Двигатель Cummins N14 полный капитальный ремонт
В линейке дизельных силовых установок «Камминз» есть немало моделей, принесших известность американскому концерну. Одним из них является агрегат Cummins N14. Высокие рабочие характеристики двигателя обусловили популярность мотора у производителей машин. Им комплектовались мощные грузовые автомобили и горнодобывающее оборудование, водные суда и сельскохозяйственные машины, дизель-генераторы и спецтехника.
Эти моторы выпускались с конца восьмидесятых годов прошлого столетия до начала нового века. Несмотря на то, что прошло достаточное количество времени с момента завершения производства этих установок, двигатели можно увидеть и в настоящее время под капотом различной техники.
Годы берут своё, рабочий ресурс деталей и механизмов Камминз N14 заканчивается. К тому различные негативные факторы, о которых мы расскажем ниже, сокращают срок службы этих моторов. Нередко в такой ситуации единственным правильным решением будет капитальный ремонт Cummins N14. В нашей статье мы расскажем о причинах и признаках поломки этого дизеля, а также об этапах капиталки.
Особенности работы Cummins N14
Для начала напомним о технических характеристиках этого четырёхтактного шестицилиндрового рядного агрегата:
- рабочий объём: 14000 см3;
- мощность: 310-525 л. с;
- максимальный крутящий момент: 1250-1850 Н-м;
- частота оборотов в минуту: 1800;
- масса: около 1270 кг в зависимости от модификации она может немного измениться.
Подача дизельного топлива в цилиндры производилась при помощи фирменной топливной системы Cummins – Celect. Её основной деталью был электронный блок управления, регулировавший время впуска горючей смеси в цилиндры через топливные форсунки нового образца и её количество.
Силовой агрегат неоднократно модернизировался, выпущенные модификации предназначались для особых условий эксплуатации дизеля. Изменения в работе производились за счёт увеличения количества настраиваемых параметров мотора.
Несмотря на технические различия модификаций двигатель оставался простым в эксплуатации, обладал большим межсервисным интервалом.
Выпуск установок был прекращён в 2000 году. На смену N14 пришли новые моторы ISX/QSX15.
Причины и признаки выхода из строя «Камминз» N14
Этот агрегат способен радовать своего владельца в течение длительного времени.
Однако по разным причинам:
- использование дизельного топлива плохого качества;
- отсутствие должного технического обслуживания;
- огрехи при эксплуатации;
- окончание ресурса компонентов моторного узла,
а также из-за поломок деталей и механизмов мотор выходит из строя.
Дефект может проявиться в любом из узлов и механизмов силового агрегата.
Симптомами поломки установки могут быть такие факторы:
- снижение мощности силового агрегата;
- увеличение задымлённости;
- появление незнакомых звуков из моторного узла: стуков, скрежета, гула;
- ухудшение динамики во время движения автомобиля;
- изменение цвета выхлопа.
В топливной системе Celect чаще всего получает повреждение насос подачи горючего. В идеальных условиях он способен проработать в течение долгого времени. На практике использование некачественного ДТ значительно сокращает срок службы. Этот же фактор влияет на работу других компонентов системы.
Конструктивные особенности топливного насоса делают бесполезным его ремонт. Восстановить работу узла можно только путём замены детали.
Повторимся, двигатели Cummins требовательны к качеству топлива. В связи с этим повышенные требования выдвигаются к своевременной замене фильтрующих элементов системы. Забывчивость в смене этих расходных материалов может привести к дестабилизации работы агрегата и последующему ремонту.
Однако не всегда локальные ремонтные работы помогут возвратить двигатель в рабочее состояние. После большого пробега, когда большинство деталей изменились в размерах в результате износа, серьёзных повреждений механизмов во время аварии, а также в результате некорректного предыдущего ремонта, приведшим к солидным нарушениям в работе, нужно делать капитальный ремонт двигателя «Камминз» N14.
Как делать капитальный ремонт Cummins N14
Капиталку этого американского мотора следует производить в профессиональном сервисном центре. Даже самый толковый автомеханик не сможет в гараже качественно выполнить ремонтные работы этого массивного силового агрегата: потребуется специальное подъёмное и прочее оборудование, промывочные зоны, специфический инструментарий.
Солидная масса дизеля, наличие множества компонентов в узле потребует определённых площадей для проведения демонтажа, дефектовки, других операций. В гаражных строениях таких условий быть не может.
Также для проверки допусков, требуемых размеров деталей мотора потребуется техническая литература. В интернете ходит много перепечаток с оригинального руководства на английском языке. Однако в подобных «справочниках» часто присутствуют ошибки, допущенные при переводе мануала. Такой фактор может привести к тому, что вся работа по капитальному ремонту пойдёт впустую. Время, деньги на ремонт будут потеряны. Поэтому рекомендуется использовать при таких операциях оригинальную литературу. Текста в ней немного, его несложно перевести, используя современные возможности. Зато цифры по размерам и допуска в руководстве указаны точные, что даст возможность качественно выполнить проверку деталей.
Алгоритм капиталки «Камминз» N14
В качестве примера используем ремонтные работы, произведённые на американском грузовике Kenworth T2000.
Процедура капитального ремонта силовой установки N14 следующая:
- Двигатель демонтируется с машины, с помощью подъёмного оборудования переносится в ремонтную зону.
- Силовая установка разбирается по частям, устанавливается в промывочную зону. Разобранные части промываются под небольшим давлением, очищаются от грязи.
- Процедура начинается с замеров основного блока. Для этого следует подготовить оригинальную техническую документацию. Проверяются бугеля (крышки коленчатого вала).
- Затем продолжается процедура демонтажа мотора Cummins N14: снимаются рокера, головки и т. д. Отметим, что все разобранные компоненты следует складывать в определённом порядке на верстаке. Это ускорит процесс ремонтных работ.
- Демонтированные детали также нужно промыть в мойке и очистить от загрязнений.
- Снимается коленвал, осматривается состояние детали. Даже если коленчатый вал находится в приличном состоянии, выполняется полировка на предмет удаления незначительных шероховатостей, потёртостей, задиров.
- После этого можно приступать к замерам рабочих зон коленвала. Показания коренных, шатунных шеек, диаметра под передний и задний сальник должны соответствовать данным в техническом руководстве на мотор.
- Проверяется состояние шестерни коленвала на предмет обнаружения трещин или сколов. Проводится чистка масляных каналов самой детали.
- После проверки коленчатого вала приступаем к исследованию состояния деталей поршневой группы: самих поршней, пальцев, шатунов и т. д. Также при помощи специального контрольно-измерительного инструмента проверяются размеры компонентов согласно описанию в документации.
- Производится чистка и промывка масляных каналов, они освобождаются от загрязнений различного рода: нагаров, старого масла, появившихся в результате работы мотора. Очистка производится при помощи специальной жидкости, шомполов с тампонами, ветоши.
- В блоке также выполняются замеры, например, посадочные отверстия под втулки распределительного вала.
Произведя замеры, следует сделать отбраковку деталей, чьи параметры не совпадают с размерами в технической документации. Допускаются отклонения, указанные в инструкции.
После получения новых запчастей к силовому агрегату «Камминз» N14, начинается процесс сборки.
Отметим такой момент. Новые запчасти, особенно, если это аналоговые детали, необходимо также проверить контрольным инструментом на предмет несоответствия с данными в документах.
Пришедший после полировки коленчатый вал вновь нужно прочистить: обработать масляные каналы от наличия технической жидкости, оставшейся в них после обслуживания, промыть и продуть отверстия.
Сборка:
- Работа начинается с установки распредвала. Он должен легко ходить по своему рабочему месту, проворачиваться от руки.
- Производится монтаж коленвала с затяжкой элементов крепления с усилием согласно документации. Затем крепление ослабляется и затягивается с указанным моментом. Такая процедура даёт гарантию нормальному ходу вала в блоке.
- После этого производится замер осевого смещения коленчатого вала.
- При установке бугелей нужно отметить такой нюанс. Показатели на самом бугеле должны совпадать с метками на корпусе.
- Рекомендуется выполнить контрольную протяжку креплений после проверочных процедур.
В собранном промытом блоке устанавливаются заглушки, смазанные фиксатором.
После этих работ можно приступить к монтажу цилиндропоршневой группы. Особое внимание уделяется установке гильз, замеряется возможная просадка, прочие размеры.
После этого проверяется на работоспособность масляный насос, выполняются:
- замеры шестерёнок;
- зазоры между ними;
- наличие осевого люфта.
Затем контролируется состояние редукционного клапана. Наличие задиров на его поверхности должно стать причиной его замены.
В ходе капитального ремонта Cummins N14 меняются термостаты по антифризу и маслу. Одновременно с этим выполняется прочистка, промывка каналов теплообменника.
После этого можно приступить к установке форсунок. Они должны быть проверены на стенде, при необходимости заменены на исправные детали.
Следующий этап – установка отшлифованных головок блока с присутствующими в них новыми взамен повреждённых деталями. Перед этим размещаются прокладки ГБЦ.
Дальше делается монтаж водяной помпы, турбины, пневмомуфты. После этого можно приступить к промывке, прочистке радиаторов и последующей установке на посадочные места.
Двигатель размещается на грузовой автомобиль. Перед присоединением навесного оборудования рассматривается состояние и при необходимости делается замена патрубков, шлангов, штуцеров.
После того как монтаж составляющих моторного узла закончен, проверяется работа двигателя «Камминз» N14. При этом контролируются показатели на панели приборов в грузовом автомобиле на соответствие заданным значениям.