Почему проблемы поршня в двигателе Cummins M приходится решать при капремонте?

Двигатель американского производителя Камминз часто встречается в России и странах постсоветского пространства. Во многом это объясняется наличием СП Камминз Кама в Татарстане, немало сил приложили и сами американцы, раскинув широкую дилерскую сеть по всему миру. Как бы то ни было, этим «движком» оснащаются ГАЗели, КАМАЗы, сельхозтехника и дорожно-строительная, их можно заметить даже на судах малого судоходства и в промышленной энергетике.

Один из лидеров продаж — мощный силовой агрегат Cummins M. Его эксплуатационные характеристики настолько привлекательны, что им зачастую оборудуют и технику, на которой ранее стоял ДВС совсем другого производителя. Мощность и неприхотливость этого СА играют с автовладельцами злую шутку: используя транспорт по полной, они и не замечают, как дело доходит до капитального ремонта. И это нормально, ведь шанс спасти «движок» — это возможность и дальше пользоваться автотехникой.

Зачастую при этом приходится менять поршень, а то и всю поршневую группу. В статье мы разберём, почему так происходит, и что с этим делать.

Характеристика и преимущества серии

В семейство Cummins M входит несколько модификаций, у каждой из них есть свои отличия, но они объединяются единым конструкторским замыслом и несколькими преимуществами, характеризующими эти «движки» как мощные, выносливые, экономичные и неприхотливые.

Например, по задумке создателей у этих силовых агрегатов увеличена тяга, что позволило нарастить и ресурс. Особое внимание было уделено и расходу горючего, что сделало эти двигатели экономичными. По традиции, были заложены особые материалы, что повысило износостойкость. В отличие от большинства других модификаций, здесь упрощено устройство и сведено к разумному минимуму число электронных приборов, поэтому водителям, привыкшим к обычному управлению, проще обращаться с ними.

Как и у других моделей Камминз, в большинстве случаев водители могут использовать этот двигатель в течение всего заявленного эксплуатационного периода практически без ремонта. Пользователи с северных и южных окраин отмечают, что техника с этим мотором легко переносит и мороз, и зной, отлично работает она и в горных местностях.

Мощность отдельных модификаций, таких как ISM и QSM, доходит до 400 «лошадок» с моментом кручения в 1898 Нм, этому способствуют четыре или шесть цилиндров на четырёх тактах. Некоторые из разновидностей этого мотора входят в число самых экологичных, их уровень соответствует Евро-3 и Евро-4.

Удобен двигатель и в обслуживании, так как все узлы компактно размещаются внутри. Вес двигателя доходит почти до 1000 кг, но эта брутальность — плата за достигаемую мощность и другие показатели, она нисколько не мешает в повседневной деятельности.

Характеристика узла

Поршень в СА Cummins нельзя рассматривать изолированно от других составляющих мотора, особенно тесно взаимодействует он с прочими участниками цилиндропоршневой группы, именно поэтому их объединяют в неё.

Роль поршня заключается в трансформации газовой энергии, далее он передаёт её шатуну, а от него она уходит на коленчатый вал. Активным действием тот запускает колёса. Поэтому для продуктивной деятельности поршня необходимы работоспособные и функциональные элементы, которые мы перечислили, а также, например, кольца, пальцы. Кольца препятствуют маслоутечкам, они же не дают пройти газам в картер. Соединяя без жёсткой фиксации шатун и поршень, палец позволяет перемещаться моменту и силе от одного к другому, и обратно.

Почему ломается поршень?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что причин поломок немало, многие из них связаны и с неисправностями других узлов. При этом стоит учитывать, что поршень — один из самых крепких в числе значимых узлов, но только если он не является подделкой, потому что случаи постановки контрафакта в Камминз не так уж редки.

Учитывая условия, которые складываются в силовом агрегате, и нагрузку, которую несёт на себе поршневой компонент, американский концерн старается подбирать под него особые металлы, среди них фигурируют и чугун с модификацией, сталь с легированием, хромомолибденовые сплавы.

На поршень воздействуют высокие температуры, давит воздушный пресс, его разъедают абразивные вещества. Опасна и коррозия, которая начинается с небольшой ржавчины, поэтому стоит уделять особое внимание осмотру состояния узла. При этом, как правило, все проблемы берут своё начало не в первый год эксплуатации, а тогда, когда начинается игнорирование появляющихся симптомов предстоящей поломки. Прежде всего, страдает прикладная номенклатура — те же пальцы, кольца, вкладыши и прокладки. Когда на капремонте производят детальный осмотр со снятием узлов, то иногда выявляется, что у некоторых даже отсутствуют болты. Такого пренебрежения мотор не прощает, поэтому нужно внимательно отслеживать состояние практически ежедневно. Только у начинающих водителей и механиков это занимает много времени, для опытных такой мониторинг просто входит в привычку, они, что называется, живут со своим «движком» «на одной волне».

Крепкость поршня в СА Камминз, обеспечиваемая спецметаллами, имеет и другую сторону медали: деталь остро нуждается в качественной смазке, а это, в свою очередь, требует и хорошего масла, и отлаженной системы маслоподачи с отсутствием утечек и продуктивно функционирующим насосом.

Для наилучшей смазки концерн-моторопроизводитель разработал собственный состав, который рекомендуется для его двигателей, эта марка называется Вальволайн, её мы тоже реализуем, как и комплектующие к моторам.

Когда детали ЦПГ не получают должную смазку, они преждевременно истираются и приходят в негодность, с этим зачастую связаны и поломки самого поршня.

Как уже говорилось, неисправности поршня неотделимы от проблем, возникающих в других узлах. Поэтому, например, стоит уделить особое внимание форсункам, так как возникающий в ЦПГ нагар зачастую обусловлен протечками топлива, от этой липкой массы, в которую включаются и посторонние вещества, и грязь, поршень быстро приходит в негодность.  

Пути исправления ситуации

На самом деле, путей исправления ситуации с поршнем в двигателе Cummins M не так много: это либо ремонт, либо замена. Как правило, рекомендуется поставить новый компонент, но так происходит только потому, что проблема не была решена вовремя. Отремонтировать поршень на ранней стадии реально, если вовремя продиагностировать неполадки.

Но обычно до него доходят руки при «капиталке», а там неисправности имеют запущенный характер. Специалисты настоятельно рекомендуют осуществлять замену поршня в ходе мероприятий по капитальному восстановлению двигателя, даже если он находится ещё в относительно исправном состоянии, потому что это удобнее, а обновление всё равно понадобится в течение ближайшего года. Конечно, это не касается тех случаев, когда поршень менялся не так давно, но обычно в этой ситуации с новым узлом не ездят.

Итак, если всё же есть необходимость или рекомендация специалистов-сервисников по замене поршня, следует ответственно подойти к вопросу выбора узла. Нельзя экономить на этом важном компоненте, его роль слишком велика, чтобы пытаться поставить низкопробное изделие кустарных производителей или откровенный контрафакт. В тех случаях, когда водители всё же ставят дешёвый, купленный по случаю поршень, он не только выходит из строя в первые же месяцы, но это отражается и на всём моторе, который быстро исчерпывает ресурс.

Иногда эксплуатанты пользуются технической возможностью поставить очень качественный, но предназначенный для других силовых агрегатов, поршень. В этом случае его приходится менять из-за несовместимости, которая обнаруживается через те же несколько месяцев.

Только легально производимый, имеющий разрешение на установку в Cummins M поршень можно поставить вместо выбывшего из строя. Лучшее место для его приобретения — это сайт официального дилера, потому что распространение лицензированной продукции концерна — условие соответствующего договора.

Сама процедура замены несложна, но новичку лучше обратиться на СТО, потому что нужно иметь всё-таки минимальные навыки обращения с техникой. Демонтажные работы могут отличаться в порядке действий, потому что в серию Cummins M входят несколько разных модификаций ДВС, но в целом общая схема предполагает съём одних и тех же узлов.

Например, нужно вынести аккумуляторные кабели, слить масло, снять щуп с трубой и поддон с прокладкой, которую надлежит заменить. Далее снимают форсунки охлаждения поршня, сливают хладагент и демонтируют ГБЦ. Потом — сложная операцию по повороту коленчатого вала, поршни должны находиться ниже колец. Каждый поршень следует пронумеровать относительно цилиндра, только после этого можно довернуть коленвал к нижней мёртвой точке, а после этого снимать и шатун. У шатуна обязательно меняется вкладыш, затем снимают сам поршень вместе с пальцами и кольцами.

Устанавливая поршень на шатун, завершают операцию постановкой пальцев и колец. Далее — всё в обратной последовательности, но верхняя часть поршня после постановки шатуна должна смотреть на перед двигателя. Для проталкивания поршня в цилиндр используют специальное приспособление. Шатун же в итоге смотрит на собственную шейку. Не забудьте поставить под крышку новый вкладыш.

Вместо заключения

Таким образом, провести капитальный ремонт в двигателе Cummins M без замены поршня — практически нереально, а если его не менять, то и мероприятие можно считать незавершённым, что через некоторый период выльется в необходимость обновления. Исключение — случаи, когда поршневой компонент менялся в последние год-два максимум, в остальных случаях рекомендуется поставить новый поршень. Процедура замены схематически описана в статье, но мы порекомендуем внимательно следить не только за состоянием ЦПГ, но и взять на особый контроль систему смазки, в особенности нужно отслеживать состояние труб, шлангов и насоса. И не забывайте о качестве моторного масла, лучше взять Valvoline, но в крайнем случае подойдут и другие марки, только состав должен быть оригинальным и высокосортным.

Ещё многое зависит от качества топлива, потому что с плохим горючим узлы выходят из строя быстрее, нагрузка падает и на ЦПГ. Поэтому вовремя меняйте фильтры.