61 ошибка ДГУ Камминз, отсутствие запуска, SHUTDOWN
Дизельные генераторные установки марки Cummins — одни из самых популярных на рынке, что объясняется рядом их преимуществ. Во-первых, их действительно можно вклинивать в различные производственные процессы, потому что они способны вырабатывать значительную мощность, при этом экономично расходуя дизельное топливо. У них высокий класс экологичности, соответствующий уровням третьего, четвёртого и даже пятого евростандартов. Наконец, они демонстрируют высокую ремонтопригодность, потому что возникающие проблемы легко решаются без специальных допусков и обучения. Именно поэтому мы запустили цикл ремонтных статей для этого вида продукции американского концерна. Сегодня разберёмся с так называемой 61-й ошибкой, когда устройство не запускается, а на экран выдаётся непонятное слово SHUTDOWN. Расскажем, что делать в такой ситуации, а также предложим профилактические меры и представим наш ассортимент.
Коротко — о моделях ДГУ
Модельный ряд ДГУ, выпускаемый концерном Камминз, довольно широк и может быть условно разделён на предназначенные для промышленных масштабов и применяемые пусть и в крупных, но частных домохозяйствах. Первых несоизмеримо больше, потому что вторые выпускались массово лишь на стадии разработки проекта и в первые годы его существования. Позднее стратегия окончательно сформировалась и предусматривает лишь ограниченный выпуск такого типа генераторных установок. Но в продаже до сих пор имеются ДГУ, выпущенные в то время, не говоря уже о том, что большинство моделей успешно эксплуатируются, подвергаясь лишь своевременному ремонту. При этом сегодня к ним присматриваются даже те, у кого домохозяйство не столь велико, ведь объёмы энергопотребления за последнюю четверть века существенно выросли.
Как бы то ни было, мощность ряда моделей достигает 3000 кВт, но есть и стартующие с 12. Есть среди них и малогабаритные, и довольно брутальные, вес которых доходит до восьми тонн и более, но надо понимать, что выработка такого количества энергии требует надёжной защиты узлов, поэтому в составе ряда компонентов преобладают модифицированный чугун, легированная сталь и хромомолибденовые включения, что создаёт предпосылки для высокой износостойкости и предохраняет от каких-либо воздействий.
Одна из отличительных черт ДГУ Камминз — это их экологичность, производитель всегда делает на неё упор, что особенно ценно при работе в закрытых помещениях и на территориях, где в силу особенностей производства экологическая обстановка не должна получать дополнительный риск. Также создатель позаботился и об оптимизации топливного расхода, поэтому данные ДГУ — чрезвычайно экономичны, это обеспечивается усовершенствованным вариантом ТС на базе Common Rail, работающей в тесной взаимосвязи с мощным средством турбонаддува. При этом для установки особенно важно качество заливаемого дизтоплива, если оно низкое, то на топливный фильтр падает высокая нагрузка, его приходится чаще менять.
Износостойкость деталей обеспечивается также системой смазки, в качестве которой используется качественное моторное масло.
Шутдаун — что это значит?
Если на экране монитора ДГУ Камминз появилась надпись SHUTDOWN, отсутствует запуск устройства, то обычно это квалифицируется как ошибка 61. Её причины могут быть различными, но чаще всего дело в устройстве контроля, которое не смогло распознать короткое замыкание, оно обычно возникает на контактах электроразъёма ТВ1 с 15 или 16 номером. Дело в том, что именно на эти клеммы сведены сухие, тревожные и обычно замкнутые контакты, в том числе и от кнопок тревоги (выделенные красным треугольники центральной панели, щитка чрезвычайного управления и «пожарка»). Когда происходит срабатывание таких кнопок, либо создаётся пожароопасная ситуация, автоматика обязана отключить генераторную установку, а на монитор будет выведена индикация «Шутдаун».
Все мы знаем, что электроника иногда ошибается и проявляет излишнюю «бдительность». Поэтому такая ситуация может сложиться и при отсутствии серьёзной опасности, хотя её всё-таки лучше перепроверить. Если вы уверены, что тревога ложная, то не следует игнорировать это, нужно понять, в чём причина такой сработки. Как уже сказано, причина может быть в контролере, но не только. Некорректная коммуникация проводки и кнопок тоже создаёт такую ситуацию. Поэтому перед проверкой отключают электропитание через соответствующий «автомат» в шкафу, сбрасывают и положительную клемму с АКБ, убеждаются в отсутствии работоспособности дисплея через нажатие кнопок и начинают со снятия лицевой панели устройства, для чего следует выкрутить восемь её крепёжных болтов. Сняв и отодвинув её, нужно поставить перемычку в электроразъём ТВ1 (он выделяется зеленым цветом и расположен в верхней части контроллера), между 15 и 16 контактами (они расположены справа), перед этим из контактов убираются провода. Далее снятую клемму возвращают на место, включают дисплей нажатием произвольной кнопки, и после загрузки должна пойти нормальная работа без соответствующей надписи Шутдаун. Это будет означать, что причина её появления — в нарушенной коммуникации шлейфов с кнопочными элементами, используя тестер, можно найти обрыв.
Если же надпись и после вышеописанных действий сохраняется, то дело в обозначенном контролере, он нуждается в обновлении.
Профилактические рекомендации
Чтобы ситуация не повторялась вновь, следует уделять внимание профилактике, регулярно проводя очистку ДГУ и его содержимого. Электроника не терпит влаги, поэтому уборку нужно проводить очень аккуратно, нельзя использовать и абразивные средства, но снятые детали можно слегка протирать и тщательно высушивать. Отработавшие своё комплектующие заменяются новыми, для замены можно использовать только оригинальные, производимые самим концерном Cummins, либо его партнёрами, всё необходимое вы найдёте на нашем сайте, при затруднениях можно обращаться за бесплатной помощью к нашим специалистам. На все детали распространяется гарантия производителя, цены установлены на минимальном уровне, так как мы работаем с Камминз по прямому дистрибьютерскому соглашению, в цене нет посреднической составляющей. Контроллеры размещены в разделе «Модули управления и датчики», там собрана и другая электроника.
Чтобы электроника работала корректно, взаимодействующие с ней составляющие ДГУ тоже должны вовремя обновляться. Например, пагубно на неё действуют перегревы, поэтому стоит проверить работу системы охлаждения. Возникновение утечек часто связано с качеством заливаемого антифриза, поэтому на нашем сайте вы можете приобрести и официально рекомендуемую концерном ОЖ его партнёра Fleetguard ES Compleat. Кроме того, утечки профилактируются постановкой и своевременной заменой элементов уплотнения — прокладок, колец, сальников. Хорошая практика — их ежегодное обновление, можно делать это и в течение года, постепенно. Не забывайте, что работа жидкостной системы охлаждения во многих версиях усилена вентиляционным устройством, создаваемый обдув которого особенно важен для электроники. В жидкостной же системе особого внимания требует водяная помпа, её неисправность может привести к излишнему давлению в системе, что повлечёт за собой разрывы как труб, так и самого насоса, разлив же ОЖ может вывести из строя электронику и негативно скажется на состоянии прочих составляющих устройства.
Не допускайте и разлива горючего, он тоже может быть спровоцирован низким качеством топливного состава. Так как его могут залить и на АЗС, в системе установлены элементы фильтрации, их нужно только вовремя заменять. Ориентируйтесь на собственную систему, в случае засоров учащайте интервал, так как в противном случае она не будет работать корректно, топливные утечки негативно повлияют как на ваши расходы, так и на состояние ДГУ. Для профилактики утечек также используйте уплотнители, вовремя заменяйте их, лучше всего в рамках ежегодного ТО. Полезно также установить и дополнительное сепарационное устройство.
Электроника не должна служить дольше трёх-пяти лет, далее поломки будут нарастать в прогрессии, поэтому постарайтесь заменить их в этот период.