Cummins ISX/QSX: что его не убивает, то требует замены?

Двигатель Cummins ISX/QSX считается в автосервисах одним из самых стойких к различным неблагоприятным факторам, но, по словам сотрудников, это не повод игнорировать базовые требования к эксплуатации. Собрав несколько историй о ремонтных работах, мы выработали рекомендации, которые могут помочь владельцам дольше пользоваться этими сериями моторов.

Общая характеристика

«Движок» с шестью цилиндрами, чинно расположенными в ряд, развивает мощность до 600 лошадиных сил в отдельных модификациях, доходя в моменте кручения до двух с половиной тысяч Нм. У него — синхронизированы оба распределительных вала, причём на одном лежит ответственность за включение топлива с нагнетаемым давлением, а второй отвечает за клапаны и тормоз. Отличная турбина Холсет с усовершенствованной подачей воздушной массы нагоняет мощность, а чёткую субординацию осуществляет электронное управление ECM. Эти силовые агрегаты особенно приживаются в сельскохозяйственных организациях, но способны справляться с задачами и в других секторах экономики, включая строительство и ЖКХ. Среди марок автотехники с этими двигателями — трактора Buhler Versatile, NewHolland, экскаваторы Hyundai, бульдозеры Четра, фронтальные погрузчики Хитачи, грузовики Вольво и Кенворт и т.д.

История первая — текущее масло и износ ЦПГ

У данного водителя давнее беспокойство вызывали проблемы с постоянными протечками масла. Он предполагал, что дело в турбине, но вспоминал, что совсем недавно устранял последствия подтёков в ГБЦ, менял прокладку на крышке. В анамнезе присутствовали и поменянный сальник на турбокомпрессоре, и ряд других замен. При этом ни разу не вставал на капремонт, ограничиваясь самостоятельной диагностикой или заезжая по конкретному поводу в автосервис. Отметим, что отказ от комплексных диагностических мероприятий раз в год-два — это грубейшая ошибка, которая обычно стоит очень дорого.
Первые же тестирования выявили чёрное задымление из выхлопного отверстия, мощность явно не соответствовала заявленной. Имелись проблемы с переключением передач, масло прогорало с явным запахом. Разбор «движка» показал, что утечки ГСМ имелись и во входном коллекторе, а также в области трансмиссии. В конечном итоге пришлось менять всю ЦПГ, включая гильзы и кольца.
Именно в них был главный источник проблем, своевременная замена указанных элементов позволила бы значительно удешевить ремонт. Дело в том, что сгорающее топливо проходило в картер, который также пришлось поменять, далее прокладки просто не смогли удержать масломоторный состав из-за высокого давления. Промедление с обращением и заменой указанных узлов привело бы к полной неисправности двигателя, потому что ЦПГ — слишком серьёзная составляющая, чтобы обходиться без неё или пытаться ездить с неисправной.

История вторая — поломка поршневых колец и их замена

В данном случае поведение водителя было противоположным первому — он очень ответственно подходил к диагностике, регулярно обновлял составляющие, но в последние годы решил сэкономить, поэтому и купил поршневые кольца у знакомого, занимающегося кустарным производством. Это и было его ошибкой, которая уже через полгода после постановки заставила обратиться сначала на проверку, а затем на замену. Компания, в которую он обратился — наш давний оптовый покупатель, поэтому они пользуются только нашей оригинальной продукцией, поставленные поршневые кольца производства Камминз работают безотказно, чётко регулируя потребление, не давая излишкам прогорать вследствие попадания в место сгорания. Благодаря им также обеспечивается герметичность масляного поддона, в который не идут газы от сгорания.
Несмотря на то, что неисправимые повреждения затронули кольца только второго и третьего цилиндра, по рекомендации сервисного центра автовладелец поменял комплект полностью. Это было верное решение, так как неблагоприятные факторы наверняка вывели бы из строя остальные кольца в ближайшее время. В дополнение была произведена замена также кустарно изготовленного коренного вкладыша на ГБЦ, который, хотя и стойко держался, но уже демонстрировал признаки повреждений. Всё это позволило сохранить силовой агрегат и предотвратить неизбежную в таких случаях потерю мощности.
Добавим, что неизбежным следствием залегания поршневых колец становится перерасход масла, этот признак подтвердил владелец ремонтируемого двигателя.

История третья — болты, «убившие» двигатель

С этим владельцем произошла просто анекдотическая ситуация, демонстрирующая важность внимания даже к таким простым деталям, как болты, иначе наступают совсем не весёлые последствия. Два года поездок без малейшего проблеска внимания к собственной технике стали причиной полной замены отличного оригинального двигателя. Работники сервиса не досчитались нескольких болтов, основные потери пришлись на ГБЦ, которая, расшатавшись, повредила ряд ключевых узлов. Были повреждены некоторые вкладыши, прокладки, клапаны, выпускной коллектор, у которого также расшатались болты.
Водитель пояснил, что в сервис он как-то заезжал по дороге, ему нужно было поменять прокладку, так как текло масло. Возможно, болты были не закручены должным образом именно в это время. Дороги, по которым он передвигался, действительно отличались серьёзной сложностью, поэтому ему очень повезло, что не случилось аварии или непредвиденной остановки.

История четвёртая — топливная система и ТНВД

В этой ситуации водитель несколько раз менял форсунки, причём делал это самостоятельно, в автосервисе бывал нечасто, диагностику считал излишней, так как техника ещё относительно свежая. Сервисные сотрудники не смогли обнаружить причину — неполадки в топливной системе и практически недействующий ТНВД. Хотя водитель перечислил многие из характерных признаков — рост затрат на топливо, заметные протекания, неестественный цвет выхлопа, явный запах, его токсичность и т.д. При этом он слишком редко менял топливный фильтр, который по этой причине не справлялся с очисткой горючего. В самом топливе был обнаружен конденсат. Итогом стала замена ТНВД, форсунок, обратного клапана и дозирующего актуатора.
В случае игнорирования озвученных симптомов двигатель и дальше продолжал бы терять мощность, а расходы по топливу возрастали.

История пятая — просто выработка ресурса

Несмотря на небольшой срок после выпуска двигателя, он использовался очень интенсивно, поэтому практически выработал свой ресурс. Тем не менее проведённая ранее замена ГБЦ, коленвала, шатуна позволяла выявить наиболее проблемные детали, запустив мотор в дальнейшую эксплуатацию. Обновлению были подвергнуты:

  • поршень;
  • цилиндры;
  • маховик вместе с венцом;
  • масляный насос;
  • коллектор выпуска;
  • ряд прокладок и вкладышей.

Продлить жизнь двигателя помогло ответственное отношение владельца к состоянию своего ТС. Примечательно, что лучше всего в автомобиле выглядела топливная система, что объясняется, в том числе, и качеством топлива, которое он использовал. Моторное масло он заливал только то, что рекомендовано производителем силового агрегата — компанией Камминз, это имеющееся у нас в наличии Valvoline.

Рекомендации

На основе озвученных историй можно вывести следующие рекомендации, позволяющие увеличить срок эксплуатации двигателя и его составляющих.

  • Автотехнику нельзя эксплуатировать, не оглядываясь на её состояние. Регулярные техосмотры, диагностика двигателя — обязательные мероприятия, два месяца — желательный срок, как минимум ежегодное обследование. Помимо этого, следует наблюдать за поведением ключевых узлов, присматриваться к особенностям их работы, отмечать динамику изменений.
  • Чтобы сохранить такие преимущества этих серий, как эффективность, мощность и экономность в расходе топлива, необходимо заправляться высококачественным горючим в тех местах, где это возможно. Это также положительно повлияет на сохранность и эксплуатационные свойства топливной системы, что сэкономит средства на ремонт.
  • Полезно также отслеживать расходы топлива и масла, чтобы заметить их рост, начинающийся при неисправности ряда деталей.
  • Также не забывайте про важность смазки узлов, которые должны получать высококачественное масло, иначе их истирание будет преждевременно выводить запчасти из строя. В условиях, когда они раскаляются до нескольких тысяч градусов, ГСМ должны поступать в достаточном количестве, но излишки будут удалены в соответствии с конструкцией, если нет поломки поддона и других ответственных за это узлов.
  • Болтовые соединения также следует проверять на крепкость, добиваясь полного затягивания без срыва резьбы, пренебрежение этим правилом может привести к разбитию как самого закрепляемого ими узла, так и других, находящихся по траектории болтающегося в свободном движении компонента.
  • Даже выработавший ресурс двигатель порой поддаётся восстановлению, если своевременно менять комплектующие и ответственно подходить к диагностике.
  • Топливо и проводящие его магистрали следует беречь от попадания влаги, так как образующийся конденсат пагубно действует на всю топливную систему, затрудняя деятельность насосных устройств. В некоторых случаях требуется установка дополнительного сепаратора, он успешно будет справляться с задачей удаления жидкостных образований.
  • При необходимости замены автокомпонентов пользуйтесь проверенными компаниями с опытом и репутацией, потому что дешёвые комплектующие далеко не всегда качественны, а это ставит под угрозу жизнь не только силового агрегата, но и находящихся в поездке.

Заключение

Исходя из озвученных ситуаций, можно сделать вывод, что ISX/QSX — действительно оправдывают репутацию «неубиваемых», но только в том случае, если следовать приведённым рекомендациям. Замена комплектующих гораздо выгоднее, чем игнорирование правил эксплуатации и покупка нового двигателя. Восстановление в большинстве случаев — реальность, если заметить разрушительные процессы на начальных этапах.
В заключение хотелось бы сказать, что наша специализация на комплектующих к двигателям Cummins позволила сформировать обширную базу для моторов не только обозначенных серий, но и других, есть в ней место и некоторым образцам китайских компаний. Все они имеют оригинальное качество, снабжаются гарантией производителя, поэтому у вас есть право обращаться к нему с рекламациями, количество которых снижается год от года и практически близко к нулю. При этом вы можете сделать заказ из любого города страны — мы сотрудничаем со службами доставки. По любому поводу можно проконсультироваться у наших специалистов, они отлично ориентируются в ассортименте и способны дать квалифицированный ответ.