Как предотвратить выход из строя двигателя Cummins из-за прокладки ГБЦ

Силовые агрегаты Камминз — крепкие и надёжные, поэтому их охотно закупают госкорпорации и частные лица, они широко распространены на самой разной автотехнике, трудно найти марку, на которой не были бы установлены эти знаменитые моторы. Двигатель Cummins ставится, даже если ранее на каком-то автомобиле ранее стоял другой «движок». Это предпочтение чаще всего основано не только на мощности, но и на долговечности и износостойкости материалов, лежащих в основе силовой установки. Именно поэтому они также применимы и в промышленных генераторах, судах малого судоходства и т.д.

Но все эти преимущества способна перечеркнуть одна маленькая деталь, если не заниматься диагностикой и профилактическими мероприятиями. Наша статья основана на реальных историях обращающихся в автосервис, где на вопрос о том, что чаще всего губит двигатель, отвечают по-разному, но один из популярных ответов всегда связан с прокладкой головки блока цилиндров. О назначении этой детали и о том, как предотвратить выход из строя двигателя — наш материал. 

О прокладке

Прокладка является компонентом, способным закрыть промежуток между деталью и другим элементом, которым может быть иной компонент или корпус, а также проводка и т.п. Если оставить деталь без прокладки, то чаще всего она бывает повреждена, но сама прокладка не всегда выдерживает удары, механические воздействия, высокие температуры и давление. Удержать удар, вес которого вырастает на скорости, чаще всего просто невозможно. Одним из решений могли бы стать сверхпрочные материалы, но с ними прокладка потеряет свою эластичность и возможность до предела вжаться в небольшой зазор, который она призвана защитить свои присутствием.

Прокладка ГБЦ служит именно этой цели — обеспечить герметичность пространства и плотное прилегание, поэтому она обязательно меняется при замене самой головки, капремонте и в профилактических целях, когда есть подозрения на недостаточную защиту этого узла. Проблема ещё в том, что ГБЦ, даже при сверхпрочном чугуне в своей основе, может иметь повреждения, а каждая значительная царапина влечёт за собой отход прокладки. Поэтому, как вариант, прокладку перекладывают через определённый период, но проще в таком случае заменить их вместе.

Как определить неисправность

Визуально прокладка при неисправности выглядит помятой и имеет повреждения, она может быть покрытой царапинами, вмятинами, разорванной, у неё могут отсутствовать целые участки. Иногда, вследствие расплавов, она становится больше положенных размеров, распухание может случиться и из-за действия влаги, ОЖ, химреагентов. Всё это ведёт к её неспособности дальнейшего использования и эксплуатации. Но не всегда есть возможность подвергнуть прокладку осмотру, поэтому стоит обратить внимание на косвенные признаки, свидетельствующие о выходе из строя. Они же могут указывать на серьёзные проблемы, связанные с самой ГБЦ.

Помогает, например, наблюдение за холостым ходом. Сбой в работе ДВС проявляет себя именно в этом режиме. Кроме того, двигатель в таком случае перегревается, а ОЖ не достигает нужного уровня. Собственно говоря, всё это взаимосвязанные явления, ведь мотор именно поэтому и перегревается, потому что не хватает хладагента, что проявляет себя в проблемной заводке, а холостой ход — самый первый реагент на данный процесс. Внимательный осмотр моторного масла показывает, что в нём присутствуют белые вкрапления — это следы эмульсии, она появляется из-за пробитой прокладки, вероятное расположение — ГБЦ.

Обратите внимание на масло — с пробитой прокладкой его будет расходоваться больше, а внимательный осмотр выявит утечки в самых разных местах. Далее будут страдать и свечи — они покроются нагаром. Наблюдения за дымом покажут его изменившуюся расцветку — она станет сизой или иссиня-чёрной. Выхлопы будут простреливать.

Если замечены эти признаки, следует проверить и прокладку, и саму ГБЦ. Но и после замены того и другого не стоит успокаиваться, потому что чем больше перечисленных симптомов — тем выше вероятность серьёзных проблем в системах двигателя.

Технология замены

Учитывая единство расположения прокладки в различных моторных версиях, ведь она всегда находится там, где поставлена головная часть цилиндрового блока, можно воспользоваться универсальной технологией замены этого компонента, она типична для грузовых моделей с двигателями ISBe, QSM, QSC и др. Настоятельно рекомендуем также убедиться в работоспособности самой головки, при наличии симптомов неисправности желательно поменять их вместе. И напомним, что процедура смены прокладки обязательна при обновлении ГБЦ.

Операцию по замене лучше проводить в гаражном помещении или смотровой яме с хорошим освещением, у грузовых моделей обязателен кабинный подъём. Чтобы не тратить лишнее время, заранее подготовьте инструментарий — ключи и головки, включая предназначенный для динамометрии, пригодится также электроталь с цепями и крючьями — ею удобно поднимать ГБЦ, вес которой выше 20 кг. Но и в этом случае действия лучше проводить с напарником. Антифриз и моторное масло также лучше держать под рукой. Приобретая саму прокладку, позаботьтесь также о наличии комплекта крепёжных болтов, они не всегда прилагаются к детали, просто нужно внимательно читать состав набора.

Чтобы начинать съём головки, нужно выключить АКБ и стравить давление в ТС, открутить пробки и слить ОЖ. Демонтаж начинают с патрубков, которые можно сначала постепенно ослабить. Затем переходят к фланцам — их отпускают, а трубы, по которым топливо подаётся на форсунки, выкручивают.

Следующий этап — демонтаж рампы, далее — стаканы установки и система топливного впрыска. Чтобы не запутаться в электропроводных штекерах, их разъединяют, также отключают датчики. Съёму также подлежит ролик натяжения генераторного ремня, он находится на передней позиции. Топливная «обратка» также убирается, затем нужно выкрутить бак крепления ГУР, его разворачивают от силового агрегата.

Выкрутив крепёжные болты, убирают проставки. Чтобы получить доступ к прокладке, лежащей под крышкой корпусной части клапана, остаётся поднять её, она также должна быть заменена. Далее — после демонтажа бака расширения нужно выкрутить от двигателя коллектор выпуска, его отклоняют в сторону на максимальный угол поворота.

ГБЦ закручена крепёжными болтами, их выворачивают в такой последовательности: сначала крайние, затем двигаются диагонально к центру. После этого нужно успеть подхватить выпадающую головку крючками электротали, так как она освобождена от крепежа. Место под прокладкой тщательно вычищается, можно использовать специальные средства, тряпки и губки. Поставив прокладку, можно приступать к монтажу ГБЦ, все описанные действия производят в обратном порядке:

  • закрутка болтов;
  • возвращение впускного коллектора на исходную;
  • монтаж расширительного бака;
  • постановка новой подкрышечной прокладки на клапан;
  • вкручивание болтов под проставки;
  • возвращение бака крепления ГУР в исходное положение;
  • «обратка» под горючее;
  • натяжной ролик ремня генератора;
  • подключение датчиков;
  • соединение электропроводных штекеров;
  • установка демонтированной топливной системы впрыска, стаканов и рампы;
  • трубы, фланцы, патрубки.

Завершающим этапом идёт заливка хладанента с закручиванием пробок, подключение АКБ с восстановлением давления в системе. Проводя тестовый запуск мотора после обновления прокладки, многие отмечают улучшения, заключающиеся в лучшем звучании силового агрегата и стабильных выхлопах без имевшихся ранее прострелов.

По усилиям закрутки необходимо смотреть инструкцию, в каждом силовом агрегате они могут быть различными, но крепёж ГБЦ обычно идёт под 60 Нм.

Специфика среднетоннажных двигателей

Устройство двигателей таких серий, как ISF2.8 и ISF3.8 сильно отличается от расположения деталей в грузовых моделях, поэтому и замена прокладки там проходит иначе. Например, у ISF2.8 мотор полностью снимается, убираются клапан рециркулятора вместе с теплообменником, ТКР и крышка ГБЦ. Поршень первого цилиндра необходимо поставить в МТ сверху сжимающего такта. Затем демонтируются крышки привода ГРМ и картера цепного гидронатяжения, плунжер, диск и звезда с цепью. Раскручивая болт диска, закрепляющего распредвальную звёздочку, нужно придерживать сам вал, избегая его переворачивания. Во избежание смещения фаз ГРМ необходимо не допускать также переворотов коленвала.

Съёму также подлежат термостат, коромысла, толкатели, опоры осей. Далее убираются труба впуска, выпускной коллектор, вакуумный насос. При съёме ГБЦ обязательно придерживание приводной цепи газораспределения в натянутом положении и её закрепление, например, жесткой проволокой. Место расположения прокладки в этих моделях — на БЦ. Болты картера привода газораспределения затягиваются на 4 Нм, для ГБЦ крепёж с указанным усилием в 60 Нм. При этом схема действий такова:

  • после затяжки нужно выкрутить болты на 90 градусов;
  • затем довернуть их снова на 90 градусов.

Количество болтов:

  • на крышке картера ГРМ — пять;
  • на крышке цепного гидронатяжения — два;
  • во всех остальных случаях — вариативное.

Меры профилактики

После замены прокладки ГБЦ, которая иногда совпадает и с обновлением самой головки, никому не захочется повторять процедуру в ближайшее время. Чтобы избежать нового пробития или иного повреждения прокладки, следует не забывать про профилактические меры. В них включаются как стандартные ТО и диагностика, включая стендовую и компьютерную, так и ежедневное наблюдение за динамикой изменений в работе ДВС.

Например, если хладагент попадает на цилиндры, то выхлопной дым загустевает и становится белым, его легко можно принять за испарения. Проблемной становится поездка с холостыми оборотами. Пропуск ОЖ на цилиндры как раз и может быть вызван пробитой прокладкой на ГБЦ. Отсутствие защиты головки приведёт и к её повреждениям. При этом тосол на выхлопную трубу будет выходить со следами коррозии, это действие обусловлено постоянным перегревом. Но всего этого можно избежать, если вовремя поменять прокладку.

Таким образом, замену прокладки ГБЦ лучше проводить совместно с обновлением самой головки, это поможет сохранить двигатель, после этого он проработает долгий срок.