Как решить проблему неисправного термостата на двигателе Cummins 6 BT?

Силовые агрегаты Cummins довольно широко распространились по России и постсоветским государствам в начале этого века. Их ставят на огромный спектр автотехники различного назначения, от большегрузов и автобусов до среднетоннажных автомобилей и погрузочных моделей. Запуск СП на берегах Камы ввёл этот мотор даже в «тело» самых распространённых в стране КАМАЗов. Используют их и всё больше распространяющиеся «китайцы». Причины популярности просты — это мощность в сочетании с невысоким расходом горючего, неприхотливость и возможность быстрой замены большинства деталей. Одна из них — термостат, о ней будет наша статья, в которой мы расскажем о роли этого компонента, защищающего двигатель от высоких и низких температур. Также мы «покопаемся» в причинах поломок, подскажем варианты решений и раскроем технологию замены в одной из моделей ДВС — 6 BT. Завершим рассказ рекомендациями специалистов по эксплуатации. 

Характеристика «движка»

Что касается самого двигателя Cummins 6BT, то его секреты популярности скрываются за постановкой шести цилиндров на четырёх тактах и применении турбонаддува. Развиваемая ими мощность в 230 «лошадок» с моментом кручения до 597 Нм позволяет решать множество задач в разных сферах хозяйственной жизни. Именно поэтому снятый с производства ещё до начала века автомобиль до сих пор в строю, а кое-где он даже обошёлся без «капиталки». Во многом этому способствует и приличный рабочий объём — без малого шесть литров. Непременное условие долгой жизни этого «старичка» — регулярность ТО и постоянное внимание к состоянию деталей, в том числе и обозначенного нами термостата.
Как уже говорилось выше, сфера применения данного СА весьма обширна, его можно встретить на автотехнике в грузоперевозках и пассажирском транспорте, в аграрных хозяйствах и на строительстве. Интересно, что его часто ставят и на суда малого судоходства. Демонстрируя надёжность и хорошие ходовые качества, он заслужил неплохую репутацию, подкупают пользователей и его небольшие габариты.

Роль термостата в СА Камминз

Концерн-разработчик моторов Камминз довольно строго подходит к вопросу установки изделий посторонних производителей в свои СА, это лишает права на гарантию. Между тем, его комплектующие, в частности, термостаты, можно встретить и на других двигателях. Связано это, прежде всего, с высоким качеством изделий американской фирмы. Действительно, эти термостаты надёжны, точны и способны к долгой работе в различных климатических зонах, включая Крайний Север и Юг. Их просто и легко устанавливать, а также обслуживать и ремонтировать.
Если температура в СА слишком низка, то этот прибор сначала блокирует хладагент на подступах к радиатору. Затем, когда «движок» прогревается до 82 градусов по Цельсию, происходит открытие термостата, что автоматически запускает тосол по малому кругу. Если же температура доходит до отметки в 93 градусных деления, ОЖ уходит на освободившийся большой периметр. Указанные действия термостатного прибора способствуют охлаждению двигателя, формируя возможность нормального функционирования и предохраняя его и от перегревов, и от замерзания.
Чтобы эти действия стали возможными, конструкторы Камминз предусмотрели наличие в устройстве клапанных механизмов, пружин, воска в цилиндре. Кроме того, имеются шток и довольно крепкая корпусная часть, защищающая устройство от внешних воздействий. Работа поддерживается качественной автоматикой.

На что жалуются пользователи?

Несмотря на высокое качество исполнения, через определённый временной промежуток пользователи начинают замечать перебои в работе термостата. Это, скорее всего, означает, что он завершил свой период эксплуатации, ведь наверняка прошёл уже не один год с его запуска. Возможно, вы приобретали прибор не в дилерской сети, а это значит, что к вам могла попасть и подделка. Ещё стоит отметить, что статистика свидетельствует: применение низкокачественного состава ОЖ резко увеличивает шансы на поломку термостата.
Наконец, случается и так, что ломаются какие-либо части прибора, чаще всего страдает корпус, ведь именно на него приходится большая часть ударов и нагрузки. Также случаются и поломки пружин и т.д. В этом случае можно спасти устройство ценой замены поломавшихся деталей.
При осмотре обращайте внимание на ржавчину, её появление свидетельствует об опасном дефекте, коррозии, она может расползтись по всему мотору. Для термостата её негативное действие заключается в разъедании металлических частей, та же пружина может переломиться в результате коррозийного влияния.
Также обращайте внимание на:

  • индикацию превышения температур на приборной панели;
  • хаотичность перемещений указательной стрелки на приборной панели, особенно, когда машина разгоняется;
  • тёплый низ и холодный низ термостата, когда он закрыт.

С неисправным термостатом силовой агрегат требует больше времени на прогрев, начинаются утечки в местах расположения клапанов.

Как подготовиться к замене и провести её?

Во всех этих случаях термостат лучше заменить новым. Даже на начальной стадии его неисправности это сделать проще, чем тратить время на замену комплектующих. По цене вы выиграете немного.
Подбирая вариант для замены, стоит остановить выбор на предложениях официального дилера, к числу которых относится и наша компания. Причина и в высоком качестве таких деталей, и в соответствующей цене, термостат стоит своих денег, а вам не придётся доказывать своё право на гарантию мотора, ведь самовольная постановка нелицензированной продукции лишает её. Не забудьте приобрести и прокладку для прибора, ведь по условиям производителя двигателя её обновление обязательно при замене термостатного устройства. Связано это с тесным взаимодействием прокладочного материала и заменяемой детали.
Действия по замене термостата в этом СА несложны, но при недостатке опыта можно обратиться в автосервис, иначе можно сломать не только сам прибор, но и соседние узлы. Дождитесь, пока двигатель остынет, потому что на разгорячённом моторе менять термостат запрещено. Также обязателен слив хотя бы трёхлитрового объёма ОЖ.
Найдите устройство, оно располагается под капотом, прямо на виду. Далее последовательно выполняйте следующее:

  • ослабление генераторного крепежа со сдвигом в сторону;
  • съём шлангов подвода и отвода антифриза с патрубков;
  • отсоединение гофры от штуцера;
  • откручивание трёх болтов, выполняющих соединение корпуса с местом расположения термостата;
  • извлечение прибора с прокладкой.

Заменив прокладку, ставим новый термостат на предварительно очищенное место посадки, закручиваем болты с указанным в инструкции усилием (оно может отличаться, в зависимости от модели устройства) и возвращаем снятые узлы на исходные позиции.
Тестовый запуск двигателя с прогревом покажет, корректно ли работает термостат. Обратите внимание на движение ОЖ, не появились ли протечки. Посмотрите также на приборную панель, спецсигнал покажет, если СА перегревается.
Пользуясь случаем, проведите экспресс-диагностику всей системы охлаждения. В частности, особого внимания требуют генераторный привод, водяная помпа и натяжной ролик. Водонасос можно снять, открутив два крепёжных болта, посмотрите, нет ли у него повреждений, проведите очистку от грязи, если она накопилась.

Рекомендации

Чтобы избежать последующих моторных перегревов и не менять его целиком, что влетает в копеечку, нужно с самого начала постановки нового термостата уделять внимание его обслуживанию и профилактике неисправностей. Если этого не делать, то проблемы с охлаждением не заставят долго ждать. Халатность водителей по отношению к этому прибору, возможно, связана с его низкой ценой, но Камминз не прощает невнимания к мелочам. Он создаётся не для того, чтобы ценой напряжения узлов можно было игнорировать поломки даже небольших деталей.
Уделите время осмотру всей системы, если электроника указывает на перегрев. Приборы иногда могут ошибаться, но лучше проявить бдительность, она не будет лишней. Обратите внимание на качество используемого хладагента, с плохим антифризом вы работаете на свой страх и риск. Меняйте тосол согласно инструкции, а при интенсивном использовании автотехники и авральном характере работы учащайте интервал. Система охлаждения загрязняется, если работает со старым антифризом.
Со временем на термостате накапливаются не только грязь, но и накипь, её нужно очищать, используя специально предназначенные для этого средства. Проводя такую чистку, можно увеличить срок действия термостата. Но не стоит пользоваться прибором свыше указанного производителем срока, обычно максимальное время эксплуатации ограничено пятью годами. Исключение составляют случаи, когда техника находилась на длительных простоях. В этом случае перед использованием очистите термостат от накопившейся пыли и грязи.
Охлаждение мотора зависит не только от движущейся по контуру ОЖ, производительного водонасоса и точного термостата, не забывайте, что действие системы интенсифицируется вентиляторным устройством. Проверяйте его включемость-выключаемость, все ли лопасти в крыльчатке находятся в исправном состоянии, не попали ли в узел посторонние предметы.

Заключение

В заключение отметим, что, хотя наша статья и посвящена поломкам термостата в двигателе Cummins 6BT, невозможно сохранить работоспособность этого важного узла без общей диагностики и решения проблем всей системы охлаждения. Более того, внимания требуют и остальные системы. Силовой агрегат Камминз способен длительное время работать даже в экстремальных условиях, но со временем лишнее напряжение сил даёт о себе знать. Поэтому здесь мы привели рекомендации по обслуживанию не только термостата, но и других участников системы охлаждения. Приведена пошаговая технология замены устройства, остановились мы и на причинах, которые приводят к такой необходимости.
Двигатель Cummins 6BT — довольной крепкий «старичок», если он у вас ещё в строю, и вы уделяли ему внимание в течение всего срока эксплуатации, то нет причин списывать модель со счетов. Но при желании вы можете обратить внимание и на другие предлагаемые нами моторы американского производителя. Являясь официальным дилером концерна, мы предлагаем широкий ассортимент ДВС и комплектующих к ним.