Восстанавливаем мощность Cummins — разбираемся с турбиной

Автотехника с устанавливаемыми моторами Cummins рассматривается как приоритетная, в том числе из-за своей мощности, которую, в свою очередь, обеспечивают эти силовые агрегаты и встраиваемые компоненты. Одним из многофункциональных является турбокомпрессор, увеличение мощности — отнюдь не единственная задача этого узла. Но иногда, в поисках потери эксплуатационных характеристик, следует разобраться в причинах снижения работоспособности турбокомпрессора. В этой статье они будут подробно разобраны с указанием путей исправления ситуации.

Для чего нужна турбина

Турбокомпрессор в силовых агрегатах Камминз является турбонаддувным компонентом, дополнительно подающим воздушную массу, идущую в цилиндры. Это и позволяет повышать мощностные показатели практически в полтора раза, так как топливо получает усиленную воздухоподачу. Чтобы траектория движения не была затруднена, предусматривают размещение ТКР в непосредственной близости к мотору.

Структурно турбина состоит из корпуса с колесом компрессии, вала, клапана, через который проходит перепуск, собственно турбинного колеса, его также именуют термином «турбина» в узком смысле слова. Имеются также подшипники, их количество может быть разное. Внутри корпуса можно рассмотреть устройство для забора воздуха с фильтрующим компонентом, заслонку дросселя и интеркулер. Примыкает к ним и коллектор выпуска.

В обиходе бытуют такие наименования ТКР, как «улитка», «моллюск», «ракушка», потому что действительно есть внешнее сходство с этими представителями животного мира, по нему можно сразу определить её наличие, если плохо знаком с двигателем. Источник энергии, дающий турбокомпрессору осуществлять собственные функции, заключается в газах, которые образуются при выхлопе. Именно их преобразование позволяет ТКР:

  • увеличивать мощностные показатели силового агрегата;
  • способствовать наращиванию крутящего момента, который также важен для ТС;
  • занижать токсичность выхлопов, приближая их к тому или иному уровню экологических стандартов;
  • экономнее расходовать дизтопливо.

Водитель автомобиля с турбокомпрессором чувствует себя свободнее — проще идёт торможение, снижается потребность в переключении передач.

Причины неисправностей и как их обнаружить

Несмотря на высокое качество встраиваемых в моторы Cummins турбокомпрессоров, со временем водитель может обнаружить снижение эксплуатационных характеристик, и прежде всего — мощности. Это сподвигает к поиску причин, среди которых могут быть и неисправности ТКР. Среди признаков, по которым можно догадаться, что дело в турбине, отмечают следующие:

  • сам турбонагнетатель издаёт нетипичные звуки — свистит или шумит с нарастающим гулом;
  • на выхлопе дым окрашивается синеватым оттенком;
  • двигателю нужно больше масла;
  • наддув идёт со сниженным давлением.

Дело в том, что система смазки деталей не всегда работает корректно в случае использования низкокачественных маслосоставов, ГСМ могут подвергаться загрязнениям, для их очистки используются фильтры, которые нужно регулярно менять. Многие полагаются на официальные рекомендации, но на деле засор может возникнуть гораздо раньше, поэтому фильтрацию нужно постоянно контролировать, отслеживая момент, когда замена фильтра станет необходимой. И в случае, когда масло поступает на узлы по той или иной причине некачественное, с примесями, его не хватает — это первое, почему турбина теряет работоспособность.

Другая причина связана с первой — колесо компрессии, так же как и роторное, испытывает воздействие твёрдых частиц. Наконец, возможно механическое повреждение турбокомпрессора, например, в результате ДТП. Также бывает, что расшатавшиеся болты на любом из узлов приводят к их сдвигу, результатом которого становятся удары по ТКР. Не стоит забывать, что при ускорении сила удара увеличивается.

Ещё хуже, если изменения в состоянии турбины идут постепенно, в этом случае нужно отслеживать мощность автомобиля, потому что её падение почти всегда связано с ТКР.

Причина может скрываться, например, в катализаторе, при загрязнении которого турбокомпрессору приходится усиливать сопротивление, что приводит к изнашиванию его частей. Следует осмотреть клапан с электромагнитом, который ответственен за создание вакуума — его выход из строя тоже отрицательно сказывается на состоянии турбонагнетателя. Ещё одно возможное место утечек — впускной тракт, из-за этого происходит потеря мощности. Иногда для обнаружения дефекта достаточно проверить масляный шланг, ведущий к ТКР: его пережим заблокирует маслоподачу, и всё пойдёт не так, как должно быть.

Имеет значение и стиль вождения, резкие наборы скорости и торможения заставляют газопоток после отработки пропускать клапан, это нарушает привычный ритм работы ТКР. Ещё один совет бывалых автомобилистов связан с отслеживанием задымления — изменение расцветки всегда является поводом для проверки многих узлов, в т.ч. турбины.

Обнаружение всех этих неисправностей становится поводом для ремонтных работ, которые обычно заканчиваются сменой турбокомпрессора. Так происходит прежде всего потому, что обращения слишком поздны для исправления ситуации, а устройство сложно для единичной замены компонентов, менять приходится многое, это становится невыгодным. Проще заменить весь узел целиком.

Что будет при продолжении эксплуатации неисправной турбины

Коварство поломки турбины в том, что машина будет продолжать ездить с меньшей мощности, катастрофически продолжая её терять. Именно поэтому водители могут не обращать внимание на данный фактор. Но очень быстро такая неисправность скажется на состоянии других узлов. Усилившаяся нагрузка выведет из строя гильзы БЦ, вкладыши, поршни с кольцами. Крупномасштабный ремонт влетит в копеечку.  

Выбор турбины

Прежде чем устанавливать новую турбину взамен неисправной, следует приобрести новую. Как и в других случаях, покупку этого компонента лучше совершать у официального дилера, мы относимся к их числу. Приобретение самодельных и фальсифицированных товаров в автосфере слишком опасно, чтобы пытаться сэкономить: такая экономия может закончиться ДТП, в лучшем случае они просто выйдут из строя преждевременно. К тому же компании, которые работают с производителями напрямую, нивелируют эту экономию в ноль — у нас почти также дёшево, но с гарантией.

Другой момент — это выбор производителя. На Камминз можно поставить только Камминз, а в отношении турбокомпрессоров — это продукт его официальных партнёров (Mahle, FCEC, Holset). Но и у самого концерна есть собственные турбины. Тут, в принципе, разницы нет, потому что Cummins тщательно контролирует приёмку продукции, поставляемой на силовые агрегаты, они все качественные, но у каждого наименования есть свои нюансы и различия. Но постановка турбины посторонних, не связанных с моторопроизводителем компаний, уже не гарантирует её совместимости с силовым агрегатом. Также важно учитывать серийность как двигателя, так и турбины. В каталогах всегда указывается, для какого конкретно двигателя предназначен тот или иной ТКР. И у нас вы всегда можете уточнить этот вопрос у консультантов, они осуществляют подбор бесплатно.

Итак, на моторы Камминз рекомендуется устанавливать турбины:

  • Cummins;
  • Holset;
  • Mahle (под брендом Clevite);
  • FCEC.

В качестве примера приведём ТКР производства FCEC — HX55W устанавливается на двигатель QSM, обеспечивая его мощностные показатели (до 400 л.с. с 1898 Нм). Другая турбина HE351W для серии B производится компанией Холсет, она позволяет этим «движкам» развивать мощность до 350 л.с. с моментом кручения 881 Нм.

Технология замены турбины

Если турбина для замены приобретена, то нужно осуществить демонтаж старого образца и монтаж нового. Разберём последовательность действий на примере ISF 2.8, эти моторы часто можно встретить на ГАЗелях и других моделях нижегородского автопроизводителя.  Съём старой конструкции производят следующим образом:

  • убирают проводку с «минуса» АКБ;
  • снимают фильтр для воздуха и рукав его подачи;
  • чтобы демонтировать трубопровод и упростить доступ к ТКР, необходимо добиться ослабления хомута с креплением на нём;
  • съёму также подлежит переходное устройство патрубка турбины, оно крепится болтами, их откручивают ключом;
  • аналогично поступают и с переходным устройством на соединении турбины с охладителем;
  • масляный шланг крепится на держателе, их нужно снять с вывинчиванием болтов, не забыв демонтировать наконечник и уплотняющие шайбы;
  • из подшипника необходимо убрать крепление фланца трубы для топливного слива, сняв также саму трубу с ТКР;
  • в завершение остаётся открутить крепление, соединяющее турбину с коллектором выпуска;
  • теперь можно снимать саму турбину, она свободно вынимается без лишних усилий.

Перед съёмом штуцеры и рабочие поверхности лучше предварительно зачистить, а в местах, где турбокомпрессор соединяется с коллектором выпуска, нанести специальный состав типа WD-40 — он упрощает демонтаж, улучшая взаимодействие деталей и препятствует их повреждению.

Перед установкой новой турбины заменяются все прокладочные материалы, в том числе на переходном устройстве и на соединении ТКР с коллектором выпуска. При монтаже производят те же действия, что и при демонтаже, но в обратном порядке. Не забываем смазывать шпильки крепежа смазкой с содержанием графита, затягиваем крепление турбонагнетателя с выпускным коллектором усилием, соответствующим 24 ньютон-метрам. После монтажа и подсоединения демонтированных узлов и деталей осуществляем тестовый запуск, убедившись в отсутствии посторонних звуков и возвращении потерянной мощности.

Приведённая схема съёма и сборки — типовая для Камминз, независимо от модификации двигателя и турбины, но могут быть различия в типах крепежа.

Заключение

Таким образом, для восстановления утраченной мощности мотора Cummins практически всегда следует искать причину в турбокомпрессоре. Функционал этого узла широк, но основными его задачами являются дополнительное увеличение мощности, разгон крутящего момента и обеспечение топливной экономии. По приведённым признакам вы сможете распознать наличие неисправности в турбине, игнорировать их нельзя, так как вследствие тесного взаимодействия узлов в некоторых из них тоже будут возникать дефекты. Внимательное наблюдение за работой турбины может позволить уловить первые признаки её неисправности, но обычно поломку замечают слишком поздно, поэтому деталь приходится менять.

Технология замены приведена для версии силового агрегата ISF2.8, но её типичность позволяет экстраполировать действия и на другие разновидности. Выбирая турбокомпрессор, можно останавливаться только на продукции, одобренной моторопроизводителем, так как лишь она гарантирует совместимость и качественную работу с двигателями американского концерна. В нашем ассортименте можно подобрать ТКР для любых модификаций, некоторые из них применяются и в силовых агрегатах других компаний (Скания, Вэйчай и др.). Огромный выбор позволяет также найти и другие комплектующие для двигателей, подбор и консультации бесплатны.