ГБЦ на КАМАЗе с Cummins: зачем нужна, какую выбрать, как поменять

ПАО «КАМАЗ» — не только крупнейший производитель грузовиков в России, но и стабильный потребитель двигателей Cummins, которые уже много лет устанавливаются на весомую долю его машин. Возможно, влияет и тесная кооперация двух компаний: в Набережных Челнах работает СП КАММИНЗ КАМА. Поэтому неудивительно, что в этих двигателях часто располагается головка блока цилиндров именно этого производителя. Но иногда она, как и другие составляющие мотора, выходит из строя.

Почему это происходит, каково значение этой детали, какую ГБЦ выбрать на замену и какова технология обновления — на эти вопросы мы постараемся ответить в статье. Она будет полезна и эксплуатантам другой автотехники с силовыми агрегатами Камминз, так как с ними работают ТС в сельском хозяйстве, ЖКХ, строительстве и других секторах экономики.

Фундаментальная основа

Именно так называют иногда головку цилиндрового блока. На самом деле, это преувеличение, так как такой основой является сам БЦ, но, располагаясь сверху, она действительно имеет большое значение, так как способна создавать условия для сгорания ТВС в спецкамерах. А ещё в её функционал входит другая важная задача — способствовать отводу газов после их выработки, что впрямую влияет на экологичность выхлопов.

Поэтому, если сам БЦ — основа, то его головка — основа основ, ведь без неё не смогут решиться важнейшие задачи по необходимому для запуска и движения сгоранию ТВС и обязательному для этой же цели выводу газов. Через ГБЦ проходят пути форсунок, поэтому она важна и для обеспечения мотора топливом, есть у неё и отверстия для заливки масла, а также ОЖ.

Для того чтобы успешно выполнять все эти функции, блочно-цилиндровой головке необходима крепкость, она обеспечивается закладкой материалов, среди которых есть место чугуну с модификацией, легированным сталям и хромомолибденовым включениям. Крепкость также достигается монолитной конструкцией. Поэтому эту деталь не назовёшь лёгкой, вес изделия обычно превышает 20-килограммовую отметку, а значит — монтаж и демонтаж можно вести только с напарником, соблюдая при этом осторожность, чтобы не повредить другие узлы и компоненты, включаемые в состав ГБЦ.

Причины и признаки неисправностей

Причины неисправностей ГБЦ лежат в плоскости условий, в которых ей приходится работать. Накал в тысячу градусов и свыше по Цельсию, прессующее давление, многократное увеличение ускорения при наборе скорости, химические воздействия — всё это способно постепенно разрушать даже крепчайшие детали. Усугубляют ситуацию и действия водителей, неаккуратно меняющих саму головку и смежные с ней детали — прокладки, вкладыши, гильзы цилиндра и т.д. Влияет и стиль вождения, при агрессивном ГБЦ изнашивается быстрее. Особенно пагубен «разрывной» характер движения: разогнали мотор, резко затормозили, снова набираются обороты. Такое часто бывает при обслуживании торговых объектов, да и в частом стоянии на светофорах, пробках.

От всего этого мотор начинает перегреваться, из строя выходят комплектующие. Важную роль также играет смазка, а в случае использования некачественного состава узлы не получают её в нужном объёме, отчего начинается взаимное трение друг об друга, они истираются, их клинит, начинаются их поломки. Среди тех деталей, которые склонны к такой реакции, можно назвать распредвал и клапаны с толкателями. Часто меняемым расходным материалом являются прокладки, их нужно менять даже при замене других узлов, но не всегда так делают при обслуживании автомобиля. Такая экономия обходится слишком дорого — потом приходится заменять сам компонент, может дойти и до ГБЦ.  

Внимательно следует относиться и к элементам крепежа: относительно небольшой болт при срыве с позиции может доставить немало проблем, ведь полетит не только ГБЦ, по области расположения мотора будут хаотично перемещаться и сам крепёжный компонент, и разрушенные им детали. Поэтому хороший водитель ежедневно проводит осмотр запчастей, внимательно наблюдая за тем, как ведут себя отдельные компоненты и мотор в целом. Но некоторые комплектующие невозможно отследить самостоятельно, тогда помогает диагностика с применением компьютерного оборудования.

Если же на корпусе заметны следы утечек ГСМ, то, возможно, пробита прокладка, а сама ГБЦ нуждается в замене вместе с ней. Обеспечение герметичности прокладкой можно проверить, не снимая саму головку, для этого существует старый водительский способ с использованием бутылки, её наполовину заполняют водой, туда засовывают шланг от бака расширения. При запуске «движка» вода запузырится, это означает, что в прокладочном материале есть дефект.

Как выбрать

Замена ГБЦ — нечастое явление, так как деталь достаточно крепка снаружи и внутри, водители полагают: если она продолжает функционировать, то менять необходимости нет. Отчасти этот подход рационален, но именно поэтому им приходится потом менять весь силовой агрегат. Если с головкой блока есть описанные проблемы, функционал нарушен, то лучше поменять её, не дожидаясь пагубных последствий.

В этом случае начинаются поиски детали на замену, главным аргументом обычно является цена. Но предложения из низкой ценовой категории часто являются контрафактом, при этом важно учитывать совместимость, ведь можно купить деталь, которая не будет работать на данном двигателе. Поэтому искать лучше в ассортименте самого концерна, продукция других компаний не сможет работать так же, как «родная».

Если же решили ставить ГБЦ именно Камминз, то искать нужно у официальных дилеров: во-первых, именно здесь меньше шансов нарваться на подделку, во-вторых, предлагается гарантия, то есть продавец отвечает за свой товар. Наличие этого статуса, например, позволяет нам получать те детали, которые уже сняты с производства, их невозможно найти в ассортименте организаций, работающих на перепродаже.

Далее всё просто: поисковик на сайте предложит варианты, подходящие под модель двигателя, если известен артикул, то будет выдана и прежняя разновидность, и модернизированные, выпущенные под ваше ТС позднее.

Чаще всего на КАМАЗах установлены ДВС 6ISBe, 6 ISLe и 4ISBe, встречаются также ISX15, QSX, ISG12. Технически можно установить и прочие разновидности — QSB, BT, A. Но следует все эти серии отличать от среднетоннажных с индексом ISF. Под имеющийся мотор и ищут ГБЦ. Вариантов обычно несколько, лучше брать более свежий, он модернизирован. Но если ограничен бюджет, можно ограничиться и ранним вариантом — он ненамного старее.

Технология демонтажа на 6ISBe

Чтобы поставить новую ГБЦ, необходимо сначала демонтировать старую. Демонтаж осуществляют по следующей схеме:

  • предварительно снимаются шланги ОЖ, ГСМ, сопутствующая трубная и шланговая номенклатура;
  • необходимо заскотчевать или иным образом закрыть свободные входы и выходы жидкостей, чтобы не создавать загрязнения;
  • после снятия клапанной крышки отсоединить крепёжные элементы самой ГБЦ, воспользовавшись инструментом-головкой, обычно применяется на 18 мм;
  • чтобы добраться до топливных форсунок, необходимо отсоединить их рампу и коннекторы, тогда съём будет упрощён;
  • после снятия форсунок их размещают по разным хранилищам или пакетам, иначе возможна путаница при обратной постановке;
  • не забудьте убрать прокладку перед снятием самой ГБЦ, она в любом случае должна быть обновлена;
  • съём головки осуществляют с напарником, так как её вес и параметры не позволяют сделать это в одиночку.

Прежде чем монтировать новую головку ЦБ, необходимо проверить размеры, возможно, нужна отшлифовка, это нормальная практика, позволяющая осуществлять посадку без лишних зазоров. Зачистке подвергают и место посадки, особенно опасны застаревшая грязь и поршневой нагар, так как они создают препятствия к плотному прилеганию через прокладку. Крепёжные болты должны быть заменены, из мест закручивания удаляют остатки масла, для этих целей можно воспользоваться специальным средством.

Технология монтажа

Прежде всего необходимо поставить на очищенное место старой новую прокладку, затем саму блочную головку, предварительно промаслив место установки и резьбу болтов. Усилие для закрутки соответствует 90 Нм. Первый болт лучше закрутить в центре, затем перейти к тем, которые расположены рядом, двигаясь по кругу, закончить закручивание крайними элементами. В данном случае нужно повторное закручивание на три четверти круга в прямом направлении, но перед этим болты ослабляют на 1,5 оборотов.

Затем последовательно возвращают на место все снятые элементы — коннекторы, рампу, форсунки, клапанную крышку. Завершают операцию подсоединением снятых шлангов и труб.

После регулировки клапанов можно приступать к тестированию. После замены детали не должно быть посторонних шумов, обратите внимание, не появилась ли расцветка в задымлении. Если такие признаки имеются — возможно, монтаж произведён неверно, либо требуется ремонт другого компонента, например, самого БЦ.

Рекомендации по эксплуатации

Меняя деталь, мы надеемся, что следующая замена будет производиться в дальней перспективе. Чтобы так было после постановки новой ГБЦ, следует придерживаться следующих рекомендаций. Они неразрывно связаны с общей профилактикой моторного износа, но есть и специфические моменты, характерные именно для этой детали.

Например, ей, как и другим узлам, необходима смазка, которой в ДВС являются и топливо, и масло, но и то, и другое нуждается в контроле качества, так как некачественный состав только усугубляет проблемы, прогорая от высоких температур. Чтобы этого не происходило, нужно также вовремя менять фильтры, как топливный, так и масляный. Поднять качественный состав горючего помогает сепаратор, дополнительным свойством которого, вдобавок к удалению образующейся и случайно попавшей влаги, является очистка горючего от крупной грязи.

Помогает также наблюдение за клапанами и изменением расцветки дыма. У клапанов, обычно на тарелках, сразу становятся заметны следы нагара. А сизое задымление будет верным признаком нарастающих проблем в ГБЦ.

Заключение

Таким образом, значение ГБЦ, прежде всего — в обеспечении условий сгорания ТВС, а также отводе газов после выработки. Поэтому нужно внимательно отслеживать симптоматику, свидетельствующую о неисправностях в этом узле. Список таких симптомов приведён в статье, также уделяют внимание стилю вождения, который не должен быть агрессивным, следует избегать «рваного» графика, характерного для объезда объектов, где короткие остановки перемежаются с небольшими участками движения. Обнаружить поломку можно, если присмотреться к задымлению, которое меняет расцветку, становится синим, сизым, чёрным.

В случае, если ГБЦ вышла из строя, следует её заменить, воспользовавшись приведённой технологией и не забыв сменить прокладку, а также обеспечив чистое место посадки. Затяжка по указанной схеме соответствует 90 Нм. В дальнейшем, воспользовавшись приведёнными рекомендациями, можно попытаться увеличить эксплуатационный срок головки. Помните, что КАМАЗ — мощная машина, но её мощь обеспечена в том числе и компонентами силового агрегата, в котором ГБЦ занимает одно из ведущих мест.