ТНВД в двигателях Cummins: разбираемся с неисправностями и заменяем

Каким должен быть идеальный двигатель в автотехнике? Большинство водителей мечтают о ДВС, который легко обслуживать, с минимальным потреблением топлива, но при этом мощном и способном преодолевать препятствия с поправкой на бездорожье. Прибавьте сюда реалии российского климата с суровыми зимами, значительные подъёмы и изнуряющую летнюю жару. Максимально приближаются к этому представлению об идеале несколько всемирно известных производителей силовых агрегатов, один из них — это американский концерн с локализацией в России, Камминз. Поэтому им комплектуется транспорт промышленных компаний и сельхозхолдингов, его устанавливают на технику, занятую в строительстве и обустройстве населённых пунктов. Участвуют автосредства с ним и в пассажирских перевозках, и в транспортировке грузов для ритейла. Словом, сфера применения транспорта с этим мотором — огромна и разнообразна.

Успех двигателя Cummins обусловлен, прежде всего, эффективностью, в обеспечении которой немалое место занимает грамотная организация топливной системы. В свою очередь, ТС построена на взаимодействии компонентов, среди которых ведущую роль играет топливный насос высокого давления (ТНВД). О значении этого узла и его неисправностях со способами решений и технологией замены — наш сегодняшний разговор.

Общие сведения

ТНВД — компонент, повышающий давление топлива и закачивающий его в систему резким впрыском через форсуночные элементы, при этом определяются:

  • нужный объём;
  • время впрыска.

Подкачка топлива с поставкой горючего осуществляется дополнительным насосом — ТННД. Есть несколько вариантов топливных систем в ДВС Камминз, но наибольшее распространение получила Коммон Рейл, в которой топливо распределяется наиболее эффективно. Разработка системы велась совместно с компанией Бош, поэтому многие из насосов произведены именно этой фирмой, что не умаляет достоинств устройств собственного производства американского концерна.

Особенность этой системы — в помещении плунжера в цилиндр и совмещении его активности с действиями втулки, при этом рост давления кулачка на поршневую основу происходит за счёт валового вращения. Последствием становится действие клапанных механизмов, которые открывают их и способствуют отправке топлива к форсункам, они, в свою очередь, направляют его в цилиндровый блок, перемещение проходит по специально сделанным для этого каналам.

Причины появления неисправностей

Интересующиеся ТНВД производства Камминз или Бош иногда задают, на первый взгляд, резонный вопрос: если он такой надёжный и износостойкий, почему возникают неисправности? Но никто из производителей никогда не обещает вечного двигателя, любой из них, даже самый надёжный и проверенный, выдерживает гарантийный срок в случае соблюдения режима и условий эксплуатации. Другое дело, что на насос, как и на другие части ДВС, воздействуют высокотемпературный фактор, давление и химвещества. Следовательно, постепенно разрушаются составляющие, со временем они и вовсе приходят в негодность.  

Кроме того, движение проходит по трассам с препятствиями, от этого происходят сотрясения, также оказывающие негативное влияние на состояние насосов. Водители редко проявляют заботу об этом компоненте, считая его ресурс неисчерпаемым, но это далеко не так. Что там говорить, сама установка может производиться подручными предметами и сопровождаться ударами с существенной силой, что порой почти сразу выводит компоненты насоса из строя.

Ещё одна причина поломок — недостаток смазывающего состава, то есть моторного масла. Если система смазки даёт сбой, это почти всегда сказывается на состоянии насосных устройств. Деталям приходится тереться друг об друга, без должной смазки это чревато появлением неисправностей. Точно такая же картина может возникнуть, если ГСМ — низкого качества. Как правило, в дешёвых сортах вообще не содержится настоящего масла для моторов, с таким же успехом можно использовать бытовое. В них чаще попадает грязь, что отрицательно влияет на детали.

Работая с низкосортным топливом, насос также получает повышенную нагрузку, ему приходится бороться с грязеообразованиями, поэтому он быстрее выходит из строя. Иногда в топливо попадает влага, что мешает работать компонентам устройства и влечёт за собой поломку.

ТНВД, как и другие моторные узлы, нуждается в своевременном охлаждении, но если система не подаёт качественный хладагент с нужной температурой на его составляющие, то он перегревается и теряет функциональность.

Ещё одна причина появления дефектов в топливном насосе связана с зависимостью от действий других узлов мотора. Например, если отказал ТННД — работа ТНВД оказывается затруднена, ему приходится действовать в усиленном режиме, он ломается. Для качающего топливо устройства также важно, чтобы качественно функционировали форсунки, а они относятся к часто заменяемым компонентам.

Симптомы неисправностей

Говоря о симптоматике, сопровождающей неисправности топливных насосных устройств, стоит разделить их на те, которые можно наблюдать в механизмах самого насоса, и те, что говорят о них косвенно. Например, неисправный насос будет шуметь и потреблять значительно больше, чем ранее, ДТ. В такой ситуации стоит поискать места утечек, они также могут приводить к ней.

В то же время, присмотревшись, можно обнаружить соскользнувший с шестерни ремень — иногда именно он не даёт устройству производить нужную накачку топлива. Затрудняют его работу грязные подшипники — из-за налипшей и застывающей грязи со временем им тяжелее совершать необходимые движения, их начинает клинить, что неизбежно влияет и на другие компоненты. Такое может происходить и при недостатке смазки.  

Интересно, что многие неисправности, в том числе и в насосах, отражаются на цветовой палитре выхлопного дыма — он синеет или чернеет. Поэтому такой признак становится поводом для проверки устройства. Иногда неисправность форсунок становится спутником проблем с ТНВД, так как они работают в паре, поэтому и причины поломок бывают общие. Осмотр устройства может выявить настоящие пробоины в корпусе, в этом случае дизтопливо не доходит до цели, насос теряет функциональность.

В большинстве случаев ТНВД лучше заменить целиком, так как ремонт по частям оказывается дороже, приходится восстанавливать то одну, то другую деталь в связи с общими причинами поломок. Кроме того, следует искать, чем обусловлена та или иная неисправность, иначе насос придётся менять раз за разом.  

На двигатель Камминз лучше не подбирать насосы, предназначенные для других силовых агрегатов из-за возможной несовместимости. По вопросам подбора модели развёрнутую консультацию могут дать наши специалисты. И уж точно не нужно брать первый попавшийся дешёвый аналог, выполненный на коленке в гаражном производстве — слишком много аварий происходит по причине постановки контрафактных запчастей.

Технология замены

Замена насоса в силовом агрегате Cummins может незначительно отличаться, в зависимости от его модификации, но в основном она типична для большинства моторов. Например, для двигателя ISF2.8, устанавливаемого на ГАЗель NEXT и ПАЗ, её начинают с отключения клеммы со знаком «-» и демонтажа фильтрующего топливо компонента. Предварительно необходимо также зачистить штуцерные соединения и трубы от пылевых и грязевых скоплений. Сжав фиксирующие элементы, нужно потянуть на себя конечную часть трубы, по которой подаётся дизтопливо, и добиться её отсоединения от устройства. Далее — вывод «обратки» из держателя, эта труба застёгнута оболочкой, её нужно расстегнуть. Так же, как и в предыдущем случае, зажав фиксаторы, снимают её конечную часть.

Следующий этап — выкрутка крепёжных болтов у держателя с отсоединением трубы, по которой подаётся ДТ на рампу, от кронштейна. У неё также необходимо открутить накидную гайку, после этого можно снять трубу. Нажав на фиксирующее устройство, добиваются отсоединения проводной колодки от клапана, отключающего топливную подачу.  

После этого остаётся три болтовых компонента из крепежа насоса к БЦ и можно, потянув на себя, добиться отхода с посадочного места самого ТНВД. Под ним расположено уплотнительное кольцо, его необходимо заменить, предварительно зачистив место и промаслив для лучшей схватываемости. Прочистить и промаслить следует и само отверстие, в которое монтируется насос. При постановке нового устройства у шестерёнки зубья могут не совпасть с приводными, поэтому нужно постараться и добиться их плотного прилегания. Штуцеры топливных труб затягиваются под 27 Нм, крепёжные болты — 25.

Как сберечь насос от повреждений

В процессе эксплуатации ТНВД он испытывает достаточно сильные нагрузки, усугубляемые самой обстановкой, складывающейся в моторе. Оградить от них его невозможно, поэтому поломки неизбежны. Но их можно отсрочить, если соблюдать нехитрые правила.

Первое из них — это регулярность проверок работоспособности и наблюдения за работой, нельзя пускать этот процесс на самотёк. Помощники в этом — диагностические процедуры и ТО. Выявленные неполадки следует тут же исправлять, меняя испорченные компоненты.

Кроме того, детали насоса необходимо смазывать качественным составом моторного масла, в ДВС Камминз этот процесс автоматизирован и осуществляется через специально созданную систему, нужно только своевременно менять ГСМ.  Что касается самого масла, то у концерна на этот счёт одна рекомендация — Вальволайн. Этот состав максимально способствует удовлетворению условий его ДВС.

Прокачивая некачественное топливо, насос быстрее выходит из строя, поэтому за его качеством тоже нужно следить. Небольшой совет: поставьте дополнительный сепаратор под капот, он будет не только удалять влагу, но и очищать ДТ от крупной грязи. Не забывайте также менять фильтры, как топливный, так и масляный. Само масло лучше менять через 5 тысяч километража.

Также важно избежать перегрева составляющих силового агрегата, для этого необходимо отслеживать работоспособность охлаждающей системы и пользоваться качественным тосолом.

Заключение

Таким образом, состояние ТНВД — один из важнейших факторов поддержания функциональности и повышения эффективности силового агрегата Cummins. Пользуясь приведёнными в статье признаками неисправностей и рекомендациями по обслуживанию, можно существенно продлить срок его эксплуатации. Если поломки носят серьёзный характер — насос следует заменить, воспользовавшись приведённым описанием технологии процесса.