Cummins N14 - установка топливной аппаратуры (насос-форсунки), регулировка форсунок и клапанов
Дизельные силовые агрегаты «Камминз» N14, выпускавшиеся на заводах американского концерна в конце прошлого столетия, до настоящего времени можно увидеть под капотом тяжёлых грузовиков, сельскохозяйственной техники, строительных машин. Они стойко переносят сложные климатические условия, продолжают нормально функционировать при больших нагрузках.
Во многом причина успешной работы мощных дизельных моторов кроется в эффективности топливной аппаратуры Cummins серии N14. Она своевременно снабжает цилиндры воздушно-топливной смесью, делает стабильной работу двигателя.
Компоненты системы обладают большим рабочим ресурсом. Однако сложные эксплуатационные условия: высокотемпературный режим, повышенное давление в узле, интенсивные нагрузки сокращают срок службы деталей. В результате двигатель нуждается в ремонте, детали – в замене.
В нашей статье рассмотрим тему установки основных элементов топливной системы моторного узла «Камминз» N14, насос-форсунок, расскажем, как производится их регулировка, а также клапанов.
Особенности работы
В двигателях Cummins серии N14 используется разработанная в начале девяностых годов прошедшего века топливная система Celect. Именно она отвечала требованиям того времени, предъявляемыми экологическими организациями в деле охраны окружающей среды.
Основными элементами узла являются: модуль управления двигателем, отвечающий за формирование горючей смеси, время впрыска, а также насос-форсунки «Камминз».
Последняя деталь совмещает в себе функции насоса и распылителя воздушно-топливной смеси.
Благодаря внедрению в систему насос-форсунок дизельный двигатель становится: мощнее, экономичнее, уменьшается количество вредных веществ в выхлопе, снижается шум при работе.
Насос-форсунка размещается в силовом агрегате Cummins N14 на каждом из цилиндров в головке блока.
Небольшая по размеру деталь состоит из нескольких составляющих:
- винта, оснащённого шаровой головкой;
- плунжера с пружиной для создания давления внутри насос-форсунки;
- приводного кулачка;
- коромысла;
- камеры высокого давления;
- уплотнительных элементов;
- иглы для впрыска горючего;
- управляющим клапаном;
- топливной магистрали;
- сливного канала;
- запорного поршня и обратного клапана.
Топливная насос-форсунка – значимая деталь в системе. Любое нарушение в её работе приводит к дестабилизации в функционировании двигателя.
Определить, что деталь неисправна, можно по таким признакам:
- увеличивается количество дыма во время работы дизеля;
- снижается мощность силового агрегата;
- повышается потребление дизельного топлива;
- возникают проблемы с запуском силовой установки особенно в зимнее время.
Как и сами моторы Cummins, насос-форсунки требовательны к качеству используемого топлива. Именно по этой причине, заправке дизельным топливом на сомнительных АЗС или из цистерн, они выходят из строя.
Однако не всегда перечисленные симптомы могут указывать на неисправность деталей. Чтобы убедиться в этом, следует изначально выполнить диагностику работы насос-форсунок на специальном стенде в профессиональном автосервисе.
Как выполняется установка и регулировка насос-форсунок и клапанов Cummins N14
Выяснив в ходе диагностики, что причиной некорректной работы двигателя является дефект насос-форсунок, приступаем к замене деталей. Пример подобных ремонтных действий возьмём из практики одного из сервисных центров по обслуживанию дизельных моторов. В данном случае процедура производится на снятом с автомобиля двигателе.
Прежде, чем приступить к замене форсунок, проведём ряд операций, помогающих в будущей работе. Одна из них установка вспомогательных приводов по метке.
Она проходит таким образом:
- Устанавливается шестерня, на которой уже есть метки с наружной и внутренней стороны, поставленные перед монтажом распределительного вала.
- Шестерня с меткой подводится к смотровому окошку, имеющемуся на корпусе. С окошка необходимо снять шестигранником заглушку.
- Вставляем распредвал. При правильной установке, по метке, направляющий штифт будет смотреть вертикально к верху, что соответствует установочной метке напротив первого или шестого цилиндра. Уход штифта хотя бы немного в сторону, говорит о несовпадении на один-два зуба шестерни.
- Следующий этап – проверка установочных меток на распределительном вале и шестерни вспомогательного привода.
- Если все метки совпадают, можно при помощи крепёжных болтов закручивать привод.
- После затяжки болтов с внешней стороны монтируется манжета уплотнения, устанавливается шкив. Момент затяжки – 421 Н-м. Применяется динамометрический ключ с головкой на 33.
- На шкиву имеются метки: литера A – соответствует 1-6 цилиндру, B – 2-5 цилиндру, C – 3 и 4 цилиндрам дизеля.
Рекомендуется, это требуют также производители моторов «Камминз», устанавливать оригинальные запчасти вместо вышедших их строя. Они конструктивно подходят по размерам на посадочное место, их уплотнительные элементы выполнены из качественного материала, исключающего утечку в узле.
В автомагазинах имеется большое количество аналогового товара. Он радует автовладельцев низкой стоимостью. Однако качество таких изделий далеко от совершенства. Установленные детали быстро выйдут из строя, хозяину техники вновь придётся тратить средства на покупку и ремонт силовой установки.
Демонтаж насос-форсунки
Операция по снятию вышедших из строя форсунок «Камминз» N14 производится так:
- демонтируется топливопровод;
- снимаются фитинги топливной магистрали;
- откручивается крепление и демонтируются крышки коромысел, сами коромысла;
- отсоединяется проводка от электромагнитного клапана;
- снимается крепление держателя форсунки, а затем сам держатель;
- демонтируется форсунка.
После снятия вышедшей из строя детали прочищается колодец, где она стояла. Операция проводится при помощи шомпола, мягкой ветоши, специального вещества. Нельзя использовать абразивные средства для очистки. Так можно повредить поверхность колодца, что может привести к снижению рабочих параметров детали.
Также следует выполнить очистку взаимодействующих с форсункой деталей.
Установка форсунок Cummins N14
Рассмотрим алгоритм установки насос-форсунок на агрегате Cummins серии N14:
- Перед монтажом смазывается технической жидкостью, например, моторным маслом, уплотнители новых запчастей. Это позволит прочно разместить их на место.
- Следует убедиться, что колодца насос-форсунок находятся в чистом состоянии. Также нужно проверить, что на новых деталях стоят только по одному уплотнительному кольцу из качественного материала.
- После этого форсунки плотно вставляются в свои гнёзда в головках мотора, закручиваются клинья.
- Установленные детали должны стоять в правильном порядке – входной канал должен быть установлен в направлении фитинга топливной магистрали.
- Следующий шаг – устанавливаются шайбы, закручивается крепление деталей динамометрическим ключом с усилием 54 Н-м.
- Устанавливаются толкатели, коромысла. Последние затягиваются с моментом 154 Н-м.
Этот этап ремонтных работ по установке насос-форсунок завершён. Следующая операция – их регулировка, а также клапанов топливной аппаратуры «Камминз» N14.
Рассмотрим подетально процедуру:
- Выставляем на шкиву метку A, подводим к отливу, совмещаем с меткой блоке. В данном случае это соответствует 1 и 6 цилиндрам.
- Выполняем регулировку насос-форсунки цилиндра №6. Устанавливаем предварительный натяг форсунки 125 Н-м на динамометрическом ключе.
- Следующий шаг – регулировка впускных и выпускных клапанов. Выпускные клапаны должны иметь зазор 0,7, так записано в мануальном руководстве, впускные – 0,35. Установка нужного размера производится путём регулировки соответствующих винтов и гаек крепления.
- Для регулировки деталей следующего цилиндра совмещаем метку B на шкиву с отливом, что соответствует 2 или 5 цилиндру. Выполняется регулировка насос-форсунки и клапанов согласно выше описанного алгоритма работ.
Таким же образом выполняются остальные регулировочные работы на остальных цилиндрах.
Во время работ рекомендуется проверить состояние остальных компонентов топливной аппаратуры, особенно фильтрующих элементов. При необходимости нужно заменить вышедшие из строя детали топливной системы Cummins N14.