Как «откапиталить» ДВС Cummins на КАМАЗе?

Двигатель внутреннего сгорания Камминз устанавливается на большом спектре автотехники. Если мы встанем на трассе и будем внимательно наблюдать за потоком машин, то в грузовом сегменте, включая среднетоннажный, увидим их с этим двигателем если не в половине, то в третьей части точно. Они установлены на автомобилях и автобусах, которые перевозят грузы и пассажиров, роют котлованы, участвуют в сельхозработах и лесозаготовочной деятельности. Даже на городских маршрутах то и дело снуют вездесущие ГАЗели, Соболи и ПАЗики с американским мотором. Мало кому известно, но и на судах малого судоходства часто установлены тоже они.

И, конечно, сотрудничество с ПАО «КАМАЗ» с созданием СП Камминз Кама не могло не сказаться на том, что на большегрузы этой компании также стали ставиться российско-американские силовые агрегаты.

Поэтому сегодня мы разберёмся с операцией капитального ремонта на них, акцентируя внимание не только на конкретных действиях, но и на причинах появления её необходимости, а также на профилактических мероприятиях, позволяющих долго не прибегать к ней.

6ISBe — одна из ходовых серий

Для примера возьмём одну из ходовых серий Cummins, которую часто устанавливают на КАМАЗах, — 6ISBe. Это шестицилиндровый ДВС с четырьмя тактами, цилиндры располагаются в единый ряд. Мощность способна развиваться до 300 л.с., момент кручения — до 1500 Нм. У модели понижены шумовые эффекты и удивительная неприхотливость к климатическим особенностям, поэтому её активно закупают как северяне, так и южане, она одинаково спокойно переносит перепады температур.

Топливная экономия, которой славятся ДВС Камминз, достигается системой Коммон Рейл, горючее подаётся на любой частоте мотора под высочайшим давлением. При этом отлично действует и турбонаддув, конструкция цилиндрового блока чаще всего обходится без гильз, поэтому не требуется расточка и обеспечивается удобство обслуживания. Отличные показатели имеет и поршень, его ход — до 120 мм. Мощная, выносливая и неприхотливая — так коротко можно охарактеризовать эту модель.

Как понять, что пришло время?

Понять, что пришло время «капиталки», можно чаще всего по срокам эксплуатации или пройденному километражу. И то, и другое следует рассматривать в совокупности, потому что пробег по бездорожью будет гораздо сильнее истощать организм ДВС, чем прохождение даже большего количества километров по рафинированным трассам и автобанам. Вместе с тем лучше заняться капитальным ремонтом заранее, чем встать с такой проблемой посреди дороги. Как правило, уже через 300-500 тысяч километров необходимость в капремонте появляется, а на подходе к 700 тысячам без него уже не обойтись. Если ориентироваться на время, то это пятилетка. Но бывает и так, что такую рекомендацию дают на очередном ТО. Это тот случай, когда лучше перебдеть, иначе можно остаться без мотора.

Ещё возникает вопрос по поводу исполнителя. Многие рвутся заниматься «капиталкой» самостоятельно, и технически это возможно, тем более, что Камминз довольно прост по сравнению со многими другими двигателями, он задумывался как универсальный силовой агрегат со стандартными схемами и доступностью ремонта, в основном это так и есть. Но удобнее все действия выполнять на базе СТО, с «продвинутыми» инструментами, тем же спецподъёмником. Поэтому смотрите сами, но, если опыта нет, лучше доверьте специалистам. А если вы уже в какой-то мере профессионал и «набили руку», то и инструментом наверняка обзавелись.

Что необходимо приобрести?

Капитальный ремонт ДВС — это не единый цикл работ, к общей схеме, которая примерно одинакова в большинстве случаев, часто могут быть добавлены множество различных действий по обновлению. Поэтому и список рекомендуемого для приобретения может отличаться.

Но есть статистика по каждой из моделей, она показывает, что чаще всего необходимы такие очевидные вещи, как прокладки или вкладыши. Велика также потребность в поршнях и его пальцах.

В остальном многое зависит от ситуации, у кого-то приходится обновлять коленчатый вал, кому-то нужна новая ГБЦ, где-то необходимо менять турбину. Но прокладки, вкладыши и поршни с пальцами — эти позиции встречаются чаще всего, независимо от того, что именно стало главной причиной «капиталки». Возможно, здесь сказывается и характер этих деталей, их ведь не зря относят к «расходникам», при замене любого узла нужно менять и его прокладку.

Почему возникает необходимость?

Ответ на этот вопрос обычно достаточно прост — двигатель не обладает вечным ресурсом, он нуждается в восстановлении для продолжения своей деятельности в дальнейшем. Но расширим ответ за счёт напоминания об условиях, которые складываются в моторе. Напомним также об ошибках, допускаемых при эксплуатации.

Высокотемпературный накал и давящий прессом воздух негативно влияют на составляющие любого мотора, даже если последние сделаны из крепчайших металлов. А у американского концерна с крепкостью компонентов всё в порядке, недаром в них весомая доля чугуна с модификацией и сталей легированных сортов, есть добавки хрома и молибдена, усиливающие сопротивление воздействиям. Также трудно что-либо поделать с абразивами, которыми являются по своей сути даже топливо, масло, тосол. Именно поэтому важно отслеживать их утечки, менять прохудившиеся шланги, трубы, форсунки.

Ещё важно качество тех же техжидкостей. Работая с низкосортным топливом, например, ТНВД вырабатывает ресурс в среднем на четверть периода быстрее. Примерно так же обстоит дело и с маслом. Тут есть ещё вопрос совместимости. Концерн проводил неоднократные испытания, по их результатам направлялись предложения маслопроизводителям, получилось так, что лучше всего с механизмами американского мотора справляется продукция компании Вальволайн. Эта марка официально рекомендуется для ДВС Камминз, мы являемся её реализаторами. Но не забывайте обновлять масломоторный состав, также меняйте в соответствии с состоянием и фильтры.

Все эти меры кажутся элементарными, но от их соблюдения зависит очень многое в составляющих силового агрегата. Та же смазка существенно снижает риск истирания деталей друг об друга, хладагент способствует снижению температурного накала, качественное горючее повышает эффективность работы топливной системы и т.д.

Как выполняется капремонт?

Выполнение капремонта даже в рамках одной модификации силового агрегата Камминз проходит по-разному, так как существует множество узлов и деталей, подвергающихся осмотру, обследованию на предмет появившихся дефектов, оценке возможности восстановления или замены. По результатам этих процедур принимаются различные решения, обновление деталей не всегда входит именно в данный цикл работ. Но, несмотря на все различия, можно описать общий порядок действий, которые совершаются в рамках капремонта. Именно так можно воспринимать данный раздел.

Независимо от состояния ГБЦ, её часто приходится снимать в рамках капремонта, чтобы достать нужную деталь. Не пытайтесь дотянуться до любого узла, лучше демонтируйте то, что мешает, иначе можно повредить какой-либо компонент. Снятые комплектующие нужно осматривать, при обнаружении неисправностей меняя на новые. Прокладки меняются, даже если они хорошо сохранились. Это связано с тем, что старые прокладочные материалы с новой деталью не смогут долго функционировать вместе, вероятность повреждений в ближайший период слишком высока. Чтобы не искать прокладки для каждого поменянного узла, лучше приобрести их комплектом на весь двигатель. А чтобы не запутаться, какую куда ставить, стоит рассмотреть комплекты отдельно для верхних и нижних позиций. Так же поступают и с вкладышами. Не забывайте, что состояние последних значительно влияет на маслодавление, а прорыв ГСМ чреват прогоранием многих ключевых узлов, в том числе и поршней.

Даже если они хорошо сохранились, при капремонте принято менять их кольца и пальцы. Их стоимость относительно невысока, а обеспечение защитной функции первыми чрезвычайно важно для полноценной работы ЦПГ. Что касается пальцев, то потеря их функциональности может обернуться невозможностью получения коленвалом импульса от поршней, что, в свою очередь, повлечёт остановку ТС. Поэтому не стоит рисковать, лучше обновить и эти компоненты. Если же дефектовка покажет, что в замене нуждается и поршень, и кольца с пальцами, то лучше заказать всю поршневую группу, её цена будет ниже, чем элементы ЦПГ по отдельности.

Ещё один элемент, который проходит проверку во время капремонта, — это масляный насос. Его обновляют не так часто, но подобное тоже случается. Если обнаруживается недостаток масляного давления, то последствием этого дефекта обязательно станет недостаточная смазка, что будет выводить из строя самые разные узлы. Поэтому, в том числе, и важно поменять коренные вкладыши.

Технологически весь процесс можно разделить на:

  • разбор ДВС с рассмотрением каждого элемента, целью здесь является дефектовка и промывка с прочисткой целых, работоспособных узлов и деталей;
  • постановку заменяемых компонентов;
  • восстановление целостности силового агрегата с возвращением на места тех комплектующих, которые сохранили способность к рабочей деятельности.

Кроме указанных составляющих мотора, в ходе «капиталки» нередко подвергают замене ГБЦ и валы — коленчатый, газораспределительный. Также стоит обратить внимание на состояние воздушного компрессора, водяной помпы, радиаторов, турбины, вентилятора. Как правило, приходится менять многие патрубки, трубы, шланги, форсунки. Их можно считать расходными материалами, но из-за большого количества элементов приходится проверять каждую деталь. Процедура достаточно трудоёмкая, но, чтобы сэкономить средства, приходится её проводить. Помочь здесь может только знание эксплуатационных сроков. Если они большие, то детали можно заменять без дефектовки, так как их выход из строя в ближайшее время предопределён. Но согласовывайте эти решения со своим бюджетом, потому что бездумная замена всего и вся может влететь в копеечку.

Перед монтажом не забывайте очищать и посадочное место, а также выверять нужные зазоры в соответствии с инструкцией к вашей модификации ДВС.

Заключение

Заключительным этапом капитального ремонта мотора всегда является его тестовый запуск. По равномерности звуков без посторонних включений, по отсутствию цвета в дыме и уверенному набору мощности на разных передачах можно судить о том, удачно ли проведена операция. Если есть какие-либо сомнения, лучше разобрать «движок» заново, добившись выяснения причины. Проведённый капремонт должен обеспечить беспроблемную эксплуатацию мотора в течение следующего трёх-пятилетнего периода, поэтому не пожалейте времени и средств на это мероприятие, вложения окупятся минимизацией дальнейших затрат.