Почему ломается ТНВД в ДВС Камминз после летнего сезона?

Лето в российских регионах в этом году выдалось жарким во всех отношениях, традиционно автотехника используется на полную катушку во многих отраслях — сельском хозяйстве, строительстве, грузовых и пассажирских перевозках. На существенной доле транспортных средств установлен двигатель внутреннего сгорания американской компании Cummins, ставший после локализации практически родным, российским. Осматривая после сезона содержимое «движка» (что является верным, такие мероприятия обязательны после интенсивного использования), многие обнаруживают поломки и неисправности, после чего задаются вопросами: в чём причины, как отремонтировать и что предпринять для предотвращения подобных ситуаций. В материале мы разберём все особенности и постараемся ответить на запросы потребителей относительно одного из ключевых узлов — топливного насоса высокого давления (ТНВД).

Немного о Камминз

Прежде всего расскажем о самих силовых агрегатах, заслуживших популярность не только в России. «Американцы» считаются мощными, но экономичными моторами, ведь потребление топлива у них сведено к минимуму, а ходовые характеристики всегда на высоте, даже у моделей с небольшим весом и предназначенных для среднетоннажников. Поэтому они способны к длительной эксплуатации, в США есть примеры использования грузовиков с этими СА, которые выпущены ещё в послевоенное время. Конечно, многое зависит от интенсивности использования и климатических особенностей, но американские фермеры трудятся с сельхозтехникой, оснащённой Камминз, и в знойных прериях, и на территориях с северными морозами типа Аляски.
Другая особенность этих «движков», к которой долго и настойчиво шли разработчики — это универсализм, позволяющий упростить обслуживание и ремонт. Структура многих версий и модификаций отличается незначительно, большинство деталей заменяемы, широкая дилерская сеть раскинута по всему миру, поэтому везде можно найти запчасти для замены.
Специалисты американского концерна уделили достаточное внимание расширению ассортимента, поэтому в их линейке имеются СА для самых разнообразных сфер хозяйственной жизни — от аграрного и промышленного сектора до дорожно-строительного и лесозаготовочного направлений. Отдельно отметим их применение в промышленной энергетике, на их основе созданы мощнейшие генераторные установки, используются американские моторы и в малом судоходстве, и в других отраслях экономики.
Серьёзной вехой, давшей огромный импульс развитию концерна и его продукции, стало сотрудничество с немецкой фирмой Бош, благодаря которому была создана топливная система Common Rail. Её эффективность во многом объясняется внедрением новейших технологий производства, ключевую роль в системе играет отточенная взаимосвязь деталей, среди которых на первую позицию можно вынести топливный насос высокого давления (ТНВД).

Зачем нужен этот насос?

Горючее на цилиндры подаётся через форсунки, но в Коммон Рейл оно идёт под предельным сжатием, достигаемым через высокое давление. Благодаря ТНВД происходит и концентрация состава, в совокупности с действиями электроники происходят выбор времени впрыска, расчёт необходимого количества. Всё это делается, исходя из самой эффективной стратегии из возможных по вариативности. Кроме высочайшего давления, насос способен сделать впрыск прямым, а это тоже имеет свои плюсы — увеличивается скорость подачи, дизтопливо концентрируется.
Стоит отметить, что в деятельности ТНВД существенна роль подкачивающего устройства, топливного насоса низкого давления (ТННД). Только в паре они работают корректно, поэтому при неисправности действий первого следует проверить и второй, и наоборот.
Добавим только, что более ранние версии ДВС оснащались другими топливными системами, но в них тоже действуют данные насосы.

Причины неисправностей

Причины неисправностей ТНВД могут быть разными, но в применении к летней ситуации можно акцентировать внимание на перегревах техники и сезонной интенсификации труда. Это взаимосвязанные процессы, так как и без летней жары, и без увеличения продолжительности рабочего времени составляющие мотора страдают от раскаления свыше тысячи градусов по Цельсию. Конструкторы предпринимают все усилия, чтобы создать мощную систему охлаждения, в американском концерне жидкостный вариант дополнен вентиляционным обдувом, но влияние температурного фактора преодолеть полностью невозможно.
В дополнение к этому проводится тщательный подбор материалов, в СА «американца» много металлов с огнеупорными свойствами, увеличена доля молибдена, хрома, чугуна, которые по определению должны преодолевать эти воздействия, даже в резину и сверхпрочный пластик, где это необходимо, включены специальные добавки. Всё это применимо и к топливным насосам, но, будучи задействованы на топливе, они испытывают на себе влияние и абразивных веществ, само по себе горючее тоже способно разъедать составляющие.
Летние же температуры и интенсивный труд просто усугубляют ситуацию. Если техника простаивала большую часть года или была задействована по минимуму, в щадящем режиме, нет ничего удивительного, что летом у мотора начинают ломаться составляющие, в том числе и ТНВД. Отслеживая состояние системы охлаждения, не забывайте о необходимости использовать качественный хладагент.
Другая причина связана со спецификой насоса, использующего топливный состав, к качеству которого американские моторы очень требовательны. Экономить на нём нельзя, экономия достигается за счёт механизмов концентрации и сжатия ДТ, а покупать лучше качественный состав у надёжных продавцов. Но и в этом случае не всегда удаётся проконтролировать заливку, которая может включать в себя примеси и грязь, например, со дна цистерны, ведь тара не может обновляться каждый раз. Влияет даже состояние бака, который тоже невозможно вычищать после каждого опорожнения.
Именно поэтому в ТС предусмотрена система фильтрации, сами фильтры также нуждаются в своевременном обновлении. Обычно на Камминз ставят или производимый материнской компанией, или Флитгуард, но допустимы и другие варианты фильтров, главное, чтобы это был оригинальный продукт, а не подделка.
Ещё полезно установить сепарационное устройство: помимо удаления влаги, которая тоже негативно влияет на работу насоса, оно будет отфильтровывать крупную грязь и посторонние вещества. У Cummins есть такие устройства, совмещающие эти два процесса — фильтрацию и сепарацию, их установка выгоднее, чем по отдельности, но можно поставить и оба варианта. Лучшее место установки — под капотом, это будет создавать сепаратору дополнительную защиту.
Между тем, многие водители не озабочены выбором топлива, не особо их беспокоит и фильтрация горючего. В период сезонных работ они забывают о замене фильтров, которые надлежит менять вовремя. Всё это приводит к преждевременной поломке ТНВД и других составляющих ТС.
Неразбериха возникает ещё и с рекомендациями производителей, которые не учитывают российскую специфику. Например, по фильтрам официально устанавливается полугодовой интервал. Но при интенсивных работах он должен быть учащён как минимум вдвое. Некоторые и вовсе норовят заменить фильтры пакетами или приспособить вместо них самодельное пластиковое подобие. Такие полумеры неприемлемы в отношении составляющих ТС в Камминз.
Многое зависит и от специфики использования техники с СА. В сельском хозяйстве, например, или строительных организациях приходится работать практически без перерывов сутками напролёт, а у дальнобойщиков часто случаются поездки по бездорожью или трассам с плохим дорожным полотном. От увеличенных нагрузок детали насоса быстрее приходят в негодность.
Ещё одна группа причин поломок связана со смазкой. У насоса также есть составляющие, которые в ней нуждаются, причём она должна осуществляться в нужном количестве и хорошим, качественным составом, следует контролировать и работоспособность масляного насоса, и весь контур движения ГСМ. Многим известно, что у Камминз есть рекомендуемый состав, это марка Вальволайн, масло разрабатывалось с прямым участием специалистов концерна и проходило испытания на его технике. Но приобретать его тоже нужно в проверенных местах, у официальных дилеров, потому что на рынке немало недобросовестных продавцов, желающих продать фальсификат.
Но даже качественное масло, купленное в надёжном месте, нуждается в фильтрации, рекомендуемые интервалы замены фильтров те же, что и по топливу — раз в квартал.
Разумеется, мы привели далеко не все причины поломок ТНВД, основываясь на статистике сервисов, включили в список только наиболее частотные, но одна из сильных сторон СА Камминз, оборачивающаяся к пользователям своим неудобством — это тесная взаимосвязь составляющих. Если, например, имеются проблемы с распредвалом — насос тоже получит излишнюю нагрузку, которая будет постепенно выводить его из строя. У «американца» невозможно проблемы решать локально, одна будет тянуть за собой другую, поэтому лучше всего заниматься обслуживанием мотора комплексно, не допуская запущенности хотя бы основных узлов.

Рекомендации

В связи с вышеизложенных можно выдать следующие рекомендации, чтобы избежать глобальных поломок, связанных с ТНВД, они особенно актуальны в летний сезон.
Прежде всего, за насосом и другими составляющими мотора нужно следить. Дело не только в специально организованной диагностике, хотя и накануне, и где-то на экваторе сезона неплохо пройти осмотр в сервисе, желательно с применением компьютерной диагностики, так как не все проблемы можно выявить визуально. Но это не отменяет и наблюдений за работой устройства.
Второе — это соблюдение режима, технике нужны технологические перерывы. Даже если ваша деятельность не терпит простоев, лучше заглушить мотор на минут 10-20, чем встать в конце смены на период ремонта. Ещё помогает отключение неиспользуемых систем, когда они не востребованы.
Все дефекты следует устранять без промедлений, потому что они распространяются по узлам с высокой скоростью. Речь идёт, например, о коррозии. Потребуется замена детали или всего насоса — обращайтесь только к официальным дилерам, так как слишком часто приходится менять «движок» из-за того, что он испорчен посторонними включениями. В этом случае вы будете также лишены права на гарантийное обслуживание, ведь самовольно внесли изменения в конструкцию.
Наконец, если сезон вы отработали с нормально функционирующим насосом — проверьте его после, ведь нагрузка наверняка была приличная.