Электронный модуль (ЭБУ) Cummins: как устранять неисправности, менять или ремонтировать

Двигатели Камминз ставятся на обширный спектр автотехники, её можно обнаружить на строительных площадках и сельскохозяйственных угодьях, обслуживает она пассажирский транспорт и промышленные зоны, выгружает перевозимые товары и забирает грузы с остановочных павильонов. Популярность двигателя основана на многих преимуществах, среди которых мощность и экономный расход топлива, отличные ходовые характеристики и высокая устойчивость к погодным условиям. Все они во многом достигаются за счёт высокой точности диагностики, осуществляемой датчиками, и продуманности решений, принимаемых на основе заложенных в электроначинку алгоритмов. Эти решения — также результат отличной коммуникации, позволяющей молниеносно собирать сведения с приборов и отдавать команды на узлы. Такие действия возможны благодаря работе «электромозга» ДВС — электронного блока управления (ЭБУ). Его также называют управляющим блоком или модулем.

В силовых агрегатах Камминз он всегда выполняется из высококачественных материалов и служит длительный срок, но этот период всё равно не вечен, поэтому приходит время для его замены. Неисправности могут возникать и в течение срока эксплуатации, причины их разберём в статье, подскажем способы решения и укажем необходимые действия в операции обновления.

Вводная информация

Прежде всего, о самом блоке. Следует различать его начинку и общий вид изделия. Основу составляет электроплата, её запаивают в корпусную часть. Для того чтобы она могла выдерживать удары и сотрясения, в моторах Cummins корпус выполняется из металла, дополнительную защиту обеспечивает капот. Разъёмы-CAN идут непосредственно из контроллера и являются главным опознавательным признаком.

Внутреннее устройство схоже с ЭВМ или компьютером, в плату включаются различные устройства. Например, здесь обязательно присутствует «оперативка», необходимая для обработки промежуточной информации, память с микроячейками, в которые собираются сведения, используемые постоянно.  Временные файлы попадают в соответствующее отделение, ими могут быть различные закодированные данные.

Поступающая с датчиков информация проходит через микропроцессор, анализируется и преобразуется в команды, отдаваемые на узлы по заложенным алгоритмам. На дисплей может выдаваться соответствующая информация, часто она обозначает ошибки или их отсутствие. Некоторые команды связаны с блокировкой работы узлов или всего силового агрегата, поэтому допускать неисправности датчиков и самого ЭБУ ни в коем случае нельзя.

Обычное расположение электроблока — у предохранителей, другой ориентир — АКБ.

Некоторые водители не жалуют модификации силовых агрегатов с ЭБУ и стремятся всячески минимизировать его участие. Напоминаем, что вмешательство в конструкцию двигателя запрещено и опасно. Специально для таких случаев существуют модели, которые больше сориентированы на водительское участие в управлении, например, такой считаются разновидности QSM.

У другой части водительского сообщества — полный восторг от возможности передать ответственность за решения на электронику. Дело вкуса, но сейчас, чтобы ездить совсем без электроники — нужно приобретать раритетные модели. Поэтому конструктивные изменения вносить не нужно. 

Что приводит к необходимости ремонта

Установленный электромодуль обычно радует своей безупречной работой достаточно долгий срок. Однако происходит это, если был установлен оригинальный ЭБУ с заводской гарантией и соответствующим качеством. Пренебрегающие этим условием монтируют абсолютно нерабочее устройство либо подделку, которая перестаёт работать в первый месяц или немного позже. Даже те из них, что способны выдержать длительный период, несут владельцам существенные риски. Как правило, они представляют собой искусно переделанные блоки, использовавшиеся ранее в ДВС других марок. А иногда и вовсе отремонтированные и отреставрированные модули самого Камминз. В последнем случае надо учитывать, что ресурс у них выработан, с таким же успехом вы можете продолжать использовать свой старый ЭБУ, но без дополнительных вложений на реставрацию внешнего вида.

Признаками неисправности электроуправляющего устройства считаются:

  • внешние вмятины, деформации, растрескивания;
  • обрывы проводов, отход контактов и др. причины, приводящие к потере возможности передачи команд, получения сведений;
  • вышедшие из строя составляющие, не дающие возможности функционировать электрокомпонентам — плата, элементы питания и т.п.;
  • следы ржавчины, свидетельствующие о прогрессирующей коррозии;
  • сгоревшие в результате перегрева микроэлементы и т.д.

В некоторых случаях о выходе из строя ЭБУ станет известно, когда будут блокированы функции узлов и двигатель перестанет заводиться. Но в основном, при сохранении определённого ресурса, движение будет продолжено, однако нужно принять меры, которые, как правило, связаны с заменой устройства. Мало кто из специалистов по авторемонту способен починить электронику, поэтому в лучшем случае придётся менять комплектующие. Но проще заменить устройство целиком, это избавит от дальнейших ремонтов, необходимость в которых, скорее всего, возникнет снова.

Какой ЭБУ выбирать

В нашем каталоге представлено множество вариантов электроблоков с функцией управления двигателем, даже на одну из моделей версии ДВС приходится по два-три на выбор. Поэтому нужно действовать из таких соображений:

  • найти те электромодули, которые соответствуют вашей модели силового агрегата;
  • если по каким-либо причинам модель двигателя неизвестна, то используйте поиск по артикулу ЭБУ, который был установлен ранее;
  • если предлагается несколько вариантов к одной и той же модификации мотора, то предпочтительным является более свежий из них, где выше числовые значения — в нём усовершенствованы микропроцессоры, улучшены показатели и т.п.;
  • если есть затруднения с выбором — обращайтесь за бесплатной консультацией.

В конечном итоге важно, что вы приобретаете оригинальный, лицензированный продукт, по которому действуют гарантийные обязательства. Концерн несёт за него ответственность, поэтому можно смело брать его для установки в ДВС.

Процедура замены

Процедура замены рекомендуется во всех случаях, когда нет уверенности в корректности работы ЭБУ, так как его неверная реакция на показания датчиков может спровоцировать опасную ситуацию. Кроме того, отсутствие реакции от электромодуля обычно означает его выход из строя.

Для примера рассмотрим процедуру замены управляющего электроблока на примере ISF2.8, установленного на ГАЗель Некст. Работа ведётся при помощи отвёрточного механизма и ключей на 10 и 13 мм. Последовательность действий в таком случае следующая:

  • после открытия капотной части производим выключение зажигания и снятие АКБ;
  • открутив две гайки, закрученные сверху крепежа ЭБУ, которые также закрепляют кронштейн вставок с плавкими свойствами, поворачиваем его набок;
  • перед нами предстанет защёлкивающий механизм, на него нужно нажать, он отожмётся;
  • далее необходимо откинуть скобку стопора колоды проводных жгутов, которая расположена сверху;
  • следующий шаг — отсоединение самой колодки от модуля;
  • последний штрих — отсоединение колодки, расположенной снизу, и вывинчивание двух гаек нижнего крепежа, после этого ЭБУ отходит сам, без усилий.

Перед постановкой нового блока место посадки вычищается, а разъёмы, при наличии влаги, обрабатываются специальным составом для очистки контактов со свойствами быстрого высыхания. Установка производится в обратном порядке — нижний крепёж с усилием в 18 Нм, подсоединение колодок снизу и сверху, скобка стопора, защёлка, верхний крепёж с тем же усилием. Завершают операцию постановкой АКБ, который тоже желательно поменять, и тестовой проверкой.

Приведённый пример технологии является типичным, поэтому им можно воспользоваться и для других модификаций.

Как отсрочить замену

Чтобы замена управляющего электроустройства производилась не так часто, необходимо сразу после его установки придерживаться следующих правил.

Одно из них связано с заменой прокладок, так как для электроники проникновение влаги и различных жидкостей, включая топливо и даже масло — губительно. Вместе с тем шестерёнкам, деталям крепежа и некоторым другим масло необходимо для того, чтобы избежать заклинивания и трения, которое приводит к истиранию данных компонентов. Поэтому масломоторный состав должен быть высокого качества, иначе его расход будет расти, узлы загрязняться и выходить из строя, а какие-то и вовсе не получат смазку. Стоит отметить, что рекомендуемая производителем моторов марка — Valvoline.

Контроль требуется за средствами коммуникации, прежде всего — проводкой, обрыв которой лишит модуль связи с датчиками, потеряны будут также внутренние связи. Отход контактов — проблема решаемая, но лишь если заметить его вовремя, поэтому проверку по этому направлению тоже стоит проводить регулярно.

ЭБУ может пострадать и от общей проблемы составляющих силового агрегата — перегрева, поэтому ему, как и остальным компонентам, необходимо давать время хотя бы для кратковременного отдыха.

Что касается ТО, то помимо визуального осмотра, управляющему блоку необходима и периодическая компьютерная диагностика, так как самостоятельно некоторые проблемы просто не обнаружить.

Заключение

Таким образом, ЭБУ не зря называют «электронным мозгом» двигателя, ведь он координирует работу узлов на основе собираемой датчиками информации. Большинство команд остаётся на основе закладываемых конструкторами алгоритмов. Поэтому поломки и неисправности такого устройства неизменно отражаются на всех системах, порой их работа просто блокируется во избежание вхождения в опасные ситуации. Мы привели перечень основных дефектов, которые возникают в электромодуле. Также вы могли ознакомиться с примером технологии замены блока, она типична для ДВС Камминз. К сожалению, электроника редко поддаётся ремонту, поэтому замена является основным способом решения большинства возникающих в ЭБУ проблем. Для продления срока эксплуатации воспользуйтесь приведёнными рекомендациями, главные из которых связаны со своевременностью осмотров и обслуживания.