История одного капремонта ГАЗели с Cummins ISF3.8

Силовые агрегаты Камминз активно закупаются, особенно весной, накануне традиционного старта сельскохозяйственных работ. Это вполне объяснимо, причём причины лежат не только в плоскости сезонного фактора. Ведь на рынке достаточно много и других моделей, а аграрии и эксплуатанты из других сфер хозяйственной жизни давно поняли, что менять «движок» зачастую можно и на изготовленный сторонним производителем. Но как раз Cummins часто ставится на ту технику, где раньше стоял другой мотор.

Эта популярность объясняется, прежде всего, преимуществами, которые есть у продукции американского производителя. ДВС, которые он производит, довольно мощные, при этом они экономично расходуют топливо, у них простая конструкция, позволяющая легко отремонтировать и заменить сломанные запчасти любому знакомому с автоделом любителю. Детали для ремонта легко достать, потому что дилерская сеть давно налажена по всей стране.

Об истории одного из капитальных ремонтов ГАЗели с двигателем Cummins ISF3.8 мы и расскажем сегодня, уделив внимание причинам поломок и заменяемым запчастям.

«Движок» — плюсы и минусы

Прежде всего, коротко охарактеризуем данный двигатель. Силовой агрегат ISF3.8 предназначен для установки на среднетоннажной грузовой автотехнике типа ГАЗелей, Соболей, ПАЗ и др. Основные его преимущества связаны с развиваемой мощностью, износостойкостью и долгим сроком эксплуатации. Во многом это объяснимо высококачественными материалами, заложенными в изготовление производителем, разработкой взаимодействия деталей с турбонаддувом и особой конструкцией цилиндрового блока, который обеспечивает полное сгорание ТВС в герметично устроенных камерах. Несмотря на лёгкий вес и компактные размеры, он способен развивать мощность до 170 л.с. и момент кручения до 592 Нм в отдельных модификациях. Этому способствует работа четырёх цилиндров с рядным расположением, действующих на четырёх тактах. Отличные показатели по топливной экономии делают его особенно популярным у водительского сообщества.

Из минусов можно назвать только электронную систему, которая порой слишком умна, так как способна заблокировать некоторые элементы при некорректных действиях водителя, но большинство из них готово смириться с этим.

Причины, приводящие к капитальному ремонту

Силовой агрегат способен к длительной эксплуатации, не редкость, когда на трассах и городских маршрутах присутствуют образцы самых первых сборок, причём хозяева признаются в достаточно интенсивной эксплуатации, то есть автомобиль не стоял на месте, он активно использовался.

Но не у всех получается работать с ним долго, потому что это возможно только при соблюдении всех правил эксплуатации в сочетании с ежедневным наблюдением за действием каждой из систем ДВС. При общении с эксплуатантами выясняется, например, их особое отношение к дизельному топливу. Регулярность заправки в одном и том же месте объясняется достаточно просто — там хорошее качество. При этом на «движке» стоят оригинальные фильтры, которые регулярно меняются, есть и сепаратор, выполняющий допочистку с удалением влаги из горючего. Если не принимать эти меры, то низкокачественное топливо может быстро отправить мотор на «капиталку».

И ещё одно общее качество у тех, кто пользуется этим мотором достаточно длительный период: они не дожидаются, когда компонент перестанет работать, меняя его заблаговременно, при первых признаках неисправностей. Наверное, это требует затрат, но окупается долгим сроком эксплуатации всего силового агрегата.

Как понять, что пора на «капиталку»?

Самостоятельно понять, что двигатель пора «капиталить», могут далеко не все водители. Обычно для этого нужен опыт, поэтому чаще всего о такой необходимости узнают на СТО, когда проведено определённое обследование силового агрегата.

Чтобы догадаться о ней, можно обратить внимание на динамику мощности. Если от былого осталась чуть ли не половина ресурса, то капитальный ремонт просто необходим. Этот признак обычно сочетается с выхлопным чадом, который часто также меняет окраску. Если не принять меры — сдетонировать может прямо на трассе. Такой мотор наполнен особым «музыкальным» сопровождением — он стучит, гудит, скрежет идёт при каждом переключении режимов. Сама динамика уже близка к нулевой.

Но совершенно необязательно доводить ситуацию до этих крайних проявлений, можно ориентироваться и по срокам. В среднем, каждые пять лет интенсивной эксплуатации — это срок, после которого нужен капитальный ремонт.

Коварство ситуации ещё в том, что иногда основные узлы работают без особых нареканий, но «дьявол кроется в деталях». Такие элементы, как прокладки или вкладыши считаются расходными, но именно они закрывают те самые основные узлы, поэтому их неисправность нужно ликвидировать сразу. Между тем многие ленятся это делать, результатом становится быстрое увеличение площади дефектов. Поэтому иногда рекомендация о «капиталке» вызывает недоумение. В рассматриваемом нами случае водитель был готов к такому повороту событий, поинтересовавшись конкретными причинами.

Разбор конкретной ситуации

В данном случае непосредственным поводом для обращения стал коленчатый вал, который за девять лет не менялся ни разу, пережив четыре года назад небольшой ремонт, связанный с заменой сальника, регулярно обновлялись прокладки, менялись также вкладыши. Диагностика показала, что коленвал, конечно, нуждается в обновлении, но вместе с тем оно нужно целому набору компонентов, в связи с чем и была выдана рекомендация на «капиталку». Среди тех деталей, которые нуждались в замене, назовём лишь некоторые:

Почему «капиталку» не делают самостоятельно?

Несмотря на частые попытки водителей самостоятельно провести процедуру капитального ремонта, её организация рекомендуется в специализированных центрах. Связано это, прежде всего, с наличием специального оборудования, начиная от подъёмных устройств, так как вес многих деталей слишком велик порой даже для работы с помощью напарника, и заканчивая шпильками, которые необходимо вставлять во избежание лишних проворотов валов, и смазывающей жидкости с содержанием графита, она нужна для лучшей схватываемости болтов при закручивании.

Другой момент — это квалификация, её часто не хватает для осуществления действий при ремонте. Сотрудники сервисных служб порой имеют широкую специализацию, позволяющую обнаружить дефекты прямо во время процедуры замены деталей. На «Ютубе» множество роликов с «капиталками», и порой кажется, что всё это легко. Даже если действия авторов верны, они обычно лишены нормальных объяснений, реплики идут из серии «возьмите ту деталь, присоедините к этой». Но на деле оказывается, что ваша модификация несколько отличается от той, что есть у блогера.

Общий порядок действий

Общая схема действий при «капиталке» данного ДВС выглядит следующим образом:

  • демонтаж мотора и перенос на ремонтную площадь спецподъёмником;
  • разбор силового агрегата с установкой на промывку, где последняя идёт под давлением с очисткой от загрязнений;
  • замеры блока с проверкой крышек коленвала;
  • снятие ГБЦ с рокерами;
  • промывка снятых запчастей с тщательной водяной очисткой;
  • снятие коленвала, замеры рабочих зон для постановки нового вала, его подгон под показатели коренных и шатунных шейных компонентов, приведение в соответствие с диаметром и обоими сальниками;
  • вместе с самим коленвалом меняется и его шестерня, так как на старой чаще всего бывают трещины и сколы, кроме того, в ней обычно забиты масляные каналы;
  • так как меняется поршень, проверке подвергают и его кольца с пальцем, но в данном случае приходится менять только стопорное кольцо, пальцевый элемент в хорошем состоянии;
  • замеряют отверстия под посадку распредвальной втулки и другие места в цилиндровом блоке.

Далее начинается сборка, первым обычно ставится вал газораспределения, его хождение должно получиться свободным, но без болтания, результатом которого может стать обрушение. Затем монтируют коленвал, затяг крепежа идёт строго по инструкции к модели. В данном случае нельзя опираться на интернетные сведения, это делается либо в крайнем случае, либо для ориентира, так как бывает, что вопреки общепринятому представлению закручивание произошло по индивидуальному для данного агрегата варианту, он будет отражён только в техдокументации к мотору. Именно поэтому инструкцию нельзя терять, сфотографируйте её или отксерокопируйте на всякий случай.  

Следующим действием становится замер смещения по оси коленвала, не забудьте про совпадение показателей на крышке с корпусными метками. Собрав блок, установите заглушки, смазав их фиксатором.

Особый этап — монтаж ЦПГ, как мы помним, с ним у владельца был ряд проблем, потребовавший обновления компонентов. Перед установкой новых гильз в цилиндры не забудьте промерить просадку и параметры, чтобы они совпали с нужными. Часто приходится выполнять расточку, но в этом случае обошлось без неё.

Затем нужно было поставить масляный насос, но пришлось сначала выполнить замеры шестерёнок, расстояний между ними и чуть поправить наметившийся осевой люфт.

Учитывая наличие клапана редукции, проверили его на предмет появляющихся обычно задиров. Но в данном случае их не обнаружили, замена была не так давно.  Произвели также обновление термостатов ОЖ и масломоторного состава, оно обязательно осуществляется в рамках «капиталки». Также при этой процедуре чистят и промывают каналы теплообменного устройства, удобнее всего это сделать сразу при обновлении термостатов.

На заключительном этапе были поменяны форсуночные компоненты и установлена ГБЦ, прокладки при этом также обновлены. Были заново установлены и снятые ранее водонасос, ТКР, радиаторы. После этого возвращается на место и собранный ДВС. Попутно обнаружили повреждение одного из патрубков, который заменили. Обязательна также проверка всех штуцеров и шлангов.

Оценка итогового результата

Для оценки окончательного результата проводят тестовый запуск ДВС со всеми залитыми вновь техжидкостями. Оценивается не только визуально состояние поменянных узлов и комплексно их взаимодействие с ключевыми, а также наличие посторонних звуков, задымления и прочих особенностей, нехарактерных для работоспособного силового агрегата, но и корректность показателей на приборной панели, сигналов ЭБУ и показаний датчиков.

По результатам проведённого капремонта можно отметить отлаженность рабочих процессов как обновлённых узлов, так и оставшихся нетронутыми. Гильзы, поршень, вкладыши — всё работает корректно, мощностные показатели на уровне заявленных, шумов и задымлений нет. Водитель проведённой «капиталкой» остался доволен.

Заключение

«Капиталка» всегда является сложным мероприятием, от которого многие водители стараются уклониться, предпочитая менять детали разово и самостоятельно. Но комплексное обновление полезно тем, что выявляются скрытые дефекты, результат же обычно улучшает состояние мотора практически до исходного. Поэтому большинство решившихся на неё не жалеют об этом.

Процедуру тем легче проходить, чем тщательнее водитель следит за состоянием техжидкостей. Если при этом все замены производятся на оригинальные, то капремонт проходит ещё проще.