Прокладки в двигателях Cummins: внимание важно и в мелочах

Двигатель Cummins — сложное устройство, в котором не бывает мелочей, в нём каждая, пусть и небольшая деталь имеет значение. Места применения техники с этими силовыми агрегатами разнообразны, её роль порой просто огромна, и остановка вследствие поломки — роскошь, которую нельзя допустить. Поэтому диагностика, профилактические мероприятия, осмотры, смены фильтров и замены деталей с подозрениями на неисправность — не просто рутина и обыденность, а необходимость.

При этом при обслуживании прежде всего уделяют внимание крупным узлам — блоку цилиндров с ГБЦ, коленвалу, турбокомпрессору, топливной системе. Прокладки остаются за скобками, иногда их меняют попутно, заменяя другие запчасти. Отчасти это верно — ведь прокладочные материалы призваны защищать определённые автокомпоненты. Однако у них есть и собственные задачи, отсутствие решения которых способно повлиять на работоспособность самых разных составляющих мотора. Подробнее о разнообразии этих компонентов и их своевременной замене с типовой технологией — в нашей информационной статье.

Определение и назначение

С прокладками мы знакомы в обыденной жизни, например, существует подобное сантехническое изделие. Автомобильный аксессуар также имеет сходство с ним, так как является промежуточным звеном между определёнными узлами, закрывающим пустые места поверхности, чтобы она не оставалась открытой. Но размеры двигателя существенно больше каких-либо бытовых предметов, значительно превышает их площадь и большинство автоузлов, поэтому и размеры помещаемых в двигатель прокладок увеличены.

И это их первая отличительная особенность. Вторая заключается в материалах: работа двигателя проходит при высочайших температурах, под сильным прессом и влиянием других неблагоприятных факторов, в том числе и воздействии абразивов. Поэтому компании-производители, озабоченные обеспечением качественной работы силового агрегата, применяют в изготовлении этой детали лишь материалы с огнеупорными, влагоустойчивыми и толерантными к прочим воздействиям свойствами. Однако при этом им приходится придавать и пластичные качества, позволяющие входить в достаточно узкие пространства, чтобы они действовали, не повреждаясь и не нанося ущерб другим компонентам.

Визуально прокладки могут выглядеть по-разному, так как разработчики учитывают разное устройство узлов и запчастей, с которыми они будут соприкасаться. Конструкция зависит также от задач, которые им приходится решать. Основная цель — обеспечение герметизации, но дополнительно прокладки могут:

  • позволить более компактное размещение деталей за счёт уплотнительных свойств;
  • улучшить соприкосновение компонентов, имеющих дефекты поверхностей;
  • не допускать протечек наружу и защищать от проникновения посторонних веществ снаружи.

Какие бывают

Исходя из назначения, которое может быть востребовано в различных частях мотора, определяется и классификация прокладок, они делятся на:

  • защищающие от топливных, масляных, водных протеканий, в том числе и ОЖ;
  • уплотняющие места сочленений деталей;
  • проводящие через себя жидкости по специально подготовленным каналам.

Отдельно стоит отметить изделия, которые также играют уплотнительную роль, но соединяют подвижные и неподвижные соединения — это сальники, они к прокладкам не относятся, так как имеют другую структуру. Но часть прокладочных функций они перенимают на себя.

Относительно размещения, можно назвать прокладки:

  • турбинные;
  • ГБЦ;
  • масляного поддона;
  • охладителя;
  • ТНВД;
  • ТННД;
  • водяного насоса;
  • крышек;
  • адаптеров;
  • воздушного компрессора;
  • маховика;
  • коллекторов и многих других деталей.

Причём в каждом из указанных наименований возможно несколько вариантов различных прокладок. Например, только у турбокомпрессора размещаются четыре их вида. Одни из них предотвращают выход воздуха в месте соприкосновения мотора со впускным коллектором. Другие закрывают место сочленения с выпускным коллектором и не дают газам выйти наружу. Третьи закрывают пустоту у коллектора впуска. Наконец, имеются и те, что блокируют пропуск у коллектора выпуска. Одним словом, разнообразие прокладочного мира просто поражает, поэтому выбор возможен только при знании точного наименования детали или цели её размещения.

Как понять, что прокладка потеряла нужные свойства

Когда прокладка теряет свои необходимые для достижения поставленных задач свойства, она уже не может обеспечивать герметизацию и закрывать нужные места. Как правило, она имеет повреждения, которые иногда распространяются на существенную площадь, в отдельных случаях она может стать меньше по размерам в результате деформаций. У неё может просто отсутствовать какая-либо часть или наоборот — под действием расплавленных металлов она сольётся с ними и увеличится в размерах. Но чаще всего прокладки поражены разрывами, вмятинами. Любые из перечисленных признаков определяются визуально, если внимательно присмотреться к деталям повнимательнее. Иногда для этого приходится осуществлять разбор других составляющих, чтобы добраться до самой прокладки. Все эти признаки говорят о том, что прокладка просто не сможет осуществлять свои функции. В этом случае её придётся заменить.

Но иногда визуальному осмотру предшествует вывод о возможности выхода из строя прокладок по косвенным признакам. Например, если говорить о прокладке, которая установлена в ГБЦ, то такими признаками будут:

  • утечки масла и его перерасход;
  • свечной нагар;
  • изменение выхлопной расцветки;
  • «стреляющие» выхлопы и т.д.

Практически все они совпадают с симптоматикой неисправной головки, что неудивительно: неисправность прокладки губит и эту деталь. Именно в этом состоит опасность, поэтому необходимо наблюдение за состоянием компонентов и внимание к мелочам.

Вопрос о ремонте прокладки, как правило, не встаёт вовсе: посудите сами, можно ли залатать обычными материалами участок, воздействие на который оказалось сильнее специальных составов, есть ли в этом вообще смысл.

Замена прокладок

Технология замены прокладок несложна и доступна любому. Но доступ к ним порой требует разбора нескольких узлов, поэтому здесь важно соблюдать аккуратность и строго следовать предлагаемым схемам. Некоторые детали достаточно тяжелы, поэтому потребуется физическая сила или помощь напарника. Есть довольно хрупкие запчасти, их можно повредить, особенно важно не перестараться с затяжкой, поэтому обычно указывается величина усилий, которые следует прилагать.

Для примера разберём технологию замены прокладки турбонагнетателя, которые могут применяться в большом спектре модификаций моторов Cummins (ISX, 6CT 8.3, ISCe, ISG12, ISF3.8 и 2.8 и т.д.). Лучше, если весь необходимый инструмент будет под рукой. Могут понадобиться головки (ходовые размеры — 8, 10, 15, 16), ключ для динамометрии, удлинитель, всевозможные отвёртки, щуп, лучше несколько, линейка и стопор, чтобы фиксировать детали.  

Прежде всего сам турбокомпрессор следует освободить от сопутствующей периферии — снять маслоподающие компоненты, систему охлаждения, убрать «улитки», патрубки с подшипниками. Затем можно снять и ТКР. Все детали необходимо тщательно прочистить, лучше всего подойдёт пескоструйка — она эффективно воздействует на обрабатываемые поверхности и работает в щадящем режиме. Прокладка вынимается, вместо неё ставится новая, компрессор собирается и ставится на прежнее место. Подсоединяется периферия. Тестовый запуск покажет работоспособность комплекта, особенно важна проверка в «холостом» режиме.

Теперь рассмотрим подробнее замену прокладки ГБЦ на моторах ISF 2.8. Такая необходимость часто возникает в Газельках, где случаются протекания ОЖ или ГСМ, особенно в местах соединений ГБЦ с самим цилиндровым блоком. Для этой операции требуется полный съём мотора, так как иначе к месту постановки не добраться. Также потребуется снять:

  • клапан рециркуляционной газовой системы, который собран с устройством теплообмена;
  • турбину;
  • крышку ГБЦ.

После этого нужно поставить поршень цилиндра № 1 в мёртвую точку верхнего расположения такта сжатия. Чтобы освободить для снятия крышку картера газораспределительного привода, необходимо выкрутить её крепёжные болты, их обычно установлено пять. Там тоже установлена прокладка, она подлежит замене, вне зависимости от состояния, поэтому её убирают при демонтаже крышки. Крышка гидронатяжки цепи крепится двумя болтами, их следует выкрутить, тогда сама крышка легко снимается. Прежде чем зафиксировать цепь проволокой, нужно снять плунжер. У дискового болта, который также крепит звезду распредвала, достаточно ослабить натяжку, при этом следует придержать вал, чтобы он не перевернулся.

После этого можно закончить выворачивание данного болта, а оба вала (коленчатый и распределительный) уже следует оберегать от проворотов, так как иначе будут нарушены газораспределительные фазы. Диск снимается, следующая стадия — снятие звезды с цепочкой, они расположены на распредвальном хвостовике. При этом нужно извлечь дистанционную шайбу, так как она может потеряться. После фиксации приводной цепи ГРМ со звездой начинают съём термостата с корпусной части. Болт успокоителя цепи привода ГРМ, который крепит его к ГБЦ, ослабляется, а затем выкручивается до конца. Затем необходимо выкрутить оба болта, которые крепят картер данного привода к маховичному картеру. Также выкручиваются все болты коромысловых креплений, после чего сами коромысла вынимаются с толкателями и осевыми опорами.

Цилиндровый блок в данной модели закреплён десятью болтами, все они подлежат выкручиванию. Распредвальная звезда с цепочкой ГБЦ отвязывается, снимается головка с трубой впуска, коллектором выпуска, вакуумное насосное устройство, при этом цепь привода ГРМ должна быть натянута. Снимаем саму ГБЦ, а после обязательно держим цепь привода ГРМ натянутой и закрепляем её проволокой, иначе она уйдёт с коленвальной звезды. Теперь можно вынимать прокладку ГБЦ, остатки подвергаются зачистке. У ГБЦ перед постановкой новой прокладки не должно быть следов коробления, проверку осуществляют щупом, зазор более 0,05 мм — повод для замены самой головки. Новая прокладка накладывается на цилиндровый блок, уплотнение должно быть вверху.

Перед обратной постановкой ГБЦ и всех сопутствующих деталей, которая совершается в противоположной последовательности, удаляется масло и ОЖ, они могли попасть под болты и в отверстия в процессе демонтажа. Болты промасливают. Крепёжные болты для ГБЦ и картера газораспределительного привода достаточно сначала ввернуть вручную, без затягивания. Усилия для болтового крепежа:

  • ГБЦ — 60 Нм;
  • картера привода ГРМ — 4 Нм.

Крепёж ГБЦ идёт в три этапа: затяжка, вворачивание на четверть круга и доворачивание на следующую четверть круга.

Заключение

Удобнее всего прокладочные материалы закупать комплектами, так как в них сформирован тот состав, который пригодится для ремонта той или иной детали. Например, этот набор — для капремонта силовых агрегатов серий QSM, M11, L10, в него включены все необходимые прокладки. Чтобы прокладки служили долго, необходимо заниматься ТО двигателя, присматриваться к его работе, менять комплектующие, которые исчерпывают свой ресурс, так как работа с неисправными запчастями заставляет узлы работать усиленно и изнашиваться. Также стоит задуматься о стиле вождения: если ездить, не перегружая силовой агрегат, избегать резких торможений и применять «холостые» прогревы при старте, можно существенно продлить жизнь его составляющих, включая прокладочные материалы.