, то имеют в виду его чрезмерное сгущение и излишне тёмную краску, потому что в норме дым и является светло-серым, иначе его было бы и вовсе не заметить, или он имел бы белую окраску. Причины такого задымления — те же, что у чёрного:

  • выработка ресурса воздушным фильтром;
  • неисправность форсунок;
  • дефекты ТКР и т.д.

У синего дыма причины несколько иные. Это может быть впрыск топлива, который произведён с временной задержкой. Он, в свою очередь, происходит у ТНВД, которые уже выработали свой ресурс, или близки к этому. Как правило, более быстрое изнашивание происходит в зимний период, по той же причине нехватки смазки, детали взаимодействуют друг с другом, не получая её в должном объёме. Поэтому и топливо остаётся ненагретым, что отрицательно сказывается на цилиндре, а впрыск замедляется. Начинается тряска мотора, дым синеет. При прогреве двигателя его становится меньше, он может и вовсе исчезнуть. Это значит, что произошёл нагрев топлива, оно воспламенилось.

Но при низкой компрессии нужной температуры даже по окончанию сжимающего такта достигнуть не удаётся, воспламенения в таком случае не происходит, двигатель не получается завести, потому что компрессии работающего «движка» не хватает. 

Отсюда выводим рекомендацию: при появлении синего дыма поворот ТНВД следует осуществлять до прежнего момента, убедившись в достаточном количестве топлива. При его нехватке давление внутри насоса упадёт, что задержит впрыск и приведёт к сотрясению мотора. Потому что поршень таймера находится в том положении, которое определяет топливное давление в насосе, оно ускоряет или замедляет впрыск горючего.

Нехватка топлива, кстати, является поводом для проверки топливного фильтра, который может выработать свой ресурс. Заодно можно проверить:

  • сетку в баке;
  • сетку насоса;
  • топливную магистраль, где воздух может подсасываться;
  • само устройство ТНВД, который может испытывать затруднения с накачкой.

В случае, когда, повернув ТНВД, не удалось ликвидировать сотрясения, а дым остаётся синим, можно предположить, что причина заключается в низкой компрессии и пониженной температуре в местах сгорания топлива. Попробуйте произвести замену масла, это позволит улучшить работу компрессионных колец. Если это не помогает — нужен ремонт ЦПГ.

Иногда двигатель продолжает трястись и при ликвидации синего дымообразования. Причина может заключаться в том, что клинит плунжер клапана редукции. Встряхнув корпус клапана, можно услышать стук и увидеть его слабое движение. При отсутствии стука следует убедиться, что нет и движений, для этого используют подстановку мелкого предмета, например, спички. В этом случае нужен разбор клапана. Пробивание заглушечного механизма приведёт к сжатию пружины и выбиванию плунжера со стопорным кольцом. Пружину нужно вытряхнуть, а клапан после сборки вернуть на исходную позицию.  Далее можно попытаться провести регулировку давления в ТНВД.

Как поднять давление в ТНВД

Подъём давления в ТНВД можно осуществить следующим действием: произвести упор бородком в заглушной механизм клапана редукции и небольшим ударом молотка провалить его, отчего зажим пружины станет сильнее. Проверив двигатель на разных оборотах, убедиться в отсутствии звуков металла. Если изменений не произошло, действия повторить. Появление металла в звучании двигателя означает, что провал произошёл сильнее необходимого уровня, для возвращения исходного положения придётся снимать клапан полностью.

Проверка фильтра тонкой очистки топлива

Чтобы проверить, не исчерпал ли фильтр свой ресурс, помещают ёмкость с горючим под капот и осуществляют подачу топлива без фильтрации. Обратный ход топлива также замыкают на ёмкость. Улучшение работы двигателя означает исправность ТНВД и возможность засоров при фильтрации. Однако другой причиной может быть и так называемый «воздушный подсос». Для его исключения нужен шланг из прозрачного материала, его вставляют в топливную магистраль, по движению топлива можно найти пузыри с воздухом в неплотных соединениях или в ручном насосе подкачки.

Когда нужен ремонт ТНВД

Износ ТНВД определятся по многим признакам. Одним из них является появление металлической стружки в отсечном клапане, она обнаруживается сразу после его откручивания. Другими симптомами могут быть:

  • следы коррозии на внутренних составляющих;
  • отсутствие подачи или отвода топлива, которое также может быть следствием неисправных форсунок;
  • топливные протечки из самого насоса;
  • масляная эмульсия по охлаждающему контуру.

Косвенно неисправность ТНВД можно заподозрить и по другим признакам, например, перерасходу дизтоплива или соскальзыванию газораспределительного ремня.

Турбина

Если исключить неисправность самой турбины, где ремонт редко оправдывает себя, появление синего дыма может быть обусловлено порывами и потерей герметичности уплотнений. В этом случае синева появляется как результат испарения масла, попадающего на разогретые до предельных температур поверхности. Следует также проверить маслосъёмные колпачки, они могут пропускать масломоторный состав, который уходит в коллектор выпуска. Увидеть окрашенное синим задымление в таком случае можно только после прогрева на холостом ходу. С рабочими цилиндрами масло прогорит полностью, и дым исчезнет.

Белый дым

От естественного выхлопа его отличает также характерный запах: он отдаёт прогорклым маслом. Но в зимний период без этого запаха будет выходить пар, по данному признаку их можно различать. При этом такой пар исчезает после моторного прогрева. Точнее, он перестанет быть видимым, при поднесении руки к выхлопной трубе можно ощутить её намокание.

Такой пар проблемы не представляет, хуже, если белое задымление вызвано попаданием ОЖ на цилиндры. Параллельно с этим начинается моторная тряска на холостых оборотах, иногда даже не удаётся обеспечить полноценную работу в таком режиме. Подогрев коллектора впуска происходит с участием ОЖ, поэтому попадание её на цилиндры может быть вызвано непригодной прокладкой. Прокладка может прогореть и в ГБЦ, также может треснуть и сама головка. Интересно, что при образовании такой трещины бак расширения остаётся наполненным, а ОЖ на трубу выхлопа выходит со ржавчиной, что объясняется постоянным перегревом.

Попытки ремонта ГБЦ, как правило, безуспешны, так как, например, часто пытаются вмонтировать стержень из меди через просверленное отверстие, чтобы избежать газового прорыва через трещину, расположенную между клапанными сёдлами. Это действительно удаётся сделать таким способом, но, во-первых, исполнение ГБЦ в двигателях Камминз чаще всего чугунное, медь же значительно уступает чугуну, а если пытаться поставить чугунный стержень, то ремонт обходится не дешевле замены головки. Во-вторых, может произойти блокировка водного канала, с ней функциональность будет неполной.

Заключение

Таким образом, если задымление имеет чёрную окраску, то либо подано слишком много дизтоплива, либо ему, чтобы сгореть, не хватает воздуха. Основные причины в первом случае лежат в области повреждения форсунок или связаны с неверной регулировкой топливной подачи на ТНВД. Во втором случае следует проверить воздушный фильтр, который мог исчерпать свой ресурс. При установленном ЕГР следует проверить корректность его действий. Проверке также подлежат турбокомпрессор и клапаны впуска. Причины серого задымления обычно совпадают с указанными. В синем обычно «повинны» запоздалый топливный впрыск или неисправность турбокомпрессора. Также к этому приводит изношенный ТНВД или отработавший своё топливный фильтр тонкой очистки. Оно может быть спровоцировано низкой компрессией и пониженной температурой в местах сгорания топлива.

Белый дым от естественного выхлопа можно отличить по запаху. Для первого, связанного с неисправностями, характерен запах прогорклого масла. Он может образоваться от попадания ОЖ на цилиндры, к этому может привести и неисправная прокладка, одно из расположений которых — ГБЦ. Также это может быть связано с трещинами в самой головке, ремонтировать которые бессмысленно.