Как выбрать датчики давления масла для двигателя Cummins?

Силовые агрегаты Cummins (США) — одни из самых автоматизированных, что значительно упрощает водителям управление автотехники с ними. В большинстве случаев не нужно самостоятельно принимать решения, потому что создатели продумали типовые алгоритмы, остаётся только соглашаться с предложениями электроблока. Но основой для этого являются сведения, собираемые датчиками. Одни из них работают с температурами, причём замеряют её в различных средах — атмосфере, топливе, охлаждающей жидкости и моторном масле. Последнее играет существенную роль в обеспечении защиты компонентов от различных воздействий, ведь от создаваемой им плёнки отскальзывает химия, смягчаются удары, и даже давление не давит так сильно.

Другие определяют положение коленвала, что тоже немаловажно, ведь этот узел играет решающую роль в запуске мотора, так как на него падает задача передачи энергоимпульса колёсам. Но особое значение имеют датчики маслодавления, о них и пойдёт речь в этой статье. Что они собой представляют, и как выбрать их для двигателя Камминз — читайте в этой статье.

Краткая информация о датчиках

Первые датчики в американских моторах появились более чем полстолетия назад. Первоначально это были лишь подобия современных приборов, они сосредотачивались на температурных измерениях. Собственно, разницу между теми датчиками и «продвинутыми» термометрами обнаружить сложно, но они пытались напрямую проинформировать водителя о том или ином температурном показателе, расходящимся с нормой. В этом и заключается коренное отличие. Электромодулей тогда ещё не было, а когда они были введены, появилась и связь между этими средствами электроники.

Начался этап расширения принимаемых с датчиков показателей. Например, одним из первых стало замеряться давление атмосферы, далее список изучаемых сред пополнился моторным маслом и топливом, а также тосолом. В этот период моторное масло уже было известно как отличный способ защитить детали от различных воздействий.

Немного позже были внедрены и датчики, определяющие положение коленчатого и газораспределительных валов. Дальнейшая эволюция приборов привела к сегодняшнему многообразию применяемых в моторах устройств для снятия и передачи на электронный блок управления разнообразной информации.

Например, силовые агрегаты Камминз, в зависимости от модификации, могут оснащаться датчиками для:

  • измерения газовых и воздушных температур, включая снятые на впуске и выпуске, а также при турбонаддуве;
  • давления в системе тормозов и ОЖ;
  • температур и давления моторного масла в различных точках, перед подачей и после отработки;
  • температур и давления топлива на разных этапах магистрали;
  • положения коленчатого и распределительного валов;
  • уровня и риска детонации;
  • уровня топлива и масла;
  • загазованности в салоне и температуры там же;
  • газодавления как абсолютного, так и относительного и т.д.

Благодаря такому обширному списку установленных приборов управляющий модуль имеет полную картину происходящего в моторе, это и является целью сбора информации. Ведь именно на ЭБУ стекаются все собранные сведения, чтобы он имел основания для их анализа, а по заданным создателями алгоритмам у него появляется возможность выбрать сценарии дальнейших действий.

Сами датчики, к какому бы типу они ни относились, могут иметь различный характер энергопреобразований, например, некоторые работают с прямым контактом, а другие используют фотоэлектронику. В последнее время довольно сильно распространились и использующие электромагнитную индукцию, есть действующие на основе пьезоэлектрического эффекта. 

Водители по-разному относятся к внедрению электроники в моторы, некоторые не приветствуют её, предпочитая старые, добрые «движки» без всяких «наворотов». Но сегодня их остаётся мало, техника шагает в ногу со временем.

Аргумент тех, кто выступает против передачи прав на решения электроприборам — это их ошибки, сбои и сложность запутанных схем действий, тогда как раньше всё было якобы намного проще. Но разработчики анализируют поступающие жалобы, и каждое новое поколение приборов становится всё более совершенным. Честно говоря, в эпоху запуска «беспилотников» было бы довольно странным цепляться за старые схемы управления, но большинство производителей, включая американский концерн, всегда оставляет водителям возможность самостоятельных решений, за исключением случаев, когда это создаёт опасность для техники и находящихся в ней.

В любом случае, эта дискуссия затрагивает только вопрос применения управляющего блока, когда он неработоспособен, отключён, либо водитель предпочитает самостоятельное информирование, у него остаётся возможность лично считывать информацию с датчиков. Поэтому против них никто, в принципе, и не выступает.

Зачем нужен датчик давления масла?

Двигатель Cummins оснащается ультрасовременной системой смазки, которая осуществляется автоматически и не требует особого вмешательства обслуживающего персонала. Но моторное масло перемещается по сложной магистрали с нагнетаемым давлением, которое ускоряет подачу к нуждающимся в составе узлам и деталям. Необходимость применения масломоторного состава обусловлено особыми свойствами, который он имеет. Например, он позволяет деталям не истираться при неминуемом столкновении. Создаваемый маслом защитный слой предохраняет от действия абразивных веществ и ударов, смягчает воздействие давления и т.д. Конечно, не каждое масло способно обеспечивать такой эффект, поэтому концерн Камминз поучаствовал в испытаниях и создал собственный состав под маркой Вальволайн. По возможности используйте именно его, он максимально подходит для этих двигателей.

При чрезмерном давлении масла возникает угроза разрыва труб, шлангов и патрубков, используемых для подачи и отвода состава.  Это чревато залитием мотора, включая и электронику, которая может от этого выйти из строя. А при недостаточном масло либо не будет поступать к нуждающимся в нём узлам и деталям, либо поток будет сильно ослаблен. В любом случае, обе эти ситуации приводят к осложнениям в работе мотора, возникает угроза его остановки. Поэтому о них водитель должен быть оповещён. Поэтому устанавливаются датчики давления масла. Именно этот прибор замеряет показатели и информирует о них, реагируя на нестандартные ситуации.

Поломки и неисправности

Поломки датчика давления масла могут быть обусловлены самыми разными причинами и не всегда выявляются визуально. Например, при использовании низкосортных и неподходящих составов вся система бывает засорена, датчик негативно реагирует на загрязнения и быстрее выходит из строя. Не забываем, что даже качественное масло должно фильтроваться, а фильтры нужно своевременно менять. В среднем, это рекомендуется делать раз в полугодие, но многое зависит от того, насколько интенсивно вы используете автотехнику, и от состояния всей системы, потому что когда через фильтр проходит увеличенный объём, он засоряется быстрее.

Проблема может возникнуть и при наличии протечек на том или ином участке магистрали. В этом случае увеличивается объём пропускаемого прибором масла, он быстрее истощает заложенный ресурс. Если датчик неоригинального исполнения, либо подвергался ремонту специалистом низкой квалификации, у него может некорректно работать электроника, он теряет необходимую чувствительность к необходимым замерам. Подобное происходит и в случае естественного старения, поэтому прибор не рекомендуется использовать после двух-трёх лет эксплуатации, хотя он и может проработать дольше. Сложность в том, что вы не сможете определить расхождения с истинными показаниями в несколько паскалей, а они могут стать критичными.

Наконец, нельзя игнорировать и обычные повреждения. Несмотря на то, что устройство продолжает работать, у него могут возникать сбои, а задержка в передаче информации о нештатной ситуации может привести к указанным выше проблемам.

Критерии выбора

Если вы решили выбрать датчик давления масла для одной из серий Cummins, вам следует учесть, что этот производитель двигателей довольно ревностно относится к установке в них сторонней продукции, за исключением партнёрской. Это может привести к потере права на гарантийное обслуживание. При этом такое требование введено не без оснований: даже качественные приборы и детали могут оказаться несовместимыми с другими устройствами силового агрегата, а разница даже в доли миллиметра может оказаться критичной. Не говоря уже о дешёвых подделках, которые запросто могут испортить мотор.

Поэтому выбор датчика давления масла для двигателя Камминз следует основывать на предложениях самого концерна, либо его партнёров. При этом не все имеющие маркировку «американца» приборы являются таковыми, потому что производители контрафакта не дремлют. Поэтому и приобретать его можно лишь у надёжных продавцов. Это, как правило, организации, имеющие дилерский статус.

А дальше всё просто: для каждой серии разработано несколько вариантов, выбираете подходящий, основываясь на бюджете и новизне модели. Недавно выпущенные более подходят под современные версии управляющих блоков, но и «старички», если это слово применимо к версиям последних лет, имеют преимущество в отлаженности действий.

Для примера приведём две модели: 4921517 для серии QSL и 4921517X для L. Обе версии имеют высокую точность, крепкие комплектующие и демонстрируют прекрасные эксплуатационные характеристики в течение увеличенного эксплуатационного периода. Они легко монтируются и практически не требуют дополнительного обслуживания. Распространитель является официальным дилером концерна, поэтому нет сомнений в подлинности, предоставляется гарантия производителя. Цена вписывается в рыночный диапазон, потому что работа ведётся без посредников.

Заключение

Таким образом, выбрать датчик давления масла для двигателя Cummins несложно, если обращаться на сайты официальных дилеров. Для каждой серии здесь имеются различные варианты, мы привели информацию о том, зачем нужны эти приборы, и почему они ломаются.

Среди причин поломок прежде всего выделим связанные с чистотой состава и его качеством, лучше всего для американских моторов подходит марка, разработанная концерном — Valvoline.