Основные неисправности ремней в ДВС Cummins и их обновление

Силовые агрегаты Камминз используются в различных секторах казахстанской экономики. Здорово выручают они в пассажирском транспорте и на грузоперевозках, без них могла бы полностью встать торговля, да и промышленность не получила бы импульс для развития, ведь генераторы на их основе вырабатывают немалые объёмы электроэнергии.

Эти мощные моторы из США ценят за преимущества, которые их выгодно выделяют на фоне конкурентов. Одно из них — общие для целого ряда модификаций схемы, благодаря которым ремонт и замену комплектующих производить достаточно просто, с чем справляются и пользователи без специальной подготовки. Конечно, у многих модификаций есть свои особенности и отличия, но принципы действия механизмов — одни и те же на множество составляющих модельного ряда. При этом для многих становится открытием, что тесная взаимосвязь комплектующих приводит к выводу из строя одних узлов, если не работают другие. Сегодня мы разберёмся с ремнями, которые имеют важное значение в ДВС, остановимся на их неисправностях и способах устранения наиболее распространённых из них, уделив внимание и процессу обновления.  

Разнообразие ремней и решаемых ими задач

Ремень в силовом агрегате — это компонент, передающий крутильный момент. Большинство ремней — приводные, так как пропускают через себя эту передачу. Время её прохождения становится периодом столкновения различных физических сил, оказывающих воздействие, в итоге трение проходит с зацеплением за выступы, имеющиеся на ременном механизме.

Ремни могут использоваться в механизме газораспределения ДВС Камминз, есть разновидности, применяемые для получения навесным оборудованием момента кручения от двигателя. Последние обычно многоклиновые, но существует и одноклиновый тип ремней.

Другой распространённый тип ремней — генераторные, они передают устройству выработки тока момент кручения, который получают от коленчатого вала, на него запитывают различные механизмы, требующие вращения, движения и т.п. Название этот компонент получил за сходство с ремнём — это прямоугольная полоска массивных размеров, на котором обычно присутствуют зубцы.

Появление дефектов

Дефекты в ремнях, как и в других составляющих силового агрегата, появляются, прежде всего, от невнимания к ним. Если уделять время проверкам натяжения и внешнего вида, то почти всегда можно заметить момент, когда начинаются проблемы в них. Но самостоятельные осмотры не отменяют и диагностические мероприятия, в ходе которых отдельные компоненты могут обследоваться при помощи компьютерного оборудования.

Ремень, потерявший или теряющий функциональность, можно сразу узнать по взлохмаченности, потёртости, у него могут иметься трещины, царапины, углубления. Постоянное трение и впитывание ГСМ делает его промасленным, с характерным запахом, так как масло прогорает, смешивается с грязью, эта слизкая смесь застывает, образуя крепкие комья.

Не обладая специальными знаниями и навыками, почти всегда можно определить и некорректную натяжку, так как ремень или болтается ослабленный, или слишком напряжён. В первом случае он не сможет выполнять свои задачи, а во втором — будет быстро истираться, что также приведёт к нефункциональности.

Узнать о появившихся дефектах ремня можно и по издаваемому им свисту. Мотор с неисправным ремнём теряет мощность, поэтому его тяжело заводить. Топливо сгорает не полностью, как следствие, выхлопы становятся чадящими и меняют цвет. «Движок» может тикать и щёлкать. Появление протечек масла также связано с состоянием ремня, ведь именно он поглощает собой неоправданное количество ГСМ. Если понаблюдать за стартёром, то при неисправном ремне он прокручивается «вхолостую».

Как менять ремень генератора?

Чтобы поменять ремень генератора, нужно сначала подготовить инструменты — 16-миллиметровую головку и отвёртку с лезвием плоского типа. Так как ремень в большинстве модификаций двигателя располагается под капотом, то его придётся открыть.

Сама технология замены достаточно проста — нужно только снизить натяжение, для чего соответствующий рычаг поворачивают по часовой стрелке ключом, надетым на головку роликового болта натяжителя. Затем необходимо вынуть ремень с роликового механизма, у которого промежуточный характер, где он закреплён на шкивах, с насоса ГУР и шкивов коленчатого вала, генератора и помпы. Завершающим движением ремень достаётся из двигательного отсека. 

Эта операция должна стать поводом для проверки работоспособности и состояния всех задействованных компонентов. То есть, если говорится о шкиве коленвала, — его нужно почистить и проверить, как он функционирует, нет ли лишнего люфта и т.п. Именно поэтому не нужно избегать снятия деталей при замене какого-либо компонента, лучше воспринимать это как возможность для их проверки.

Если потребуется заменить нижний промежуточный ролик, то следует выкрутить болт, которым крепится кронштейн генератора, и удалить с него шайбу. Затем нужно поддеть отвёрткой другую шайбу, фиксирующую крепёж ролика. После этого можно демонтировать дистанционную втулку и вытащить из ролика болт с прижимной шайбой.

Для обновления натяжного ролика нужно вывернуть болт крепежа натяжителя, а затем вытаскивать требуемый компонент. При постановке новой детали вывернутый болт закручивают полностью.

Когда требуется заменить натяжитель, сначала ослабляют крепёж, затем вытаскивают болт из выемки. Только после этих действий можно забирать и само устройство для натяжения. Крепёжный болт обязательно следует заменить при постановке нового натяжителя.

Если обнаружена разболтанность верхнего промежуточного ролика, то его тоже следует поменять. Для этого выворачивают болт крепежа компонента к ГБЦ, затем тянут ролик на себя.

Новый ремень устанавливают в последовательности, обратной применяемой при демонтаже. Натяжитель заворачивают против часовой стрелки. После монтажа следует проследить, чтобы пути клиньев совпали с ручьями шкивов, для этого коленвал прокручивают на два оборота.

Как обновить ремень привода вспомогательных агрегатов?

Технология обновления ремня привода вспомогательных агрегатов отличается от описанной выше, поэтому рассмотрим её отдельно. В данном случае натяжитель имеет пружину, поэтому её нужно перед началом демонтажа устройства отвести в сторону. При этом язычок должен быть загнут к корпусу. Натяжение ослабляют поворотом натяжителя с выпуском пружины, не прилагая усилий, иначе можно сломать рычаг. Повернув натяжитель на язычок, можно снимать ремень.

Если будет обнаружена изношенность или другие признаки повреждений приводного или промежуточного шкивов, их следует заменить на новые.  Иногда для восстановления функциональности бывает достаточно очистить их, ведь сильные загрязнения мешают им выполнять свои функции. Но действовать при этом следует осторожно, потому что иначе можно повредить не только эти, но и другие, связанные с ними, детали.

Натяжитель должен иметь касание с пружиной через рычаг, при снятом ремне следует проверить их взаимодействие. Если касания нет или оно происходит с натяжкой, то устройство лучше заменить.

Замерьте также расстояние между пружиной натяжителя и рычагом — у изношенного устройства оно превышает 30-миллиметровый промежуток. В этом случае вместо старого нужно поставить новый натяжитель, иначе рычаг будет повреждать корпус.

Рычаг может также задевать крышку, в подобной ситуации натяжитель тоже подлежит замене. Такое бывает, если неисправна осевая втулка. Во всех этих случаях замена ремня является обязательной, потому что он участвует в обозначенных процессах.

Усилие для закрутки болта при постановке нового устройства натяжения должно соответствовать 43 Нм. Прежде чем помещать новый ремень на шкив водяной помпы, не забудьте отвести натяжитель к язычку пружины. Если эту процедуру пропустить, то устройство может быть повреждено. Для регулировки степени натяжки натяжитель отпускают.

Кроме проверки на натяжку ремня, нужно также проконтролировать натяжение у приводных шкивов впереди мотора. После установки ремня следует добиться такого положения стопоров рычага натяжителя, чтобы они не соприкасались с такими же частями корпуса пружины. Если этого не удаётся добиться, нужно заменить или ремень, или натяжитель, или оба механизма.

Если всё же ситуация сохраняется, то, возможно, установлен или не тот ремень, или не тот натяжитель. Обратите внимание, что ремень на шкиве натяжителя должен располагаться примерно посередине. Чем дальше он будет от центра, тем быстрее будет истираться ремень, выше и риск схода со шкива.

Как заменить ремень ГРМ?

Остановимся коротко ещё на одной технологии замены ремня, она касается ременного элемента ГРМ. 

В этом случае предварительно убирают защитное ограждение и ослабляют натяжку ремня. Установив новый ременной механизм, регулируют его натяжку и восстанавливают защиту. Последняя крепится сверху и снизу. Вверху крепление производится двумя гайками и тремя болтами, а внизу — только тремя гайками. Чтобы при этих действиях не помешали элементы виброизоляции, располагающиеся на шпильках ремневой передачи, их тоже следует предварительно убрать, а потом вернуть на место.

Заключение

Подытоживая, можно отметить, что силовые агрегаты американского концерна Cummins способны решать многие задачи, внося свой посильный вклад в экономику Казахстана, заботу о поддержании их работоспособности можно рассматривать как инвестиции в процветание казахстанского народа. Одним из ключевых компонентов ДВС является ремень, применяемый в нескольких узлах, включая ответственные за газораспределение механизмы и вырабатывающие необходимую для многих составляющих электроэнергию. В статье мы привели симптомы, указывающие на необходимость ремонта и обновления ремней, раскрыли последовательность действий при замене нескольких типов ремневых механизмов — генераторного, газораспределительного и привода вспомогательных агрегатов. Когда меняются ремни, обязательно осматривайте и очищайте извлекаемые детали, это поможет содержать в порядке и чистоте содержимое мотора, а неисправные элементы нужно заменить на новые, оригинальные, которые вы можете приобрести у нас. Кроме того, здесь даны советы, которые помогут сохранить ремни дольше гарантийного срока.