Некоторые аспекты капитального ремонта ДВС Cummins N14

ДВС Камминз появились в России в конце прошлого века, но новый импульс их распространения был связан с созданием российско-американского СП Камминз Кама прямо в городе, где производятся самые известные российские грузовики КАМАЗ. С тех пор как их стали ставить на эти большегрузы, доля моторов из США стала сильно увеличиваться. И сейчас их можно включить в число самых часто встречающихся на дорогах страны. Но не только перевозками занимается техника с этими силовыми агрегатами. Она вспахивает земли, роет котлованы, рубит лес, чистит улицы и делает многое другое.

У Cummins – высокая мощность, способность преодолевать преграды и работать в различных климатических зонах, при этом он неприхотлив и расходует минимальное количество дизтоплива. Модельный ряд этих ДВС достаточно широк, у каждого из них — свои особенности. Не всем по карману новый силовой агрегат, хотя их стоимость и низка по сравнению с аналогами. Поэтому многие стараются «откапиталить» «движки», тем более что мотор при должном уходе способен пережить не один капремонт. Одна из популярных в начале века моделей — N14 — уже снята с производства, поэтому рассмотрим некоторые аспекты капитального ремонта применительно к ней.

Краткая характеристика модели

Этот ДВС действительно был достаточно популярен, ведь и рабочий объём (14 килокубов), и мощность, доходящая в отдельных модификациях до 525 л.с., позволяли его эксплуатировать по полной программе. Ещё у него отличный момент кручения, доходящий до 1850 Нм. Выглядящий несколько брутально, при массе до 1270 кг он демонстрирует отличную работу шести цилиндров с четырьмя тактами.

В отличие от современной системы топливного обеспечения Коммон Рейл, которой сейчас оснащаются почти все модификации американского концерна, N14 использовал альтернативную ТС, где ЭБУ самостоятельно регулировал период запуска горючего на цилиндры через особые форсунки-насосы, одновременно вычисляя и необходимое количество ДТ.

Правопреемниками этой модели можно считать ISX и QSX15, так как именно они разрабатывались на её базе.  

Почему возникает необходимость капремонта?

Основная причина выхода этого ДВС из строя — это старость. Всё же самым последним сошедшим с конвейера образцам N14 уже больше 20 лет, для силового агрегата это возраст появления первых существенных проблем, в конце концов кто-то меняет «движок» уже через 5-10 лет. Но Камминз способен на гораздо большее, неслучайно в Америке ещё эксплуатируют отдельные модели, выпущенные в период до Вьетнамской кампании. Но все они, конечно, пережили не один капремонт.

Однако без привязки к конкретной модели разберёмся в причинах, почему выходят из строя силовые агрегаты в целом. В топ причин, безусловно, входит низкое качество топлива. Камминз — мотор для высококачественного горючего, экономия включена в пакет всей работой системы, пытаться минимизировать расходы за счёт покупки низкосортной жижи — это значит быстрее угробить «движок» и потратиться на его ремонт или приобретение нового.

Другая причина тоже очевидна — за ДВС нужно следить, его требуется, как минимум, регулярно проверять, а в идеале делать это дополнительно и ежедневно. Ситуация усугубляется, если не обращать внимания на установленные производителем правила и ограничения. К примеру, пытаться дрифтовать с этим мотором не стоит, если он не спортивный (у американского концерна есть и такие версии). Резкие старты, торможения, переключения передач, особенно в зимний период без прогрева — всё это сокращает небезграничные ресурсы ДВС, хотя их и можно перезагрузить после «капиталки».

Опасные симптомы

К таким симптомам, свидетельствующим о необходимости проведения капремонта, относятся:

  • падение мощностных показателей, в особенности, если это происходит резко, что говорит о приближении конца эксплуатационного периода;
  • сильные задымления, особенно если они меняют расцветку;
  • усиливающееся «музыкальное сопровождение» — гул, стуки, скрежетание.

По практике можно отметить, что одним из слабых мест стала пресловутая топливная система — насос не выдерживает нагрузки, требуя замены. Когда его меняют не в рамках «капиталки», а отдельно, иногда забывают обновить прокладки. От этого он снова испытывает те же проблемы, выводящие его из строя повторно. Поэтому мы подготовили спецнаборы для капремонта, которые полезно просматривать не только планирующим глобальную процедуру по восстановлению силового агрегата. В него включены прокладочные материалы на все случаи жизни, они подходят к различным позициям мотора. Есть отдельные комплекты для верхних и нижних частей. Это упрощает задачу и снижает затраты на приобретение, а в решающий момент не нужно искать нужную прокладку, достаточно воспользоваться купленным заранее комплектом.

Что касается попыток отремонтировать насос, то они обычно безуспешны: комплекция устройства не позволяет заменить его части, приходится обновлять узел целиком. На скорость разрушений также влияет состояние фильтров, которые многие эксплуатанты меняют, опираясь на рекомендации официальной инструкции. Но применение транспорта в российских условиях обычно приводит к его более интенсивному использованию, поэтому фильтрующие компоненты следует менять чаще, ориентируясь на состояние.

Капремонт может быть вызван и поломками довольно крепких узлов — коленвала, вала ГРМ, цилиндрового блока и ГБЦ. В данном случае сказывается возраст выпущенной модели, но такие ситуации возникают и с относительно свежими ДВС. Одна из распространённых причин — недостаток смазки. Наивно полагать, что достаточно заливать масло, чтобы её обеспечить в нужном объёме для каждой детали. Нужно ещё и менять масляные фильтры, а также применять качественный состав, который подходит для данного мотора.

Экспериментальным путём компания Cummins выяснила, что лучше всего детали её ДВС смазываются маслом марки Вальволайн, мы являемся её официальными реализаторами. Кроме того, ГСМ не будут доходить до узлов, если сломаны элементы системы, например, масляный насос. Ещё важно, чтобы были установлены качественные коренные вкладыши, они являются расходным материалом, поэтому их принято достаточно часто обновлять. Обязательно это нужно сделать и в рамках «капиталки». Их мы тоже включили в капремонтный комплект. Они нужны, чтобы обеспечить проводку масла к компонентам коленвала, а этот узел, как известно, относится к основным, без него невозможно получить необходимый импульс от шатуна, который коленчатый вал, в свою очередь, передаёт колёсам. Шатуну же нужны свои, шатунные вкладыши, они тоже есть в данном комплекте.

Ещё одна уязвимая позиция — это цилиндропоршневая группа. Ломаются и сам поршень, и его пальцы. Мы включили в набор эти элементы отдельно, так как запросы пользователей указывают, что поломки случаются локально, а это значит — потребителям накладно приобретать их вместе, если один из компонентов остался целым. В комплекте вы также найдёте гильзы, они представлены в собранном виде. Рекомендуем также поменять и кольца, их обновляют обычно при каждом ремонте ЦПГ, чтобы обеспечить совместимость с новым узлом.

Для поршня важно отсутствие утечек ГСМ, так как иначе образуется нагар. Его наличие губит и кольца, которые начинают залегать, теряя функциональность. При этом выхлопы становятся чадящими и часто окрашиваются в неестественные цвета. Нагар можно обнаружить на свечах зажигания, а осмотрев воздушный фильтр, — увидеть прогоревшее масло. В этих случаях следует обратить внимание на форсунки, топливо может вытекать из-за их повреждений. Его протечки также опасны для компонентов ДВС, как и текущее масло.

Технология капремонта

На наш взгляд, капитальный ремонт лучше доверить специалистам-сервисникам, так как они обладают и должным опытом, и специальным оборудованием. Но если у вас есть и то, и другое, вы хорошо знакомы с техдокументацией по данной модели, то можете попробовать провести его самостоятельно.

В этом случае вы наверняка знаете, что предварительно нужно демонтировать ДВС и отправить его в рабочую зону. Разобранный «движок» следует тщательно промыть и подвергнуть очистке его составляющие.

Если коленвал остался в хорошем состоянии и не будет меняться, его всё равно следует отполировать, чтобы не осталось никаких шероховатостей и задиров. Далее нужно замерить шейные части и диаметры под сальники, чтобы они сошлись с указанными в техдокументации. Это необходимо сделать в любом случае: и при установке нового, и при постановке старого устройства.

В коленвальной шестерне необходимо прочистить каналы маслоподачи, убедившись в отсутствии повреждений. При их обнаружении деталь рекомендуется заменить.  

В поршневой группе тоже промеряются поршни, пальцы, шатун, если решено оставить их без замены. Но в любом случае необходимо заменить прокладки и вкладыши. В ЦБ нужно замерить отверстия под болты, последние закручиваются с указанным в техдокументации усилием.

Закончив дефектовку, начинают сборку ДВС в порядке, обратном демонтажному. Когда дойдёте до гильз, тоже не забудьте промерить просадку и необходимые параметры. Головку блока перед постановкой обычно шлифуют, так как она редко совпадает с местом посадки изначально. Особое внимание уделите посадочному месту, заменив и прокладку.

У масляного насоса обязательны шестерёночные промеры на зазоры и люфт.

Возвращая на исходные места радиатор, не забудьте его промыть и прочистить отдельно, а если он имеет повреждения или имелись нарекания по его деятельности, — замените, пользуясь случаем. Поставьте также помпу и турбокомпрессор.

После того как силовой агрегат собран, его можно возвращать на исходную позицию. Патрубки, штуцерные соединения, трубки подачи и отвода техжидкостей — все эти элементы желательно заменить, но если вы делали обновление недавно, то просто проверьте их состояние.

Завершают «капиталку» проверкой работы ДВС. Важно, чтобы исходные проблемы были решены, тогда операцию можно считать успешной.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели некоторые аспекты капитального ремонта ДВС Камминз N14, уделив внимание симптоматике неисправностей и указав их основные причины. В статье содержится описание технологии капремонта, который мы всё же рекомендуем доверить специалистам-сервисникам из-за имеющегося у них опыта и оборудования. На заключительном этапе, при проверке работы собранного и поставленного на место ДВС, обратите внимание на его звучание и корректность взаимодействия обновлённых деталей. Для проведения «капиталки» используйте подготовленные нами комплекты, в которых можно найти такие часто обновляемые запчасти, как вкладыши, прокладки, поршень с пальцем и гильзы.