Коллекторы на двигателях Cummins: как найти нужный и заменить
Силовые агрегаты Cummins — пожалуй, одни из немногих, устоявших в санкционную эпоху. Во многом это объясняется нужной степенью локализации, которая была проведена в России задолго до наступления тяжёлых времён — СП Камминз Кама успешно действует и выпускает многие детали для моторов. Кроме того, силовые агрегаты уже установлены на очень обширный спектр автотехники, их продолжают устанавливать и поныне. Среди этой техники имеются модели, которые используются во всех секторах экономики, от сельского хозяйства и пассажирских перевозок до строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Успешная деятельность этих ТС базируется в том числе и на слаженной работе составляющих моторов, в перечне которых есть такие компоненты, как коллекторы. Когда они выходят из строя, возникают вопросы: какой из предлагаемых выбрать, как заменить, и что сделать, чтобы в дальнейшем завершение эксплуатационного срока произошло позже. Постараемся ответить на них в данном материале.
Для чего нужны и какие бывают
В силовых агрегатах коллектор — это отрезок пути жидкости или газа, который соответствует входу или выходу. И от того, к какому направлению из этих двух он относится, зависят его функции, за которые он отвечает. Они принципиально разные. Их также называют впускными и выпускными, коллекторами впуска и выпуска.
Первые выполняют задачу направления воздушной массы к цилиндрам. Чтобы она поступала в нужном объёме, не превышая допустимые пределы, устанавливают заслонку, именуемую дроссельной, то есть ограничительной. Формирование ТВС происходит на укороченном отрезке коллектора, эта часть создана для смешения воздуха с топливом. Для этого работает ресивер, гасящий при этом колебания. Вхождение воздуха проходит через отверстие, затем он разделяется на нужное число потоков, по количеству цилиндров в двигателе. Под воздействием поршня формируется сила привода, её используют для стеклоочистителей и других узлов.
У выпускного коллектора совершенно другая задача — объединить газовые потоки после отработки. Для этого трубы делятся на короткие и длинные, они заняты продуванием камер сгорания и не дают проникать посторонним газам.
Его удачное расположение — на ГБЦ — позволяет успешно выполнять свой функционал. Кроме того, у выхода ему помогает нейтрализатор катализации, который в отдельных моделях заменяется выпускной трубой.
Несмотря на различия, у обоих коллекторов есть немало общего: для того, чтобы выдерживать накал температур и спрессованный высоким давлением воздух, их изготавливают из огнеупорных материалов, основным из которых является легированная сталь, иногда применяют модифицированный чугун, хром, молибден. Эти сплавы повышают прочность и способствуют укреплению состава. Конструкция обоих коллекторов предусматривает наличие прокладок, которые защищают свободные места и уплотняют их, делая взаимодействие составляющих идеальным. В обоих случаях закрытие производится крышкой, а само устройство помещается в корпус.
Неисправности, поломки, ремонт и замена
Прежде всего, не все владельцы техники устанавливают на свои двигатели Камминз коллекторы этого производителя. Более того, они могут поддаться соблазну предложения низкой цены и установить фальсификат. Такие коллекторные установки «сгорают» значительно быстрее оригиналов, экономия, как говорится, выходит боком.
Но даже оригинальные запчасти рано или поздно выходят из строя, тем более, если техника эксплуатируется нещадно, присутствует агрессивный стиль вождения или допускаются ошибки. Укажем основные симптомы, свидетельствующие о неисправностях, возникающих во впускном коллекторе:
- затруднения на «холостом» ходу;
- снижение мощностных показателей;
- протечки хладагента;
- частый перегрев мотора;
- осечки в зажигании.
Если установлен ЭБУ, он в такой ситуации подаёт сигналы о проблемах, их частота увеличивается. Неисправности могут быть также связаны с воздушным подсосом или разбалансировкой систем смазки и охлаждения, иногда поток «захлёбывается» из-за углеродного скопления.
Выпускной коллектор при неисправности можно опознать по чаду на выхлопах и сильному шуму, детали при рассмотрении оказываются покрытыми копотью. Двигатель в таких случаях работает нестабильно, заводка идёт рывками, особенно страдает «холостой» ход. Это происходит потому, что система охлаждения не справляется с поставленными задачами, что, в свою очередь, вызвано бессистемностью выхода отработанных газов.
В этом случае можно проверить нейтрализатор катализации, который часто не переносит ударов в поездке, вода из луж и ям также губительно действует на него, так как он не справляется с нагрузкой. Особое внимание следует обратить на качество топлива, этиловые образования и масло в топливе ухудшают взаимодействие деталей, в том числе и в выпускном коллекторе. Отдельно отметим работу датчиков, если они установлены: если их деятельность некорректна, то, например, попадающее в дизтопливо масло будет коксоваться и забивать ячейки катализатора и другие участки мотора.
Во всех этих случаях, как и в описанных ситуациях с впускным коллектором, необходим ремонт. Часто он заключается в замене вышедших из строя комплектующих, например, одной из труб. Но обычно проще заменить весь узел целиком, так как затраты на часть ненамного меньше, чем на целое. Кроме того, нужно устранить причины, иначе ситуация повторится через некоторое время.
Выбор коллектора для замены
Чтобы выбрать коллектор для замены, нужно знать модификацию двигателя и артикул ранее установленной детали. Если они вам неизвестны — помогут консультанты. Однако следует избегать покупки дешёвых подделок, которые быстро выходят из строя, создавая опасные ситуации в пути. Относительно приобретения оригинальной продукции сторонних производителей ничего против сказать не можем, но ситуации, когда деталь не подошла к двигателю — не так уж редки. Всё-таки лучшего всего на Камминз поставить узел «родного» производства, так как именно он изготовлен под потребности мотора. Есть также компании, являющиеся официальными партнёрами моторопроизводителя — Бош, FCEC, Mahle, Holset, эти запчасти проверяются концерном, их можно ставить, как собственные.
Модельный ряд коллекторов совершенствуется год от года, и если у вас ранее стоял узел, который уже снят с производства — нужно просто поставить более свежий вариант, от этого вы только выиграете.
При прочих равных можно обратить внимание на:
- материалы изготовления, содержащие сталь, хромовые и молибденовые включения;
- размеры, которые позволяют увеличить мощность;
- взаимодействие с клапанами.
Технология замены входного коллектора
Замена коллектора, установленного на входе, рекомендуется в описанных ситуациях, которые обычно связаны с несовершенством формирования ТВС и её транспортировки на сгорание.
Рассмотрим технологию замены этого узла на примере двигателя ISF3.8:
- аккумулятор с «минуса» снимаем по клемме, также убираем патрубок попутного воздухоохлаждения наддувом и трубку маслоподачи, штуцер при последнем действии обязательно требует поддержки, иначе будет проворот, удобнее всего это сделать гаечным ключом;
- следующий элемент демонтажа — трубка «обратки» масла, для этого сначала выкручиваются крепёжные болты, затем — съём хомутов и шланга, штуцера и уплотнения;
- поочерёдно демонтируем топливный аккумулятор, топливные трубы для подачи с высоким давлением, шланги топливоподачи, переходное устройство патрубка впуска воздуха — его затяжка под 10 Нм;
- убираем устройство подогрева воздуха на впуске и датчик наддувного давления, а также прибор определения воздушной температуры на впуске;
- после слива ОЖ можно снять перепускную трубу с уплотняющими элементами, для этого нужно вывернуть болт, затянутый на 24 Нм;
- после снятия клапана, запускающего вентиляцию картера, можно снимать сам коллектор, для этого нужно вывернуть болты крепежа к ГБЦ.
После съёма коллектора не забудьте поменять прокладку, далее нужно заскотчевать каналы в ГБЦ, чтобы избежать их загрязнения. Установку коллектора производят в обратном порядке, моменты затяжки указаны выше.
Технология замены выходного коллектора
Теперь рассмотрим технологию замены коллектора на выходе, для примера возьмём модель двигателя ISF2.8. Начинаем также с минуса АКБ, затем убираем воздушный фильтр и рукав воздухоподвода, клапан рециркулятора газов с теплообменным механизмом. Там, где коллектор крепится к ТКР, необходимо выкрутить три гайки с болтом, затем освободить коллектор от кронштейна теплообменника, закреплённого болтом, для чего его также выкручивают. Наконец, коллектор крепится к ГБЦ восемью болтами, которые подлежат выкручиванию. Последний штрих — выемка болтов с втулками из отверстий, после этого, аккуратно потянув вверх и сдвинув со шпилек крепёж к турбинному фланцу, можно снять коллектор.
Перед постановкой нового устройства обязательно меняются прокладки, они установлены в местах прилегания к ГБЦ и ТКР. Также нужно вычистить место для посадки, для этого можно воспользоваться «наждачкой», болты лучше сядут, если их обработать графитной смазкой. Сборка идёт в обратном порядке, затяжка болтов под 42 Нм.
Способы продления жизни
Поменяв коллектор, следует озаботиться тем, чтобы следующая замена случилась попозже. И для впускного, и для выпускного устройства важна система смазки узлов, причём дело не только в самих составляющих коллектора. Компоненты, не получающие смазку в необходимом количестве, будут работать «на износ», усиленную нагрузку получат и другие составляющие. Те детали, которые вышли из строя, необходимо как можно быстрее заменить, для этого существует процедура ТО. Неисправность отдельных элементов можно обнаружить только на компьютерной диагностике, пользуйтесь ею периодически.
Замена забитых фильтров, качественное масло и топливо, своевременная смена ГСМ — это обязательные меры, ими нельзя пренебрегать. Чтобы избежать влияния углеродных скоплений на выпуске, необходима периодическая чистка устройства. Особое внимание обращают на прокладки, которые нужно вовремя менять.
Заключение
Таким образом, деятельность и впускного, и выпускного коллекторов достаточно важна для успешного функционирования мотора Камминз. Без первого ТВС не поступит для сгорания, без второго хаотичность газовых потоков и отсутствие их регулировки будет выводить другие узлы из строя. Для коллектора на входе симптомами, свидетельствующими о неисправности, выступают проблемы «холостого» хода, утечки ОЖ с перегревом мотора и осечками зажигания. Выпускной коллектор требует внимательного осмотра, если есть выхлопной чад, шум силового агрегата, копоть на узлах.
Воспользовавшись приведёнными в статье рекомендациями, можно продлить срок эксплуатации. Если потребуется замена коллекторов — используйте технологии, которые описаны здесь. Выбирая коллектор для замены, приобретайте только лицензированную продукцию изготовителей, отдавая предпочтение деталям Cummins и его партнёров. Чтобы не запутаться в деталях, используйте поиск по артикулу и модификации силового агрегата, а если есть затруднения — обращайтесь к консультантам.