Что не так с турбиной на Cummins ISX15?

Распространённость силовых агрегатов Cummins ISX15 иногда просто поражает — технику с ними можно встретить и на строительных работах, и на обслуживании коммунального сектора, и в фермерских хозяйствах. Особенно любим он дальнобойщиками, поэтому Volvo, Scania, КАМАЗы часто оснащаются именно этой версией мотора. Объясняется это просто: набор эксплуатационных характеристик, включая высокую мощность и хороший момент кручения, в сочетании с топливной экономичностью, плюс невероятная выносливость в условиях любого климата и сейсмической активности позволяют использовать этот «движок» в различных сферах, решая целый комплекс задач. Поэтому им заменяют даже ранее стоявшие, неплохие, в принципе, ДВС.

Но трудно достигнуть идеала, поэтому и этого СА тоже случаются поломки. В автосервисах знают, как часто обращаются автовладельцы с различными турбинами. Причём это касается разных версий турбокомпрессора, установленных в данном моторе: и собственной разработки Камминз, и партнёрских Холсет, Клевите, FCEC. Поневоле задаёшься вопросом: что не так с этими турбонагнетателями? Может быть, дело в самом двигателе? Предвосхищая ответ, укажем, что ISX тут совершенно не при чём, точнее, дело прежде всего в его эксплуатации. Но обо всём по порядку.

Немного о моторе

Прежде всего, остановимся на краткой характеристике этой моторной модификации. Цифра 15 ясно указывает на довольно существенный рабочий объём, достигающий обозначенного литража. Во многом это объясняет и весомую мощность, доходящую в отдельных версиях до 400 «лошадок», и крутящий момент, развиваемый до 1400 оборотов в минуту. Этому способствует деятельность шести рядно расположенных цилиндров. Свою лепту вносит и мощный турбонаддув. Как уже говорилось, ТКР могут устанавливаться разные — Cummins, Holset, FCEC, Clevite. Многие из моделей — с изменяемой геометрией, которая позволяет усиливать турбонаддув за счёт изменения угла лопастного наклона крыльчатки штоком. Вместе с тем, когда отсутствует необходимость в большой нагрузке, турбина работает в экономичном режиме, что пролонгирует срок её эксплуатации.

Сильная сторона ISX — усиленная прочность материалов, среди которых есть место и модифицированному чугуну, и легированной стали, и хромомолибденовым составам. Поэтому многие компоненты этого ДВС не боятся огня, гораздо более стойко они переносят и химические воздействия, неизбежные в условиях работы.

Ещё один плюс мотора — экономичный расход топлива, обеспечиваемый участием ТС Коммон Рейл со сверхточной дозировкой при подаче горючего под давлением, достигающим отметки в 2000 бар. Отлично регулируется и тормозное расстояние, чему способствуют особые, встроенные механизмы.

«Движок» почти бесшумен, понижен уровень вибрации, выхлопы идут практически без токсичности, что подтверждается присвоенным соответствием экостандарту Евро-4.

Возникающие дефекты и их причины

Для начала укажем дефекты, на которые жалуются водители, не касаясь темы ТКР. Разберёмся и в их причинах.

Одна из популярных тем — это форсунки. Их протекание часто вызвано низким качеством топлива. Оно же выводит из строя ТНВД, причём нередко это происходит по цепной реакции: не обратили внимание на текущие форсунки — следом получили нерабочий ТНВД. Вот это и есть самая главная причина всех неисправностей — недостаточное внимание к состоянию составляющих мотора. Причём стоит иметь в виду, что скорость распространения дефектов в СА просто огромная, утром ещё какой-то узел находится в рабочем состоянии, но у него имеются, например, царапины, к вечеру его можно менять.

Контроль качества топлива — это не столько о заправке, хотя нужно стремиться к использованию ДТ в проверенных местах. Но не всегда это возможно, если, например, путь пролегает в незнакомых местах. Система топливного обеспечения Камминз всегда предусматривает мощную фильтрацию, но фильтрующие устройства должны быть оригинальными и своевременно заменяться. И это вторая главная причина возникновения дефектов: замена часто осуществляется по ценовому фактору, закупки производятся в случайных местах. Водителей можно понять: сломался, заехал, купил. Тем более если дело касается каких-то фильтров или болтов. Но у американского мотора нет мелочей, всё идёт по цепной реакции. Результатом становится выход из строя узлов, иногда дело доходит до «капиталки».

Дополнительно позаботиться о качестве дизтоплива можно при помощи установки сепаратора. Некоторые модели предусматривают фильтры с сепарирующей функцией. Главная задача этих устройств — удаление из горючего образующейся влаги, но крупную грязь они способны достаточно качественно отфильтровать, что позволит сэкономить и на самих фильтрах.

Довольно часто узлы «летят» от перегрева, что свидетельствует о запущенной системе охлаждения. В таких моторах обычно вентилятор работает с меньшим, чем исходное, количеством лопастей, потому что они поломаны. Водяная помпа может подавать хладагент под недостаточным давлением, что обусловлено или её неисправностями, или низким качеством самой ОЖ. Имеются обычно и протечки по контуру движения тосола. Но самая главная причина часто кроется в режиме работы мотора, точнее, его беспощадной эксплуатации. Довольно выносливый СА всё-таки заслуживает перерывов, иначе он быстрее исчерпывает ресурс. Крайние ситуации должны оставаться крайними, в постоянном напряжении его держать нельзя.

Наконец, многие компоненты выходят из строя из-за недостаточной смазки, которая может быть обусловлена низким качеством масла, недостаточным давлением в системе или утечками.

Проблемы ТКР

Тесная взаимосвязь составляющих СА обуславливает их влияние друг на друга, поэтому и проблемы турбокомпрессора зачастую связаны с вышеперечисленными неисправностями. Общие у них и причины.

В турбине довольно много металлических компонентов, нуждающихся в обильной, но не чрезмерной смазке, которая должна поступать своевременно. Концерн не зря выдал рекомендацию о марке Вальволайн, потому что именно это масло максимально адаптировано под потребности его моторов. Следует регулярно обновлять и масляные фильтры, не забывать и о смене масломоторного состава, которую рекомендуется осуществлять не реже одного раза за десятку тысяч километража.

Поскольку турбина используется для подъёма дополнительной мощности, то для неё характерны и перегревы. И здесь следует вспомнить о режиме работы и чередовании её с технологическими перерывами. Ездить с постоянно работающим ТКР не рекомендуется, ведь на большой протяжённости трассы есть и спуски, и абсолютно ровные участки. Кроме того, для сохранения работоспособности турбонагнетателя уделяйте внимание системе охлаждения, проверяйте вентиляционное устройство, не допускайте сбоев в его работе, он может как перестать включаться, так и работать без остановки, что не менее губительно для него.

Турбокомпрессор быстрее сломается, если используется некачественное топливо или имеются проблемы с его фильтрацией, подача горючего на ТНВД с недостаточной равномерностью или без должного давления негативно сказывается на обогащении его кислородом и в конечном итоге негативно влияет на турбонаддув. Воздух для последнего тоже должен подаваться без примесей, поэтому замена воздушных фильтров также должна осуществляться регулярно.

Компрессионное колесо и ротор относятся к составляющим ТКР, которые следует беречь от механических повреждений, частично в этом помогают фильтрующие компоненты, так как именно они способны уловить посторонние частицы, залетающие внутрь мотора.

Обязательно проверяйте работу электромагнитного клапана, так как именно с ним обычно связано замедление при создании необходимого вакуума, что быстрее выводит турбину из строя.

Причины возникновения дефектов

Как мы уже отмечали, основной причиной появления дефектов в ТКР является игнорирование симптоматики, свидетельствующей о намечающихся проблемах. Внимательное наблюдение за работой узла позволяет купировать их на начальной стадии, но вместо этого эксплуатанты лишь усугубляют ситуацию.

Однако, есть и объективные причины, не зависящие от автовладельцев. Например, стоит учесть условия, складывающиеся внутри ДВС, предусматривающие и повышенные температуры, и высочайшее давление, и попадающие в механизмы абразивы. Несмотря на все попытки противостоять этим воздействиям, СА американского моторопроизводителя постепенно исчерпывает заложенные в него ресурсы.

Как обнаруживать неисправности?

Обнаружить появившиеся неисправности турбины не так сложно, для этого следует только быть внимательным к её работе и отслеживать расход техжидкостей, все отклонения так или иначе будут сказываться на её состоянии. Обращайте также внимание на мощность мотора, его реакции на подъёмы, холостой ход.

Если же турбина начала свистеть или издавать нарастающий гул — следует немедленно провести детальную диагностику, по её итогам возможен либо ремонт узла, либо его замена. Присмотритесь также к выхлопному дыму, если он идёт с неестественной окраской и загустевает, то, скорее всего, турбокомпрессор придётся менять. 

Какую турбину выбрать?

Если вы решили установить новую турбину, то возникает вопрос: какую же выбрать для этой моторной версии? На самом деле, главное, чтобы она была оригинальной, а не контрафактной, и имела разрешение Камминз на установку в моторе. Ещё одно условие — это чтобы устанавливалась именно та версия, которая разработана под эту серию. Модельный ряд ДВС Cummins огромен, поэтому и турбины могут сильно отличаться друг от друга. Не так уж редки случаи, когда водители закупают несовместимые устройства, причём обнаружить они это могут уже в процессе эксплуатации.

Турбины серии X:

Турбокомпрессор Cummins X Series 4955241 3104454 3104766 3104769 3104395 3104293 4951982 3104765 3104768

Турбокомпрессор Cummins X Series 4025027

Турбокомпрессор Holset HX60 Cummins 4955813

Такая же проблема может возникнуть при покупке турбин иных производителей, не включённых в технологическую цепочку моторопроизводства Камминз. Это могут быть достаточно качественные ТКР, но они не подходят под эти СА.

Ещё один важный момент — это производитель. Но все партнёры концерна занимаются изготовлением комплектующих мотора, включая турбонагнентатель, под строгим контролем моторопроизводителя и сдают продукцию под его требования. Поэтому принципиальной разницы между турбинами самого Cummins, Holset, FCEC и Mahle нет от слова «совсем». Считается, что у английского производителя Холсет немного лучше ротор, но это субъективная оценка нескольких моделей. Косвенно о качестве английской разновидности говорит статистика: именно Holset чаще всего устанавливается на заводские версии Камминз. Все эти ТКР изготовлены из высококачественных материалов и будут работать долго при соблюдении указанных правил эксплуатации. По возможности выбирайте турбину с изменяемой геометрией, выше мы объяснили её преимущества.

Подытоживая, можно сказать одно: турбокомпрессор в ДВС Камминз ломается не потому, что он некачественный, есть множество причин выхода из строя, но все они так или иначе связаны с недостаточным вниманием, которое уделяется его обслуживанию.