Если поломался насос ГУР на Cummins: что делать, как заменить

Транспортные средства, оснащённые двигателями внутреннего сгорания, до сих пор являются самыми распространёнными, несмотря на активное продвижение других источников энергии для них. Связано это, прежде всего, с определённой долей консерватизма, присущей ментальности нашего населения. Да и подумайте сами: зачем менять то, что отлично работает. Тем более, если поставить такой «вечный» двигатель, как Камминз.

Этот американский силовой агрегат, давно ставший международным благодаря локализации в разных странах, включая Россию, способен преодолевать различные препятствия и без лишнего напряжения функционировать в суровых климатических условиях Севера и Юга, а также не боится сейсмической активности, которая вновь стоит на повестке дня. Достигается это при помощи повышения мощности, которая наращивается турбокомпрессором и его воздушным «напарником», другими механизмами, которые активно взаимодействуют друг с другом. А ещё он потребляет минимальное количество топлива, не теряя своих показателей в мощности и моменте кручения.

Но и у этого ДВС случаются поломки, связанные с разными причинами. Их, касающихся одного из важнейших компонентов, насоса гидроусилителя руля (ГУР), разберём в этом материале, обозначив алгоритм действий с описанием техпроцесса замены.

О компоненте

Насосное устройство ГУР — элемент, входящий в ДВС для обеспечения циркуляции жидкости из расширительного бака в полости цилиндра и обратно. Делается это для создания нужной степени давления, что способствует минимизации необходимой физической силы при управлении рулём автосредства. Благодаря этому водитель может маневрировать при помощи руля, поворачивая и объезжая препятствия, выбирая лучший путь в движении. Если же насос сломан или плохо действует, то руль и его механизмы работают в усиленном режиме, быстрее вырабатывая свой ресурс.

Для обеспечения этого функционала насос работает с такими компонентами, как приводные шестерёнки, роликовые элементы и шкив. Определённую роль играют также подшипники и т.д.

Дефекты и их устранение

У появления дефектов в насосном устройстве рулевого гидроусилителя имеются те же причины, что и у остальных компонентов ДВС. Например, наличие высокотемпературной атмосферы приводит к перегреву моторных составляющих, включая и насос ГУР. Не исключён расплав проводных элементов, даже металл может не выдержать такого нагрева. Всё это приводит к потере функциональности, но если работать в установленном правилами режиме, то до подобного не должно дойти, ведь конструкторские решения предусматривают изготовление из высокопрочных материалов, способных противостоять различным воздействиям, в том числе и температурному фактору. Кроме того, отлично отлаженная система охлаждения в виде быстрого круговорота хладагента по развёрнутому контуру с дополнительным мощным обдувом, достающим до любых уголков моторной конструкции, позволяет существенно сократить его влияние. Остаётся только отслеживать залив качественной ОЖ и работоспособность системы охлаждения.

Существуют и свои, присущие только данному насосу, причины неисправностей. Например, утечка залитой жидкости может происходить из-за повреждённого сальника, что сопровождается шумами, особенно при значительной нагрузке на руль. Изношенный ремень может оказать негативное влияние на привод. Осмотр бака иногда помогает выявить наличие воздушных пробок, жидкость при этом пенится.

Ещё одна причина появления дефектов касается тех деталей, которые механически соприкасаются друг с другом. Если это происходит без смазывания, то истирание неизбежно происходит в кратчайший период. Поэтому необходимо обеспечивать смазывание качественным масляным составом с должной периодичностью. В связи с этим возникает потребность и в регулярной замене фильтрующих компонентов. Но при повреждениях системы смазки они не справятся с протечками, поэтому её контроль также остаётся обязательным.

Характерная неисправность, возникающая в насосных устройствах, и не только ГУР — это заклинивание механизмов. Как правило, она решается заменой этих компонентов, но может быть предупреждена своевременной смазкой. Иногда не удаётся поднять давление до должного уровня, и насос практически перестаёт функционировать.

Как правило, в подобных случаях стараются ограничиться заменой того компонента, который вызывает причину дефекта. Но иногда правильнее будет заменить весь насос, так как это экономически выгоднее и удобнее. Приобретая его, не стоит забывать о том, что качественные комплектующие могут быть только оригинального производства, а для силового агрегата Cummins совместимость с ним гарантируется лишь произведённой или одобренной им продукцией. При затруднениях с выбором или появившихся сомнениях вы всегда можете рассчитывать на помощь наших менеджеров.

Технология замены

Технологический процесс обновления насоса гидроусилителя рулевого управления может иметь свои особенности, зависящие от конкретной модификации ДВС. Но в целом схема действий типична, причём она даже может применяться и на других ТС с некоторыми иными силовыми агрегатами. Приведём её для модели мотора ISF2.8:

  • съём ремневого механизма привода для дополнительных устройств;
  • выкрутка трёх болтовых элементов, которые крепят шкив насоса к ступичной части;
  • демонтаж шкива с откручиванием крепёжной гайки системной трубы;
  • рассоединение системной трубы и самого насосного устройства;
  • слив скопившейся в системной трубе жидкости в подготовленную для этого ёмкость;
  • ослабление хомутного крепежа трубы, по которой идёт питание системы насоса;
  • выворачивание крепёжного болта, который крепит насос к кронштейну сзади;
  • выворачивание крепёжных болтов, которые крепят насос к кронштейну спереди, их количество обычно — три.

На завершающей стадии демонтажа достаточно продвинуть втулку с дистанционной функцией в выемке кронштейна под крепёжный болт, расположенный сзади. Удобнее всего это сделать обычной отвёрткой, после этого насос можно потянуть на себя и убрать в сторону.

Постановка нового устройства проходит в порядке, противоположном демонтажному — крепёж к кронштейну спереди и сзади, зажим хомута питающей трубы, соединение с системной трубой, шкив, ремень привода дополнительных устройств. Обратите внимание на маркировочную наклейку, она укажет позицию при монтаже. После установки насоса необходимо залить жидкостный состав и прокачать систему.

В целом, в отличие от таких узлов, как валы или ГБЦ, процесс довольно прост и доступен любому. Но если вы не уверены в силах, лучше отдать его на откуп специалистам-сервисникам, так как повреждения компонентов ДВС никому не нужны.

Как обойтись без замены

Обойтись совсем без замены насоса ГУР не получится, потому что у всех деталей имеется свой ресурс, который через определённое время вырабатывается. Но, соблюдая правила эксплуатации и беря на вооружение рекомендации производителя, можно существенно продлить срок службы этого компонента.

В частности, для этого нужно обращать внимание на то, как работает устройство, замечать изменения в его работе. В этом также помогают регулярные осмотры техники, на которых можно выявить появившиеся недостатки, опираясь на сведения, полученные методами компьютерной диагностики. Учитывая работу с высокими температурами, стараются не перегревать мотор, не напрягая без необходимости и рулевые механизмы. Повороты без надобности, дрифт, скольжение, торможение — это способы для особых ситуаций, применяя их часто, мы только заставляем руль с насосом работать с лишними усилиями.

Особое внимание уделяют качеству техжидкостей — топлива, моторного масла, хладагента. Они влияют на все компоненты мотора, без исключения, затрагивая и функционирование насоса ГУР. Например, по маслу концерн придерживается мнения, что для его моторов больше всего подходит марка Вальволайн. Но даже с ним важно держать фильтр в чистоте, меняя его регулярно. Смену фильтров лучше производить ежеквартально, хотя официальные рекомендации разрешают и более редкий интервальный вариант. По обновлению масла мнение экспертов склоняется к промежутку в пять тысяч километров.

Если же смазки не будет, то у механизмов может происходить заклинивание элементов. Качественный хладагент поможет наладить охлаждение деталей, но для этого необходимо обслуживать и ремонтировать при необходимости систему понижения температур, в которой немалое значение имеет и вентилятор. Поскольку привод идёт через ремневой механизм, важно обеспечить его нужное натяжение, потому что слабая натяжка мешает функциональности, а чрезмерная приведёт к быстрому истиранию и той же потере работоспособности.

Все компоненты, нуждающиеся в замене, следует обновлять сразу, не дожидаясь усугубления ситуации, которое в моторах наступает очень быстро. При этом важно подобрать качественную запчасть, что возможно только при обращении к официальному дилеру. Низкопробные подделки слишком быстро выходят из строя, хотя и стоят достаточно дёшево. Но экономить на составляющих двигателя — это значит подвергать риску и транспортное средство, и себя с пассажирами. Что касается качественных компонентов от других ДВС — они просто могут не иметь совместимости с Камминз.

Заключение

Таким образом, насос ГУР — устройство, входящее в структуру ДВС Cummins, благодаря которому циркуляция жидкостного состава к цилиндровым полостям содействует формированию того давления, что делает управление ТС удобным и простым. Поддержание его в работоспособном состоянии — обязательно, так как имеется взаимосвязь с прочими компонентами силового агрегата. При выходе из строя необходима его замена, технологический процесс которой описан в данном материале. Такая необходимость выявляется по симптомам, также указанным в статье. Приведённые советы и рекомендации помогут сохранить работоспособность насосного устройства долгий срок. При замене всего узла и отдельных компонентов не поддавайтесь соблазну низкой цены, это может указывать на недобросовестного производителя. Закупка у официального дилера выгоднее всего, так как помогает обеспечить безопасность поездок. Проверка узла в рамках ТО и наблюдений — главное средство профилактики неисправностей в ДВС.