Где находятся датчики на двигателе Cummins в КАМАЗе?
Силовой агрегат Cummins начал устанавливаться в автотехнику КАМАЗ ещё до образования СП КАММИНЗ КАМА, но экспериментальные разработки вышли на поток именно с 2006 года, сегодня эта работа не свёрнута, но продвигается по особому плану мероприятий с локализацией запчастей на площадках российского машиностроительного комплекса. Мотор мощный, неприхотливый к погодным и природным условиям, способен к эксплуатации с высокими нагрузками, причём потребление топлива у него минимально. Это и высокая ремонтопригодность обусловили широкое распространение автотехники с американскими ДВС в различных сферах хозяйственной жизни. Поэтому мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей, посвящённые ремонтным аспектам таких двигателей, как Cummins 6ISBe, 4ISBe и др., считающихся камазовскими. Сегодня мы расскажем о датчиках. Непосредственный пользовательский запрос — где находятся датчики на двигателе Cummins в КАМАЗе. Ответим и на него и расскажем о типичных поломках.
Зачем нужны датчики?
Двигатель Cummins — один из самых автоматизированных, благодаря современным версиям электроники большинство решений водитель может передоверить электромодулю, действующему на основании заложенных разработчиками алгоритмов. Блок управления передаст узлам необходимые команды и не позволит допустить какие-либо ошибки. Анализ складывающейся в моторе ситуации производится на основании полученных с датчиков сведений. Таким образом, датчики являются сборщиками различной необходимой информации. Эта информация может включать в себя температурные показатели, уровень давления, число оборотов, положение узлов и т.д. Современные датчики способны работать в различных средах — атмосфере, ОЖ, топливе, масле. Некоторые из них собирают информация не по одному, а по нескольким параметрам. Им не нужно непосредственно окунаться в ту или иную техническую жидкость, большинство измерений производится опосредованно.
Датчики помогают упростить процесс управления двигателем, поэтому без них оно может оказаться затруднённым, некоторые версии могут заблокировать работу вследствие отсутствия нужных сведений, либо оно может повлечь за собой тотальные ошибки, если поступает некорректная информация. Если же убрать автоматику полностью, то движение транспортной единицы окажется возможным, но деятельность мотора будет малоэффективной, на уровне 70-80-х годов прошлого века. Это повлечёт за собой увеличение затрат на обслуживание транспорта.
Поэтому неисправные датчики меняются в обязательном порядке, а их диагностика имеет для двигателя особое значение.
Расположение датчиков
Разные версии двигателя Cummins имеют различные варианты расположения датчиков, но и в Cummins 4ISBe, и в Cummins 6ISBe (как Евро 3, так и Евро 4) они практически совпадают.
В американском двигателе особое значение имеет датчик коленвального положения, потому что его отсутствие или полная неисправность не даст запустить мотор. Расположение прибора — в непосредственной близости к самому коленчатому валу. Напомним, что этот узел принимает участие в запуске двигателя, он раскручивается стартёром и передаёт сформированный элементами цилиндропоршневой группы энергоимпульс на колёса, поступательные движения окончательно завершают преобразование газовой энергии в механическую.
Положение коленвала важно ещё и потому, что именно по нему определяется максимально удобный период для вливания горючего на цилиндры. Оно выполняется форсункой, но вливания не будет, если нет информации о том, в какой позиции находится коленчатый вал. Так как поломка возможна в любое время, полезно заменить этот датчик в рекомендуемый срок, как правило, он не превышает 3-5 лет, в зависимости от интенсивности использования автотехники. При повреждениях и сомнениях в корректности действий потребуется досрочное обновление.
Датчик распредвального положения
Датчик распредвального положения не менее важен для двигателя Камминз, так как с его помощью определяется позиция другого узла, относящегося к ключевым — вала газового распределения. Локация прибора — торец распредвала. Вместе с коленчатым валом газораспределительный помогает определить ВМТ, что позволяет определять оптимальные объёмы впрыска горючего. Замена датчика распредвального положения также производится незамедлительно, так как иначе мотор теряет эффективность. Крепление у него болтовое, но выемка должна производиться с предварительным снятием электроразъёма.
Датчик температуры ОЖ
Датчик определения температуры ОЖ мониторит температурные показатели антифриза, что чрезвычайно важно для корректной деятельности системы охлаждения. Его деятельность позволяет работать и с топливом, которое должно смешиваться с воздушной массой для повышения эффективности сгорания. Сгорание идёт эффективно только с комфортными для смеси показателями, поэтому отсутствие корректной деятельности этого прибора негативно действует не только на охлаждающую систему, но и на другие задействованные в важных процессах компоненты. Ещё действие этого прибора упрощает запуск мотора в условиях отрицательных температур, потому что информация о понижении значений заставляет электронику работать с иными алгоритмами.
Локация этого датчика — термостатный корпус в передней позиции двигателя.
Датчик давления масла
Определение значений давления масла этим прибором позволяет лучше настроить систему смазки, а её деятельность важна для создания защитных условий деталям и снижения риска их истирания при взаимодействии. При падении показателя меньше минимального подаётся соответствующий сигнал на модуль, который может и заблокировать последующую деятельность мотора, так как создаётся опасная ситуация. Но даже если блокировки не будет, многие узлы быстро потеряют в ресурсе, ведь без создаваемой маслом оболочки они окажутся беззащитными перед различными воздействиями. Место установки — сама система смазки, иногда количество приборов может быть увеличено до двух, но указанные версии обходятся одним, второй может устанавливаться опционально.
Датчик давления топлива
Показания по давлению топлива не менее важны для топливной системы, тем более что система Common Rail работает с повышенным давлением, нагнетаемым насосом ТНВД. Дальнейшее превышение этого показателя может привести к разрывам труб, шлангов, насосов, форсунок и т.д. Одновременно с этим нельзя допускать и незапланированное снижение давления меньше установленных минимумов (за исключением планового уменьшения в деятельности ТННД), так как тогда деятельность системы потеряет необходимую эффективность. Высокое давление позволяет ускорить передвижение горючего и сконцентрировать его, что положительно сказывается на оптимизации топливного расхода. Кроме того, показания по давлению важны для необходимой коррекции и дозирования впрыска.
Локация прибора — топливопровод ТНВД.
Датчик температуры и давления воздуха
Датчик температуры и давления воздуха замеряет уровень разряженности воздушной массы на тракте впуска, определяет он и температурные показатели воздуха на впуске. Результаты незамедлительно передаются электромодулю, который принимает важные решения по заложенным алгоритмам. Эти показания помогают определить текущую нагрузку на силовой агрегат, в случае необходимости корректируется топливная подача. Кроме того, в случае близких к отрицательным значений по температуре идёт перестройка на зимний режим работы с топливом.
Локация прибора — коллектор впуска.
Датчик определения водяного уровня
Датчик определения водяного уровня необходим для получения информации о превышении допустимых значений по содержанию влаги в отстойной части топливного фильтра. Это нужно, чтобы вовремя заменить топливный фильтр. Но необходимость обновления может наступить и раньше, если скопившаяся грязь и примеси тоже превысили допустимый уровень, об этом датчик не проинформирует.
Локация датчика — топливный фильтр, нижняя часть корпуса.
Типичные поломки датчиков
Несмотря на массу различий в этих датчиках, все они являются электронными средствами измерений. Это означает, что их поломки могут быть как в виде повреждений, так и в виде ошибочности получаемых и передаваемых показателей. Первые определяются визуально, а вторые лишь при помощи специальной компьютерной диагностики. Приборы учёта после определённого периода эксплуатации проходят поверку, необходима она и данным устройствам. Но для упрощения работы её не проводят, заменяя датчики при первых признаках неисправности, либо основываясь на установленных производителем сроках. Как правило, это трёх-пятилетний период эксплуатации. Если ваш датчик работает дольше этого срока, будьте готовы к некорректности данных, либо замените его.
Оригинальные устройства производства Cummins и его партнёров работают дольше, так как выполнены из качественных материалов, имеют все необходимые степени защиты и содержат электронику последнего поколения, корректно срабатывающуюся с другими составляющими мотора. При покупке в сомнительных местах нет гарантии приобретения качественного устройства. У нас же вы получаете подлинные датчики для Камминз с гарантией производителя.