Как поменять маховик на ГАЗели с Cummins ISF2.8

Автомобили и микроавтобусы типа ГАЗель имеют две разновидности устанавливаемых двигателей — Cummins ISF2.8 и 3.8. Они используются в основном для перевозки коммерческих грузов и иногда пассажиров, считаются среднетоннажными и широко распространены в российских городах. Одно из достоинств обеих версий моторов — их неприхотливость и ремонтопригодность, благодаря широкой сервисной службе и обширному ассортименту запчастей их легко ремонтировать, меняя нужные детали. Иногда возникает необходимость в замене такого важного узла, как маховик. Мы рассмотрим процесс его замены для двигателя Камминз ISF2.8, но принципиальных различий с другими версиями силовых агрегатов у него нет, поэтому материал будет полезен всем, у кого установлена эта марка мотора.

Что это такое

Маховик является частью шатунно-кривошипного устройства, обеспечивающего сцепление и пуск в системах ДВС. Внешне он представляет собой металлический круглый предмет, у которого есть венец с зубцами, его крепление производится в тыловой части коленвала. Он производит накопление и отдачу энергопотока, что позволяет двигателю работать стабильно, без лишнего напряжения.

Необходимость этой детали возникает из-за неравномерности тактов силовых агрегатов с поршнями — у каждого из них своя скорость движений в цилиндре, а у коленвала определённое количество оборотов. Привести их в соответствие друг с другом можно при помощи временного смещения тактов в разных цилиндрах, дополнив шатунно-кривошипный механизм маховиком.

Маховик позволяет также:

  • выравнивать скорость на углах при коленвальном вращении;
  • выводить поршни из «мёртвых точек»;
  • передавать момент кручения сцеплению и КПП от коленчатого вала;
  • передавать момент кручения коленвалу от шестерёнки стартёра во время запуска мотора.

Это становится возможным, потому что маховик, когда работает поршень, имея большой вес, совершает накопление энергии, а затем происходит её отдача коленвалу. В момент этой отдачи идут последовательно:

  • выпуск;
  • впуск;
  • сжимающий такт.

Кроме того, маховик участвует в погашении вибраций и колебаний кручения, развязке шатунно-кривошипного механизма с трансмиссией.

Поэтому, если маховик неисправен, эффективность силового агрегата стремится к нулю, а поездка на автомобиле с ним становится небезопасной. Его стараются отремонтировать, но в силу тесного взаимодействия составляющих приходится их менять, что обычно нецелесообразно — проще поставить новый.

Какие бывают маховики

Несмотря на сходство, маховые колёса могут быть разными. Выделяют:

  • массивные, чугунные или стальные, с кругом более 300 мм, имеющие возможность посадки коленвала и сцепления, а также присоединения второго круга с подчинением главному;
  • упрощённые, с меньшим весом за счёт включения облегчённых материалов;
  • с дополнительной функцией погашения крутильных колебаний, специальное устройство для которого размещается между дисками.

Cummins очень ответственно подходит к изготовлению узлов для своих двигателей, поэтому не экономит на материалах, ставя во главу угла их крепкость и надёжность. Поэтому на данном двигателе обычно ставится маховик первого типа, для погашения колебаний кручения используется отдельное устройство — демпфер.

Деталь маркируется обычно артикулами 5269358 и 5338237, последний — нового образца для уровня Евро 5, первый — для Евро 3 и 4, но оба могут быть поставлены на двигателе ISF2.8.

Почему возникает необходимость заменить

Необходимость замены махового колеса обычно связана с его выходом из строя, причём в силу сложности устройства чинить его бывает нецелесообразно по экономическим соображениям: слишком многое приходится заменять внутри.

В основном неисправности диагностируются по:

  • потрескавшемуся металлу;
  • деформациям составляющих;
  • выпавшим и разрушенным зубцам венца;
  • изношенному соединению с зависимым диском.

Иногда износ такой сильный, что маховик просто распадается на части, соединять их уже бессмысленно.

Последствием таких неисправностей становятся шум мотора, проблемы с запуском стартёра, трудности с работой сцепления и рост вибраций. Чаще всего страдает венец, у которого уязвимы зубцы. Обнаружив поломку на ранней стадии, можно попробовать заменить его. Для этого убирают старую деталь при помощи молотка, можно воспользоваться также зубилом. Постановку нового венца производят после его нагревания, так как именно в нагретом виде посадка идёт наилучшим образом, а после остывания прочная фиксация сохраняется.

Сложнее ситуация, если повреждения имеются в самом диске — в этом случае маховик меняют полностью. Иногда в негодность приходят подшипниковые или пружинные элементы, происходит истирание компонентов между собой. В последнем случае обязательно проверяют систему смазки — возможно, проблема нехватки масла распространится и на другие детали. Признаком начинающегося истирания является заклинивание составляющих. Тревожными симптомами являются также сильное отклонение зависимого диска от положенной траектории и его болтание.

Ремонтные работы с маховым колесом обычно осуществляют при снятии КПП, демонтируют также сцепление, обязательно проверяют правильность постановки при монтаже.

Если ремонт нецелесообразен

Если ремонт не целесообразен, то маховик придётся заменить. Выбор осуществляют только из лицензионных моделей оригинального производства, так как постановка контрафактной продукции чревата как быстрым выходом из строя, так и печальными последствиями в виде ДТП. Покупку лучше осуществлять у официальных дилеров, так как они предоставляют гарантию и торгуют только оригинальными запчастями. У нас имеется большой выбор комплектующих для моторов Камминз, за бесплатным подбором можно обращаться к консультантам. Важно знать модель двигателя или артикул изделия, так как не все маховики могут монтироваться на каждый из силовых агрегатов.

Набор необходимых для демонтажа и монтажа инструментов включает в себя:

  • головку 18 мм;
  • ключи гаечные 10, 12 и 17 мм;
  • отвёртку, лезвие которой имеет плоскую поверхность;
  • оправку, ею можно зацентровать зависимый диск.

Чтобы обеспечить удобство работ демонтажа и монтажа, следует проводить их на подъёмном устройстве или в специальной смотровой яме. Перед снятием самого маховика предварительно демонтируют сцепление и КПП. Также важно зафиксировать положение махового колеса по отношению к картеру, иначе будет невозможно обеспечить точность возврата в прежнюю позицию. Позицию коленвала после этого менять нельзя. Далее придерживаются следующей последовательности действий:

  • производят выкручивание двух болтов, которые держат крепление махового колеса по диаметру, чтобы сам маховик не крутился, используют отвёртку;
  • чтобы не произошло падение узла в процессе демонтажа, заменяют выкрученные болты другими или подсобными предметами типа шпилек, нужные размеры 12 на 1,25 и 90 мм;
  • завершают выкручивание остальных шести болтов крепления;
  • воспользовавшись специальным крючком, помещают его в область между маховым колесом и картером;
  • потянув крючок на себя, добиваются сдвига маховика по уровню шпилек;
  • маховик готов к снятию, аккуратно поднимают его и ставят на поверхность рядом, стараясь не повредить смежные детали.

Постановку новой детали совершают в обратной последовательности, воспользовавшись нанесёнными заранее отметками. Обязательна также замена болтов новыми, невзирая на их состояние. Затяжка производится в несколько действий. Первоначальная затяжка идёт с усилием в 30 ньютон-метров, затем нужно совершить отворот на полукруг, снова затянуть с тем же усилием и довернуть на четверть круга. После этого процесс монтажа можно считать завершённым, маховик готов к использованию, но лучше провести первоначальную, тестовую проверку его работоспособности.

Как увеличить продолжительность жизни

После того, как у вашего двигателя появится новый маховик, его эффективность повысится и вернётся к исходным величинам. Чтобы он служил дольше, следует учесть следующие рекомендации.

Прежде всего, не забывайте о тесной взаимосвязи деталей в ДВС Cummins, поэтому проявляйте в целом заботу о всех составляющих мотора. Для этого вовремя проходите диагностические мероприятия и занимайтесь плановым техобслуживанием, соблюдайте сроки по смене масла и фильтров, включая топливный, масляный и воздушный. Особое внимание уделяют состоянию форсунок, свечей, цилиндров, так как именно из-за их неисправности часто возникают колебания кручения, заставляющие усиленно работать маховое колесо. В результате можно заменить маховик, но неисправленные проблемы приведут к выводу его из строя.

Многое зависит и от стиля вашего вождения. Невзирая на поставленные задачи и специфику работы вашего ТС, старайтесь совершать выжимку сцепления до заводки автомобиля и начинать движение с плавностью, избегая резких нажатий. Если необходим разгон, снижайте количество оборотов до района двух тысяч в минуту, а затем производите увеличение давления на газовую педаль. Помните, что ускорение нежелательно, если двигатель не набрал минимум 1750 оборотов в минуту. Любые переключения передач следует производить плавно, выжимка сцепления нужна и при необходимости резко затормозить, пониженная передача при торможении нежелательна.

Заключение

Описанная нами технология замены маховика на двигателе Камминз ISF2.8, устанавливаемом обычно на нескольких разновидностях ТС Горьковского автозавода, несложна и доступна любому. Важное место в ней занимает процесс демонтажа, где нужно предотвратить падение узла посредством вставки шпилек вместо выкрученных болтов и крючком сдвинуть маховик по их уровню. Монтаж нового махового колеса производят в обратной последовательности, заменив болты. Прилагаемые усилия при затяжке соответствуют 30 ньютон-метрам, но затягивают болты последовательно, по описанному сценарию.

Чтобы маховик служил долго, следуют приведённым рекомендациям по обслуживанию двигателя и стилю вождения, не забывая уделять внимание проблемным узлам — форсункам, свечам, цилиндрам. Если потрескался металл или деформировались составляющие махового колеса, то его следует заменить, также поступают при выпадении или разрушении зубцов венца. При диагностике обращают внимание на моторный шум.