Можно ли «капиталить» сельскохозяйственный Cummins самостоятельно и как это сделать?

Двигатель Cummins — один из самых распространённых в сельском хозяйстве, аграриям особенно полюбились такие модели, как QSM, QSB и QSC. Их ставят на косильные приспособления, экскаваторы, тракторы и другую технику. Они заменяют ранее стоявшие ДВС других производителей, потому что при большей мощности позволяют экономить топливо, что особенно важно для частных фермерских хозяйств. В высокий сезон, когда посевная или уборочная деятельность ведётся от зари и до зари, эти «движки» способны трудиться без поломок и остановок, демонстрируя выносливость и износостойкость. Но со временем такая безжалостная эксплуатация даёт о себе знать, силовому агрегату может понадобиться капитальный ремонт. Ремонтные организации порой находятся на значительном расстоянии и испытывают наплыв желающих воспользоваться услугами, сельчанам хочется «откапиталить» ДВС прямо посреди поля. Возможно ли провести операцию самостоятельно и как это сделать — ответ в данном материале.

Краткий обзор моделей

Обозначенные модели Камминз действительно широко применяются в сельскохозяйственных машинах и прекрасно агрегатируются с различными приспособлениями. Достаточно назвать такие широко известные компании-производители аграрной техники, как Макдон, Хундэй, Бахлер Ворситл и Четра, все они производят её с ДВС Камминз. Среди этой техники есть и самоходные косилки, и погрузчики, и зерноуборочные комбайны. Активно используются, например, тракторные модели Нью Холланд и экскаваторные образцы Коматсу. Причины такой популярности «движка» просты — он долго служит, так как компоненты в нём сделаны из высококачественных материалов, в которых весомая доля модифицированного чугуна и легированной стали с добавками молибдена, хрома и других укрепляющих элементов. Технику с этим силовым агрегатом можно использовать на территориях с суровым северным и знойным южным климатом. У Камминз хорошо продумана структура, даже самые мощные модели сравнительно легковесны, детали в них компактно размещены, поэтому к последним упрощён доступ, и их удобно ремонтировать и обслуживать. При этом компоненты заменимы. Экономный расход топлива позволяет дополнительно наращивать мощность и интенсивно использовать.
Приведём цифры из ТТХ:

  • QSM — рабочий объём до 11 л, мощность до 400 л.с., момент кручения до 1898 Нм, шесть цилиндров;
  • QSB — 4,5 л, 180 л.с., 800 Нм, версии на 4 и 6 цилиндров;
  • QSC — 8,3 л, 333 л.с., 1383 Нм, 6 цилиндров.

Когда нужен капитальный ремонт?

Никому из эксплуатантов не нужна ситуация, когда посреди посевной или уборочной страды двигатель заглохнет, а вызванный специалист поставит диагноз о необходимости «капиталки». Поэтому хочется предотвратить это, проведя капремонт заранее. Но однозначно ответить на вопрос о том, когда необходима эта процедура, нельзя, так как техника используется по-разному, применяются отличающиеся по качеству техжидкости, различны и способы обслуживания.
Однозначно можно утверждать — случаи, когда интервал не достиг 300 тысяч километров, очень редко подпадают под необходимость «капиталки». А при 500 тысячах км эта процедура уже нужна практически всегда. То есть в этом промежутке по километражу и возникает необходимость. Если техника используется интенсивно, то лучше перестраховаться и заняться капремонтом, не доходя до 400 тыс. км. Если же вы уже пережили сезонные работы, то можно подождать и до 500 тыс. Дальше откладывать процедуру нежелательно.
Ориентироваться можно и на симптомы, но они будут говорить уже об острой необходимости «капиталки». Среди таких признаков можно назвать:

  • снижение цилиндровой компрессии;
  • неустойчивая работа ДВС на холостом ходу;
  • чёрное или сизое задымление;
  • сильный шум в БЦ.

Если вы давно проверяли «движок», период подошёл к обозначенным отметкам, но у вас катастрофически горят сроки по работе, лучше всего не пожалейте времени и пройдите хорошую диагностику с использованием компьютерного оборудования. По её результатам будет лучше всего понятно, дотянете ли вы до конца сезона или нет.

Что включает в себя «капиталка»?

Капитальный ремонт начинают обычно с разбора двигателя, так как замену основных узлов трудно провести без этой операции. Так как ко времени капремонта ДВС довольно сильно загрязнён, то его следует промыть и прочистить. Попутно осматриваются все снятые детали, решается вопрос об их дальнейшей работоспособности. Все сомнения принято рассматривать в сторону выбраковки, потому что иначе процедуру вскоре придётся повторять.
Чаще всего ситуация складывается так, что непосредственным поводом к капремонту стал выход из строя или сомнения в полноценной деятельности двух-трёх основных узлов. Плюс есть понимание, что, например, придётся менять и прокладки, вкладыши, поршень. А в результате обновлению подвергается до 30-40% компонентов. Как получается такой расклад? Просто большая часть поломок выявляется в ходе дефектовки, так коротко именуют процедуру отбора дефектных деталей от работоспособных. Поэтому ей и придаётся такое значение. Вот здесь и кроется первая часть ответа на вопрос, вынесенный в заголовок. Дело в том, что выполнить действия по замене компонентов двигателя согласно заданному производителем алгоритму — это не означает произвести капитальный ремонт, это только часть комплекса мероприятий. Основное — это провести дефектовку, то есть отделить работоспособные запчасти от близких к неработоспособным, на глаз определяя степень их износа. Именно «на глаз», потому что не будешь же каждую деталь нести к компьютеру и проверять её соответствие заданным параметрам, на это просто уйдёт слишком много времени. Такие действия под силу только профессионалам, которые обычно работают в хороших ремонтных организациях. Так что даже в СТО не всегда способны грамотно произвести «капиталку», самостоятельно с ней справиться можно, только если у вас есть весомый опыт в ней. «Как же наработать этот опыт?» — спросите вы. Наверное, изучая запчасти, работая с ними, в конце концов наблюдая за процессом и получая комментарии.
Под выбраковку запчастей в ходе дефектовки часто попадают составляющие шатунно-кривошипного механизма, ЦПГ и ГРМ. Коленчатый вал — слишком заметный узел, чтобы не обратить внимание на его неисправности, поэтому они обычно входят в разряд непосредственных поводов для капремонта, но вот коренные вкладыши, напрямую участвующие в процессе обеспечения нормального маслодавления, приходится менять по результатам осмотра. Чтобы быть во всеоружии и не искать этот компонент на замену, приобретите их заранее, лучше комплектом, мы сформировали такие наборы на весь ДВС.
Падение мощностных показателей и непомерное увеличение топливного расхода — веские основания заподозрить дефекты поршней или связанных с ними пальцев, а также колец. Чтобы вы могли поменять эти элементы в ходе капитального ремонта, мы включили их в сформированную подборку, причём отделили пальцы от поршней, чтобы вы могли сэкономить средства. Кольца в ЦПГ имеют расходный характер, поэтому их принято менять при ремонтных действиях независимо от состояния. Часто приходится обновлять и гильзы, их постановка — сложная процедура, она может быть связана с расточкой цилиндрового блока, нужно выверять расстояния выступа и т.д.
После замены деталей и прокладок начинают сборку ДВС, при этом важно соблюсти все требуемые расстояния и наладить регулировку, например, клапанных механизмов. Также следует производить закрутку болтов строго с теми усилиями, которые прописаны в техдокументации, их превышение может привести к выходу устройств из строя.
Завершают «капиталку» тестированием, которое проводится для определения, насколько решены исходные и выявленные проблемы. Делается это обычно, исходя из того, как звучит двигатель, сопровождается такая проверка прямыми наблюдениями за непосредственной работой узлов. Всё это тоже требует опыта, если у вас его нет, — вы не сможете самостоятельно определить, нормально или нет проведена «капиталка», в таком случае её лучше передоверить работникам сервисных служб. Но и последние могут не иметь должной квалификации для данного вида работ, поэтому нужно искать организации с репутацией, по отзывам пользователей. Некоторые из компаний сейчас ведут блоги, по ним сразу можно понять, насколько опытные в капремонте люди там работают. Обратите внимание, есть ли у них специализация на сельхозтехнике, потому что, согласитесь, она имеет свою специфику.

Последний аргумент

Последний аргумент за отдачу процедуры восстановления мотора на сторону — это оборудование. Некоторые «продвинутые» водители и механики даже поступают следующим образом: они сами проводят «капиталку», но договариваются с сервисными центрами об аренде оборудования. Делается это, потому что мало у кого из простых автопользователей есть спецподъёмники, полный набор необходимых инструментов. И даже смотровая яма есть не у всех. Обычной отвёрткой и молотком «капиталку» не провести, здесь могут понадобиться и станки для шлифовки, обтачивания и т.д.

Советы и рекомендации

К капитальному ремонту, если он не застал врасплох, лучше подготовиться заранее. А чтобы подобного не произошло, нужно ориентироваться на указанные интервалы и сроки, наблюдая также за состоянием ключевых узлов. Какие бы детали не пришлось менять, всегда лучше иметь наготове спецнабор для капремонта, состав которого разработан на основе имеющейся статистики по восстановлению работоспособности сельхозмоделей. В него, как правило, входят:

  • шатунные и коренные вкладыши, формируются комплектами на весь силовой агрегат;
  • поршневой комплект, он имеет особую ценность для тех, кто меняет всю ПГ;
  • поршни и их пальцы отдельно, так как и те, и другие могут сохраниться при появлении дефектов в парном компоненте;
  • цилиндровые гильзы, для вашего удобства мы формируем их в собранном виде.

Эти комплекты и их части вы можете приобрести у нас, на вопросы ответят консультанты, они же помогут с подбором других комплектующих для капитального и обычного ремонтов.

Заключение

Таким образом, эксперты не рекомендуют заниматься самостоятельно капремонтом ДВС Cummins, установленном на сельхозтехнике, хотя технически это и возможно. Этому есть, как минимум, три причины:

  • опыт, который требуется для дефектовки;
  • опыт, позволяющий диагностировать корректность работы ДВС на тестировании;
  • оборудование, которого не имеет обычный автомобилист.

Если вы обладаете должным опытом, рекомендуем использовать взятое в аренду прямо на месте оснащение СТО. В противном случае ищите организации со специализацией на «капиталках» сельхоздвигателей.
Для того чтобы процедура капремонта не проходила чаще обозначенных в статье интервалов, уделяйте время профилактической работе.