Что делать с клапаном ЕГР на ДВС Cummins QSX?

Двигатель Камминз — один из самых известных в стране, ему нипочём сегодняшние проблемы поставщиков, потому что производство успели локализовать на берегах Камы, где действует уже российское СП Камминз Кама, большая часть объёма идёт из дружественного нам Китая, дилеры сформировали запасы на долгие годы вперёд. Оснащённость этими силовыми агрегатами имеют и автобусы, включая «вахтовки», и грузоперевозные модели автотехники, и коммерческий транспорт самых разных направлений.

Одна из популярных модификаций американского мотора — серия QSX, её мощность и неприхотливость особенно привлекает северян, ведь заложенные ресурсы помогают преодолевать большие объёмы и осваивать существенные объёмы, несмотря на климатические особенности. Уважение вызывает и топливная экономия, которую он способен обеспечить.

Но поломки не обходят и эту серию, сказываются и неблагоприятные обстоятельства, и уровень нагрузки, который часто выбирается без оглядки на ограничения, допускаются и ошибки в эксплуатации. Одна из них связана со знаменитым клапаном рециркуляции газов, именуемым также устройством газоочистки ЕГР. Этот клапан установлен в большинстве современных моделей СА, поэтому материал будет полезен не только пользователям с данной модификацией, но мы остановимся подробно на решениях в серии QSX.

Подробнее о серии

Немного подробнее расскажем о данной серии двигателей. У некоторых из входящих в неё моторов могут быть свои особенности, но чаще всего распространены базовые варианты с шестью цилиндрами, которые расположены в ряд и выдают 670 лошадиных сил с моментом кручения в 2500 Нм. Этому способствует и внушительный рабочий объём, доходящий до 15 литров.

Интересное решение — синхронизация двух распредвалов, оно позволяет обеспечить одновременное управление впрыском горючего под значительным давлением, доходящим до 2 тысяч бар, и клапанным положением, открывая и закрывая их. Одновременно с этим идёт воздействие и на тормозную систему, снижая резкость процесса.

В этой серии устанавливаются разные турбокомпрессоры, от собственной разработки Камминз до партнёрских Холсет, Clevite и FCEC, но чаще имеется английский вариант Holset. Все они отличаются высокой производительностью, наращивая мощность почти в полтора раза, и, работая даже на низких оборотах, существенно экономят топливо. Управление каждым цилиндром осуществляется при помощи четырёх клапанов с высокими эксплуатационными характеристиками.

Межсервисный интервал увеличен за счёт повышенной износостойкости заложенных создателями материалов, в число которых входят модифицированный чугун и легированные стали.

Ещё один плюс «движка» — его бесшумная работа и низкая вибрация, а также обеспечиваемая целой системой с устройством EGR экологичность выхлопов.

Суть проблемы

Эта система экологичности действительно достаточно действенна и снижает токсичность выхлопов, но существенная часть водительского сообщества не гонится за данным показателем, считая его второстепенным. На чадящий дым из выхлопной трубы у них не принято обращать внимание, между тем, это может свидетельствовать и о серьёзных изъянах топливной системы.

Чаще всего проблема заключается в клапане ЕГР, который буквально блокирует работу ДВС, так как ЭБУ сигнализирует об ошибке с замыканием.

В связи с этим возникает соблазн удалить устройство целиком. Но тесная взаимосвязь компонентов в СА приводит к возникновению других проблем при этом решении. Поэтому мы не рекомендуем такую радикальную меру, исходя из предпосылки, что в конструкцию нельзя вносить изменения, они влияют на установленный создателями баланс узлов.

Причиной выхода клапана из строя может быть слишком сильная насыщенность выхлопов сажей, в этом случае клапан надлежит просто поменять, проблема будет устранена без удаления всего устройства. Другая распространённая причина поломки этого механизма связана с моторным маслом, качество которого должно быть на особом контроле. Некоторые масломоторные составы сами по себе неплохи, но их разрабатывали для других марок СА, а под особенности Камминз лучше всего подходит Вальволайн, так как его разработка проходила с непосредственным участием американских «движков». 

Кроме того, не стоит забывать о замене масла в системе и о его фильтрации. Некоторые забывают это делать, а отдельные эксплуатанты считают, что таким образом можно достичь определённой экономией. Разочаруем их: экономия на фильтрах выведет из строя не только указанный клапан, но и весь мотор в целом. Смазка нужна не только для улучшения взаимодействия деталей, масло создаёт защитный слой для узлов и иногда служит в роли хладагента. Постановка полиэтиленового пакета или самодельного устройства из дешёвого пластика совсем не решает проблему очистки ГСМ.

По пути к устройству рециркуляции отработанных газов масло отделяется спецустройством, его пары могут забить клапан, в этом случае он нуждается в очистке, но проще поменять последний, это будет дешевле обновления устройства.

Информативнее всего проверять работу клапана на холостом ходу, обращайте внимание также на снижение мощностного потенциала и чёрный дым из выхлопной трубы.

Решение проблемы

В большинстве случаев решением обозначенных проблем является замена клапана EGR. Невозможность ремонта обусловлена сложностью внутренних механизмов и проблемами с поиском материалов. Экономически такой ремонт становится невыгодным, так как составляющие для него выйдут почти в стоимость нового клапана. Можно заняться только прочисткой в случае наличия небольших засоров, но, как правило, проблему замечают слишком поздно.

Демонтаж клапана довольно прост: сливается ОЖ, отсоединяется отрицательная клемма АКБ, снимается крышка, убирается проводная колодка. После этого можно снимать клапан и менять его на новый, дальше всё в обратном порядке.

Сопутствующие проблемы

На СТО водители редко обращаются с одной проблемой, как правило, они приносят с собой целый «букет» запущенных узлов и поломанные компоненты. Если проанализировать статистику обращений по клапану ЕГР в СА Cummins QSX, то выясняется, что довольно часто вместе с его неисправностями наличествуют и дефекты воздушного компрессора. Связано это с тесной цепочкой взаимных коммуникаций составляющих американского мотора.

Симптомы, на которые принято обращать внимание, включают в себя замедление производительности, незапланированные остановки, давление, уходящее в систему охлаждения. Из-за последнего идут тосольные утечки. Если устройство отработало своё, то, скорее всего, у него изношен мотор. Часто вылетают и шестерёнки.

Причиной первого становятся перегревы, что может свидетельствовать о недостаточном охлаждении, обусловленном, опять-таки, утечками хладагента. Проверке следует подвергнуть и водяную помпу, недостаток давления, с которым подаётся ОЖ, не даёт тосолу дойти до адресатов. Иногда проблема связана и с поломанной крыльчаткой вентилятора, ведь только при качественном обдуве узлы охлаждаются до нужной температуры.

Шестерёнки могут ломаться вследствие износа, причиной которого является недостаточная смазка, при этом их может заклинивать. Качественное и отфильтрованное масло не поступит на узлы, есть по контуру есть протечки или сломан масляный насос. Проблемы здесь схожие — недостаток давления не даст доставить масломоторный состав в нужное место.

Обнаружение неисправностей часто требует визуального осмотра компонентов, помогает также отслеживание расходов технических жидкостей. Тот же воздушный компрессор при появлении дефектов начинает издавать нехарактерный для обычной деятельности гул, у вентилятора может быть поскрипывание из-за лишнего крена или поломки штифта.

Казалось бы, какое отношение к клапану газовой рециркуляции имеет топливная система, но, как уже говорилось, в ДВС Камминз всё взаимосвязано, и неисправности форсунок, ТНВД или других компонентов обязательно сказываются и на его деятельности. Причиной может быть и низкое качество топлива, ведь не всегда есть возможность его контроля на заправке. Помочь может высококачественная фильтрация и дополнительная сепарация горючего, для чего нужно не только установить устройства, но и регулярно менять фильтры и картриджи.

Негативная роль топливных протечек заключается ещё и в том, что узлам приходится работать с усиленной нагрузкой, напрягая и другие системы. Кроме того, грязь в смешении с топливом, маслом, ОЖ образует опасную смесь, которая оказывает отрицательное влияние на состояние мест, куда она попадает. После работы с низкосортным и загрязнённым топливом выхлопные газы быстрее забивают клапан рециркуляции, так как на него возрастает нагрузка.

Заключение

В статье мы постарались не только разобраться в проблеме клапана ЕГР, возникающей в различных сериях СА Cummins, включая QSX, но и посмотреть на неё шире, разъяснив суть взаимосвязанных процессов, проходящих в системах ДВС. Неисправности клапана обычно решаются заменой компонента, технология замены несложна и описана в материале. Но нельзя одним обновлением повлиять на работоспособность мощного «движка», потенциал которого значительно выше обычно используемого.

Все составляющие мотора нуждаются в тщательной и регулярной диагностике, которая не требует компьютерного оборудования, хотя и с ним иногда нужно проходить обследования. Простой, но ежедневный осмотр и наблюдения за работой систем гораздо больше приблизят вас к 100-процентной эффективности ДВС.

Особое внимание следует уделять качеству техжидкостей и своевременно менять фильтры, включая воздушный, потому что поступление грязного воздуха затрудняет работу компрессионных устройств, сложнее идёт обогащение топлива кислородом, что не позволяет ТВС сгорать с той эффективностью, которая нужна СА для качественной деятельности.

Не забывайте и о смазке, для которой лучше использовать рекомендованное концерном масло Valvoline. Ремонт компонентов в отдельных случаях возможен, но для этого нужно поймать начальную стадию разрушительных процессов, что возможно только при озвученных выше условиях. Поэтому чаще всего приходится менять узлы и детали. Для замены используйте только оригинальные запчасти.