Топливная рампа в ДВС Cummins: почему ломается, как заменить
Двигатель Камминз активно устанавливается на разнообразные транспортные средства в различных направлениях промышленности и аграрных хозяйствах. Они могут работать на тракторах (назовём лишь три марки — Четра, Нью Холланд и Buhler Versatile) и самосвалах, перевозить пассажиров и тяжёлые грузы, участвовать в лесозаготовках и уборке городских территорий. Но мало кому известно, что ДВС этого производителя из Америки, имеющего СП и в России, применяются также в судоходстве и промышленных генераторных установках.
Так что, без преувеличения, Cummins — действительно повсеместно распространённый силовой агрегат. Так происходит, потому что трудно подобрать более соответствующий качеством своей цене, которая в общем-то невысока для аналогов, настолько мощный и способный к преодолению различных препятствий мотор. Кроме высокой проходимости и способности работать в условиях отрицательных температур, господствующих на некоторых российских территориях большую часть года, он славится также значительной экономией топлива и отличной конструкцией, позволяющей ремонтировать его быстро и без оглядки на условия. Покажем последнее на примере топливной рампы, разобрав её основные неисправности и уделив внимание технологии замены.
О самой рампе
Но начнём с того, что собой представляет топливная рампа и зачем она нужна. Большинству она известна как рейка, потому что действительно является частью трубы, у которой конечные части закрыты и имеются отводные отрезки для подвода тонких трубных ответвлений — через них дизтопливо может идти на форсуночные компоненты. Расположение детали — коллектор впуска, имеется подсоединение для измерения давления специальным прибором, по сути, представляющим собой усовершенствованный манометр. Попадание грязи блокируется пробкой. В производстве Камминз, включающем рампу в систему Коммон Рейл, практикуется её изготовление только из легированных сортов стали с добавлением хрома и молибдена, повышающих прочность, так как давление слишком высоко. Поддельные рампы не могут обеспечить выдержку таких показателей, потому что включить эти материалы в процесс изготовления — значит, приблизить их по стоимости к оригинальным, поэтому они выходят из строя за считанные дни.
Задача, которая поставлена перед этим узлом, — предельно проста, но требует ответственности в конструкторской разработке: она заключается в том, чтобы максимально эффективно обеспечивать цилиндры через форсунки дизтопливом. Слаженность действий всех этих компонентов и обеспечивает быстроту и точность топливной системы, которая рационально распределяет ДТ, способствуя его экономии.
Неисправности
Как уже говорилось, материалы изготовления в оригинальных топливных рампах производства Камминз и его официальных партнёров — достаточно крепкие, способные выдержать высокое давление, возникающее в системе Comon Rail. Но иногда прорывы всё-таки случаются, в основном, это связано даже не с самой сталью, хотя и она с годами начинает «сдавать». Больше всего таких случаев происходит из-за изношенных уплотнителей, которые достаточно регулярно менять, лучше это делать просто по истечению определённого периода, например, ежегодно. Такая профилактика положительно скажется на состоянии самой рампы.
Герметичность может быть также потеряна на соединениях со штуцерами или форсунками, определяется такая неисправность визуальным наблюдением — протекающее горючее будет видно без дополнительных приборов. Но, к сожалению, водители иногда пускают это на самотёк или пытаются замотать течь тряпками, изолентой, скотчем и другими неподходящими для этого предметами. Рампу в таком случае лучше поменять, если возможно, заменить соединение.
Другая неисправность связана с форсунками, входящими в структуру рампы. Они относятся к часто заменяемым деталям, так как засоряются топливом, и чем хуже его состав — тем чаще приходится их менять. Если этого не делать — менять приходится всю рампу. Если заниматься регулярной чисткой самих форсунок — замена происходит реже. Помогает также регулярное обновление фильтрующих компонентов и установка дополнительного сепаратора. Можно ориентироваться по километражу: прошли 15 тысяч километров и обновили форсунки. Иначе можно наблюдать такие явления, как рост топливного расхода, падение мощностных показателей и аномалии даже на холостом ходу.
Для топливной рампы особенно важно, чтобы успешно и точно регулировалось давление. Поэтому поломка регулятора — серьёзное осложнение, препятствующее функционированию всего узла. Его можно опознать по неустойчивости холостого хода и «провалам» оборотов, переключение передач в таком случае идёт обрывочно или без ускорения, сложно идёт спуск с пригорков, имеются подтекающие шланги ТС.
Из косвенных признаков неисправности топливной рампы можно отметить задымление — оно меняет расцветку, окрашиваясь в чёрные, сизые, синеватые тона. Заметив это изменение, можно смело заниматься диагностикой на рампе, вы обязательно найдёте один или несколько описанных дефектов.
Что делать, если неисправна рампа
Неисправность рампы — довольно серьёзная проблема, ставящая под удар всю работоспособность топливной системы, а следовательно, и эффективность работы силового агрегата, рискующего прекратить деятельность вскоре после обнаружения подобного. Поэтому её необходимо решать в срочном порядке. Как правило, основным путём является замена всей рампы, но это происходит исключительно из-за отсутствия превентивных мер. Если обнаружить дефекты отдельных элементов раньше, можно ограничиться их заменой, сохранив основу целого узла.
При принятии решения о замене рампы встаёт вопрос о приобретении новой, он может быть снят исключительно через обращение к официальному дилеру. Покупка деталей, что называется, из подворотни, на сомнительных сайтах и у «самоделкиных» из гаражных кооперативов слишком опасна. В лучшем случае там можно потерять деньги, ведь компоненты выходят из строя на первом повороте, в худшем — это может закончиться попаданием в ДТП.
Иногда владельцы ТС решают поставить достаточно крутые компоненты сторонних производителей, там нет претензий к качеству, есть сертификаты и лицензии. Но следует помнить, что они предназначены для других силовых агрегатов, поэтому не всегда можно гарантировать совместимость с моторами Камминз. Когда деталь изготавливается для данного двигателя, производитель учитывает все особенности, производство и того, и другого одной компанией делает их идеально подходящими друг для друга.
Ну, и, наконец, совсем просто решается вопрос с выбором топливной рампы, в описании которых есть указания на одну и ту же модель силового агрегата. Здесь обычно учитывают бюджет, более дорогие версии — модернизированные варианты имеющих стоимость пониже. Впрочем, при наличии сомнений вы всегда можете получить консультацию наших специалистов, они помогут бесплатно.
Замена — как её произвести?
Процесс замены топливной рампы в ДВС Cummins обычно выполняется водителями самостоятельно, но в случае отсутствия какого-либо опыта лучше обратиться к работникам сервисных центров. В качестве примера рассмотрим замену узла у силового агрегата ISF2.8.
В целом, процесс выглядит следующим образом. Перед началом демонтажных работ производится очистка штуцеров и размечается магистраль топливного движения по направлению к форсункам. Клемма АКБ с минусом должна быть отключена.
Прежде всего, необходимо демонтировать рециркуляционную трубу и высвободить проводную колодку, она подсоединена к датчику топливного давления. Все снятые трубы глушат во избежание попадания грязи. Упомянутый датчик подлежит демонтажу, так как новая рампа всегда имеет собственный экземпляр. Даже если старый прибор в нормальном состоянии, он уже не может эксплуатироваться совместно с новым узлом.
Труба высокого давления имеет крепление как к рампе, так и к форсунке. Обе гайки необходимо выкрутить. Так же поступаем и с трубками других форсунок, которых в данной модели всего четыре.
Далее необходимо отвернуть гайку, которая крепит трубу с подачей топлива под высоким давлением к самой рампе. После этого труба будет освобождена, её можно убирать.
Заключительный этап демонтажа — зажим фиксатора и освобождение конечной части «обратки» от рампы, после этого можно вывернуть три болта крепежа к ГБЦ. Теперь рампа полностью свободна, её можно снять путём нажима к себе.
Постановка нового узла производится в обратном порядке:
- рампа;
- крепёж к ГБЦ;
- наконечник "обратки";
- труба подачи топлива под высоким давлением;
- форсуночные трубы;
- проводная колодка и рециркуляционная труба.
В заключение подключают отключённый минус АКБ и приступают к прокачиванию топливной системы.
Крепёж к рампе идёт под 24 Нм, к трубам усилие соответствует 27 Нм. Уплотнительные кольца, если они имеются, обязательно промасливают, старые меняют на новые. Места подсоединений труб, зачищают, если они нуждаются в этом. Форсунки, при наличии протеканий, заменяют на новые.
Профилактические работы
Если рампа заменена, есть естественное желание её подольше сохранить. В этом случае с самого начала нужно подумать о профилактике неисправностей и поломок.
Прежде всего, начинать нужно с качества топлива. Осуществляя заправку в местах с хорошей репутацией, которые вы знаете лично, можно минимизировать риск получения загрязнений в ДТ. И состав горючего там обычно соответствует ТУ. Но проблема заключается в том, что даже на таких заправках риск загрязнений остаётся, ведь никто не может знать, со дна цистерны или с её верхушечной части пойдёт порция.
Поэтому замена фильтров — обязательная процедура, которую нужно совершать регулярно, лучше чаще, чем прописано в рекомендациях, потому что они созданы для западных дорог и техники. Например, наши эксперты рекомендуют производить замену через 10 тысяч пройденных километров или ориентироваться на ежеквартальный период. Кроме того, считается, что дополнительную очистку может производить сепаратор. Кстати, в нашей картотеке вы найдёте модели, которые совмещают эти два устройства.
Другая рекомендация связана с состоянием самой рампы, изготовленной из стали. А ведь известно, что все металлические элементы, взаимодействующие с другими в ДВС, нуждаются в качественной смазке, причём она должна производиться в нужном количестве. Не все марки подходят для этого, концерн проводит регулярные испытания, в ходе которых выявлено, что лучше всего с компонентами Камминз взаимодействует состав Вальволайн.
Ну и, конечно, лучше заменить вовремя какой-либо элемент, чем дождаться необходимости смены всего узла сразу. Особое внимание уделите форсункам, их следует вовремя прочищать, тогда и менять нужно будет реже.
Заключение
В заключение отметим, что топливная рампа, поставляемая нами для ДВС Cummins, — высококачественное изделие, способное выдержать свой срок эксплуатации и даже превысить его. Для этого обращайте внимание на указанные в статье неисправности, ликвидируйте их согласно приведённым советам. При необходимости воспользуйтесь описанной технологией замены, потому что без качественно работающей рампы невозможно добиться реализации тех преимуществ, которые имеет силовой агрегат американского производителя.