Воздушный компрессор на Cummins: проблемы и способы решения

Двигатель Камминз устанавливается на огромный спектр автомобильной техники, его можно активно эксплуатировать и в промышленных установках, есть модели, успешно функционирующие на речных судах. Поэтому в его установке заинтересован широкий круг лиц, владеющих той или иной техникой. Но активная эксплуатация ДВС предполагает высокие нагрузки, иногда ТС проходят длительные расстояния без каких-либо перерывов, мотор перегружается, возникают проблемы с запуском и набором мощности. Теряется преимущество в экономичном расходе топлива, так как на достижение нужных показателей по мощности тратятся огромные ресурсы. Начинается поиск уязвимых мест, иногда ими оказываются совершенно неожиданные узлы. Например, воздушный компрессор, что мы знаем о нём? Часто его путают с турбокомпрессором, но и устройство, и функционал этих компонентов значительно отличаются, хотя оба призваны повышать мощностные характеристики воздушным притоком. Разберём подробнее особенности работы этого механизма, остановившись на возникающих неисправностях и способах решения.

Что собой представляет и каковы функции

Воздушный компрессор в ДВС на самом деле мало чем отличается от бытового по своей сути, так как является механизмом, сжимающим газ, содержащийся в воздушной массе, и трансформирующий его в энергетический импульс, идущий на разные цели. Пример бытового компрессора, работающего на воздухе, — обычный насос, но в двигателях это гораздо более мощное устройство, часто использующее подключение к электричеству.

Основная функция заключается в обеспечении дополнительного набора мощности силового агрегата, но, в отличие от ТКР, воздушный компрессор также нуждается в энергии, следовательно, потребляет мощность. Почему же разработчики не ограничились турбиной в устройстве мотора? Во-первых, не все «движки» оснащаются турбонагнетателем. Исторически первыми появились воздушные компрессионные установки, турбокомпрессор стал усовершенствованным вариантом. Во-вторых, конструкция ДВС Cummins основана на сбалансированном действии разных узлов, выход из строя многих из них компенсируется действием других, в данном случае частичное поддержании функционала возможно обоими компрессорами. Но они не заменяют друг друга, а гармонично дополняют взаимное действие.

Устройство воздушных компрессоров, применяемых в двигателях Камминз, может сильно отличаться, так как ставятся и содержащие один цилиндр, и два. Воздух может качаться от ТКР, а может идти и от других источников. Различается и момент кручения, который может быть повышенным и пониженным, от этого зависит подключаемый фланец, но в обоих случаях его расположение — сзади.

Возникающие неисправности

Неисправности воздушного компрессора обусловлены различными обстоятельствами, в том числе имеет значение и режим работы всего силового устройства, ведь его деятельность протекает под прессом давления, с огромными температурами. В пути возникают перегрузки, на неровной поверхности он сотрясается, вибрирует, от этого узлы, в том числе и воздушный компрессор, испытывают риск повреждений. Весь корпус, включая и отдельные составляющие, могут потрескаться, на них появляются царапины. Некоторые детали могут сойти с первоначальной позиции, особенно этим грешат болты, поэтому при закрутке следуют указаниям производителя. Другая возникающая при этом проблема — срыв резьбы.

Ещё один фактор риска — нехватка смазки. Комплектующие воздушного компрессора, те же шестерёнки, например, не получая её в нужном объёме, истираются друг об друга, может начаться заклинивание.

Воздушная масса, которая используется как источник активности компрессора, должен быть очищен, иначе загрязняются и двигатель, и топливо. Для очистки используется фильтр, его надлежит своевременно менять. По забывчивости или намеренно, но это происходит не всегда, а значит — возникает риск поломки и самого компрессора, и других составляющих силового агрегата.

Иногда перегрев и возникновение дефектов с полным выходом из строя возникают у компрессионного устройства вследствие непрерывной работы длительный временной промежуток, в связи с этим рекомендуется делать хотя бы краткие перерывы. Но порой приходится двигаться целые сутки, тогда хотя бы на стоянках мотор необходимо глушить, давая отдых и компрессору.

Поэтому иногда компрессор может просто не включиться. Но такая неисправность может быть вызвана и тем, что не выдержали предохранители. Вследствие постоянных перегрузок это может привести к полной поломке устройства.

В случае неисправности клапана обратной подачи воздуха компрессор не начинает работу, но подаёт признаки жизни в виде гула. Когда давление зашкаливает, то прибор отключается на время, это не связано с его поломкой.

Ещё один источник возникновения дефектов компрессионного устройства — это клапаны, их необходимо прочищать, так как иначе оно теряет свою работоспособность.

Как поступить с неработающим компрессором

Если компрессор не выполняет свои функции, его следует заменить. Попытки ремонта возможны, если обнаружить неисправность на начальной стадии, но они также будут заключаться в замене комплектующих, что в пересчёте ненамного выгоднее обновления всего устройства.

Иногда владельцы ТС пренебрегают заменой воздушного компрессора, мотивируя его второстепенной ролью. Обычно двигатель может работать без него, но надо понимать, что, во-первых, тем самым он лишается важного преимущества в виде мощности — её не достичь без помощи этого устройства. А во-вторых, такая деятельность чревата выходом других узлов из строя — прежде всего пострадает турбина, принимающая на себя задачу набора мощности. Затем могут начаться поломки и других узлов. В конце концов дело может закончиться тем, что придётся менять двигатель. Тем более, что ряд проблем обусловлен системными сбоями, причины которых нужно искать и устранять. К таким относится, например, смазка деталей: если она дала сбой на воздушном компрессоре, то следующим может стать коленвал или цилиндровый блок, а без них уже не удастся завести мотор.

Обновление

Приняв решение о замене воздушного компрессора, следует подобрать вариант из предлагаемых компанией Камминз. Мы не рекомендуем ставить на этот двигатель сторонние устройства не потому, что торгуем его продукцией, просто совместимость с ними редко указывается удачной. Воздушные компрессоры производства Cummins и его партнёров учитывают все особенности деятельности моторов и работают с ними в унисон, добиться этого иным компаниям практически невозможно, они обычно настроены на взаимодействие с другими силовыми агрегатами, там это получается лучше.

Обычно для поиска достаточно знать модель силового агрегата, помогает также информация о номере прежнего устройства. Но при обращении к нам это необязательно — консультанты подберут нужный компрессор. Иногда на выбор предлагается несколько вариантов, небольшой совет: берите поновее, это модернизированная версия. Но старые стоят дешевле, тут каждому своё.

Технология замены

Процедуру замены воздушного компрессора рассмотрим на примере двигателей серий 6ISBe, 4ISBe, их часто можно встретить на автомобилях КАМАЗ.

Для операции автомобиль загоняют в смотровую яму или гаражное помещение, готовят инструменты, чтобы не отвлекаться во время работ. Место расположения детали — непосредственно под кабиной. Поэтому её поднимают, затем сворачивают гайки крепежа. Поочерёдно снимают:

  • трубный отрезок;
  • клапаны увеличения давления;
  • прокладку — её необходимо поменять, невзирая на состояние;
  • пружины впуска;
  • прикрученные трубы.

Завершают демонтаж выкруткой приводной шестерёнки, после этого компрессор можно потянуть немного вперёд и унести в сторону.

Перед постановкой нового компрессионного устройства следует подготовить постановочное место, вычистить поверхность, где может скопиться грязь, остатки ГСМ и химреагентов. Поэтому здесь можно использовать специальные средства и ветошь.

Монтаж компрессора осуществляют точно так же, только наоборот — шестерня привода, трубы с впускными пружинами, прокладка, клапаны, оголовочный отрезок. Последний тоже лучше заменить, он обычно не выдерживает долго после переустановки компрессора.

В некоторых моторных версиях крепёжные элементы и сам узел находятся на другой позиции, поэтому действия будут другими, но принцип остаётся тем же — снимается всё, что может помешать снятию компрессора, а затем и он сам.

Профилактические мероприятия

Профилактические мероприятия в отношении воздушного компрессора обусловлены возникающими неисправностями. Если одна из частых поломок связана с потерей способности быстро накачивать воздух, то логично предположить низкое качество воздушной массы, следовательно, необходимо озаботиться учащением замены соответствующего фильтра. Так происходит, потому что владельцы часто ориентируются на рекомендации производителя, а менять фильтрующие компоненты приходится чаще, так как условия работы далеки от идеальных. Большое влияние имеет и качество масломоторного состава, низкосортное масло имеет загрязнения, которые быстрее засоряют фильтры. Камминз рекомендует марку Valvoline, с остальными составами комплектующие мотора могут работать некорректно.

Другая рекомендация связана с обеспечением смазки деталей, включая и составляющие компрессора. Кроме того, компрессор нуждается в обеспечении электропитанием, поэтому во избежание обрывов линии нужна качественная проводка.

Заключение

Таким образом, поддержание работоспособности воздушного компрессора имеет большое значение для обеспечения набора дополнительной мощности силового агрегата Камминз, его выход из строя сильно подрывает достижение этих показателей, в этом случае ему необходим ремонт или замена. Мы привели образец типовой технологии обновления этого компонента. Такая необходимость может возникнуть по указанным в статье причинам, основными симптомами являются не выдерживающие перегрузок предохранители, обрывы электроподачи, истирание деталей и закупорка клапанов, после чего они также перестают выполнять свои функции. В профилактических целях компрессор подвергают осмотрам и диагностическим мероприятиям, своевременно меняют фильтры и комплектующие, обеспечивают регулярную смазку в нужном объёме высокосортным моторным маслом. Особое внимание обращают на контакты и качественную проводку, при необходимости находя разрывы и устраняя их.