Сальники в моторах Cummins: почему текут и как поменять

Качество двигателей Cummins не подвергается сомнениям в водительской среде, поэтому их предпочитают устанавливать на большом спектре автотехники, от сельскохозяйственной и строительной до используемой в пассажирских перевозках и обслуживающей промышленные объекты, индустрию самого различного профиля. Но это качество не отменяет возникновение проблем, решение которых позволяет продолжать использовать ТС с силовыми агрегатами долгое время. Одна из частых проблем, возникающая у обращающихся в автосервисные мастерские, связана с такой деталью, как сальник. О том, что это, и зачем он нужен, различиях и типологии, неисправностях и технологии замены — читайте в нашем материале.

Что такое сальник, и какие они бывают

Сальником именуется деталь, созданная в двигателе для возможности обеспечить герметичность соединения других запчастей со свойствами подвижности. Из этого определения видно, что назначение детали может быть различной, ведь во многих местах мотора может возникнуть такая необходимость. Сальник обеспечивает её за счёт уплотняющих свойств. Но при этом он отличается от прокладок, так как эффект достигается гидромеханическим мениском, а не простым заполнением пустот резиной. Для этого у него имеются насечки на кромочной поверхности, которая также выполняется в особой форме, есть разновидности с рельефным оформлением. И то, и другое позволяет добиваться отталкивания маслянистых жидкостей, но самому сальнику, как и другим узлам, также нужна обильная, но не чрезмерная смазка, иначе происходит его прогорание.

В структуре данного компонента обычно выделяют:

  • корпусную часть;
  • шпиндельную ось, проходящую через весь корпус;
  • материал для уплотнения, помещаемый в защищающую его оболочку.

Прижим уплотнителя к оболочке осуществляется двумя видами крепежа — накидной гайкой и анкерными болтами.

В производстве деталей для моторов Камминз используются только высококачественные материалы с термостойкими качествами, поэтому и сальники для них изготавливаются с учётом этих требований.

В соответствии с поставленными задачами выделяют сальники, располагаемые в:

  • коленвале, среди которых есть располагающиеся на передних и задних позициях;
  • области масляного насоса;
  • различных частях мотора для балансировки.

Коленвальные сальники также именуют коренными, так как прослеживается их связь с коренными вкладышами и другими основными узлами. Сальники не являются взаимозаменяемыми деталями, у каждого из них собственная задача, поэтому при замене нужно учитывать маркировку и соответствие тому или иному артикулу. Например, коленвальный сальник для задних позиций предназначен для установки в моторах Cummins серий QSM, M11, L10, его артикул 3883620. Или передний сальник коленвала с артикулом 3937111 устанавливается в двигателях серии B.

Почему приходится менять

Несмотря на высокое качество оригинальных сальников Камминз, их всё-таки приходится менять после выработки ресурса или в результате высоких нагрузок, а также ошибок при установке и эксплуатации. Среди ошибочных действий, например, может быть использование не предназначенных для установки предметов бытового назначения, иногда водители могут воспользоваться, например, кувалдой, повреждая сальники и смежные детали. Замену также приходится проводить, если установлены контрафактные детали, причём с ними это происходит чаще.

Основные причины выхода из строя связаны с высокотемпературным режимом работы в сочетании с высоким давлением, воздействием абразивных веществ, все эти факторы постепенно способствуют разрушению составляющих мотора, и сальник здесь — не исключение. Помочь в противоборстве с ними способны только меры профилактического характера, тщательная диагностика и наблюдение за состоянием моторных узлов.

Главная проблема, которая заставляет обратить внимание на сальник — это его протекание: то есть запчасть не справляется с поставленной задачей герметизации, и масло вытекает, далее оно может прогореть. Как правило, в этом случае сальник уже неработоспособен, и ремонтировать его поздно. Поэтому стоит присмотреться к другим узлам для устранения возможных причин, которые приводят к неисправностям. Чаще всего проблемы кроются в:

  • картере, где излишнее давление газов приводит к выдавливанию сальника;
  • самом коленвале, где образуется утечка масла;
  • поддоне, который недостаточно хорошо справляется с задачей маслосбережения;
  • масляном насосе, неработоспособность которого нарушает циркуляцию и приводит к излишней нагрузке в самых различных местах.

Сальники текут и в случае забивания рециркуляционной системы газов. Чем бы ни была вызвана поломка, медлить в этом случае нельзя, так как залив масла будет распространяться на другие узлы, в то время как какие-то компоненты пострадают из-за нехватки смазки. Поэтому предпринимают попытки ремонта, но чаще всего деталь приходится менять.

Технология замены коленвального сальника, расположенного спереди

Операции по замене сальников лучше проводить, имея под рукой необходимый инструмент и избегая действий с его заменителями, которые могут нанести повреждения. Поэтому пригодятся:

  • головки с торцом 15 и 18;
  • ключи — 10, 12, 15 и 17 мм;
  • оправка, ею центрируют зависимый диск сцепления;
  • отвёртки с молотком.

Операцию проводят в смотровой яме или на подъёмном устройстве. Предварительно нужно слить ОЖ. Далее демонтаж старого сальника проводят следующим образом:

  • убирают радиаторное устройство и интеркулер, ременной механизм привода допагрегатов;
  • съёму подвергают также вентилятор и его муфту, для этого сначала придётся отвернуть опорные механизмы от оси;
  • чтобы снять коленвальный шкив, крепление которого держится на трёх болтах, их следует выкрутить, а потом вынуть пластинку прижима, тогда шкив будет легко выниматься;
  • сальник из маслонасосного корпуса можно попытаться достать при помощи отвёртки, просунув её под него, но это получается не всегда.

В некоторых сальниках, например, на коленвале в передней позиции ISF2.8, есть специальные пазы с отверстиями, сверху на них одеты вкладыши из резины. С их помощью можно снять сальник, если операция по поддеванию отвёрткой оказалась неудачной. Если на вашем сальнике таких отверстий нет, то их придётся просверлить. Чтобы отверстия были видны лучше, можно слегка увеличить их при помощи шила. Для съёма сальника при помощи этих отверстий нужно вставить в них винты 3,5 на 20 мм, далее воспользоваться монтировкой, у которой раздвоены концы.

После извлечения сальника вытекшее масло с коленвала следует удалить при помощи растворителя, а затем провести воздушную сушку.

Чтобы поставить новый сальник, его предварительно промасливают, воспользовавшись поставляемой оригинальной оправкой, входящей в комплект, помещают деталь, развернув рабочей поверхностью внутрь мотора, в картер шестерёнок распределения, которые располагаются спереди. Глубина помещения должна соответствовать торцу картера. Если посадка получается неплотная, можно взять пластмассовый молоток или киянку и несколько раз постучать по краям — деталь должна войти окончательно.

Снятые предварительно запчасти устанавливаются в обратном порядке.

Технология замены коленвального сальника, расположенного сзади

Принципиальных различий в замене сальников нет, но у них есть разное размещение, поэтому технологии различаются. В случае с коленвальным сальником, располагающимся сзади, последовательность действий следующая:

  • предварительному демонтажу подвергают КПП, сцепление и маховик;
  • пытаются поддеть сальник отвёрткой, в случае неудачи используют просверленные отверстия и вставленные в них винты, применяя монтировку с раздвоенным концом, вынимают его;
  • промасливают новый сальник по кромке;
  • помещают устанавливаемую деталь в гнездовую часть маховикового картера, развернув рабочей поверхностью внутрь силового агрегата, используя входящую в комплект оправку.

При неплотном прилегании детали можно также аккуратно постучать по её краям пластмассовым молотком или киянкой. Снятые КПП, сцепление и маховик устанавливаются в обратной последовательности.

Иногда возникает проблема, если по какой-то причине был утерян или отсутствует оправочный элемент из пластика. В таком случае можно воспользоваться старым сальником, но лучше приобрести новый.

По окончанию сборочных работ поставленную деталь следует протестировать. В данном случае признаком работоспособности сальника является отсутствие посторонних звуков в коленчатом вале при заведённом двигателе. Он должен работать со свободным вращением, без всяких затруднений.

Варианты в разных двигателях

Типовая технология замены сальников приведена по примеру двигателя ISF2.8, она не имеет принципиальных различий с другими моторами, но есть небольшие нюансы, на которых остановимся коротко.

Например, для того чтобы добраться до сальника в двигателе 6ISBe, приходится дополнительно к интеркулеру, радиатору и вентилятору снимать также шкив. И он в данном случае держится на шести крепёжных элементах, которые по очереди выкручивают. Ремень у этой версии мотора снимать необязательно.

В других версиях тоже может быть другое количество крепёжных элементов, а также могут отличаться узлы, подлежащие предварительному съёму. Но в целом придерживаются приведённой схемы. В крайнем случае вместо пластмассового молотка используют обычный, но удары делают небольшие, осторожные, чтобы не повредить деталь. А ещё лучше попробовать новую переустановку.

Заключение

Таким образом, сальник выступает в моторах Камминз в качестве уплотнителя на соединяющих детали местах, но это уплотнение является подвижным за счёт гидромеханического мениска. Основное назначение этой детали связано с работой коленвала, поэтому имеются задние и передние сальники, именуемые также коренными. Под действием неблагоприятных факторов и атмосферы, складывающейся в двигателе, а также высоких нагрузок и допускаемых ошибок при эксплуатации, сальники могут разрушаться и не выполнять свою герметизирующую функцию, масло начинает протекать. В этом случае сальник нужно заменить, технология замены описана отдельно для передних и задних разновидностей. Обычно сальник поддевается отвёрткой, но на случай неудачи здесь разобраны варианты запасных решений.

Чтобы в дальнейшем сальники служили дольше, нужно уделять внимание диагностике и наблюдать за их работой, также стоит прислушиваться к шумам в коленвале и следить, чтобы его вращение было свободным. Заливка качественного оригинального масла также является профилактической мерой для этого и других узлов. Кроме того, следует обратить внимание на работоспособность масляного насоса и других компонентов системы смазки. При необходимости замены используют оригинальные запчасти, по вопросам подбора у нас имеются бесплатные консультации.