Неисправности генератора в ДВС Cummins и способы их устранения

Силовые агрегаты Камминз распространены повсеместно, их можно встретить на различной автотехнике любого сектора экономики. Например, если мы проедем по аграрным регионам, то, наверное, в половине случаев комбайны, тракторы и косилки будут укомплектованы именно этим двигателем. Трассы полны тягачей и магистральников с американским мотором. На стройках и в лесных хозяйствах трудятся самосвалы и другая техника с Cummins. Этот выбор объясняется просто: данный ДВС неприхотлив в обслуживании, отличается мощностью и потребляет минимальное количество топлива с максимальной эффективностью. В списке его достоинств также широкая сервисная сеть и огромный выбор запчастей, поэтому его просто ремонтировать.

И всё же у него могут быть поломки, некоторые из них связаны с таким компонентом, как генератор. Наша статья расскажет подробнее о них и предоставит способы устранения с рекомендациями по увеличению продолжительности эксплуатационного срока.

О том, какое значение имеет генератор

Генератор для двигателя внутреннего сгорания имеет огромное значение, так как он вырабатывает электроэнергию, которая необходима во многих местах и узлах мотора. Без генератора будет невозможно даже зарядить АКБ, не будет функционировать, например, воздушный компрессор. Уже несколько десятилетий основные процессы в силовых агрегатах регулирует электронный блок управления (ЭБУ) — для работы ему необходимо электричество. Сам «движок» запускается стартёром, который тоже запитан на потребление электроэнергии. От генератора питаются насосы и другие узлы.

Но выработка электроэнергии в генераторе происходит не извне, а при помощи существующих компонентов: вращение коленчатого вала запускает механику, которая преобразуется генераторным устройством в электроток. Привод от одного вала к другому, включённому в конструкцию генератора, осуществляет ременной механизм. У генератора есть также:

  • выпрямитель;
  • схема;
  • ротор;
  • корпус.

Неисправности и их причины

Причины возникновения неисправностей у генератора обычно вытекают из включаемости в общий процесс формирования эффективности мотора. Следовательно, он не может избежать и факторов, воздействующих на другие составляющие силовой установки. Поэтому он может испытать и перегрузки, которые возникают от высоких температур, давления, длительной работы. Для того чтобы его «не вырубало» сразу, в системе имеются предохранители. Но со временем они могут не выдержать, тогда генератор становится неисправным. Проблема ещё заключается в том, что, в отличие от других узлов, охлаждение этого затруднено наличием электроэнергии, которая исключает контакт с водой. Поэтому подача ОЖ возможна в ограниченном объёме на локальные участки, например, вал.

Вращающиеся металлические запчасти всегда требуют смазки, в двигателе в этой роли могут выступать как топливо, так и масло, но они должны проходить по отдельным контурам, без смешения. Если линии, по которым передаются ГСМ, имеют утечки, это отрицательно сказывается на многих узлах, включая генератор. Для смазки можно использовать только высококачественное масло, горючее тоже должно быть без примесей. Насчёт масла у Cummins есть официальная рекомендация — Valvoline, она выдана на основе многочисленных тестирований, по запросам концерна организовывались исследования, которые стали основанием для внесения изменений в состав. По топливу можно посоветовать только поиск хороших мест, где дорожат репутацией. Плюс, конечно, фильтрация. Дополнительно можно установить сепаратор или воспользоваться моделью, совмещающей два устройства в одном.

Электроника всегда завязана на проводах, которые имеют свойство обрываться. Чтобы этого не произошло, нужно, во-первых, ставить качественную проводку, она может быть только у официальных дилеров концерна. Конечно, есть и другие известные производители, но только сам Камминз и его официальные партнёры могут учесть все нюансы конструкции этого силового агрегата. Во-вторых, состояние проводки необходимо отслеживать, находя обрывы и загибы, которые могут к ним привести. В случае обнаружения первых нужно заменить провод, не пытаясь самостоятельно восстановить его целостность, помня о том, что для условий в ДВС производитель применяет материалы, которых у вас просто нет. Залатать проводку можно, но качество ремонта будет соответствующим, провод оборвётся снова. И произойти это может в неподходящий момент.

Из распространённых неисправностей генератора можно также отметить:

  • отказ в регуляции напряжения с поломанным выпрямителем или без такового;
  • изношенные кольца и щётки;
  • замкнувшую обмотку.

Иногда причина скрыта в подшипниках — они изнашиваются, теряют форму или ржавеют. Во всех этих случаях деятельность генератора может быть прекращена, ток перестаёт вырабатываться, что прежде всего отражается на стартёре — возникает невозможность запуска мотора.

К составляющим генераторного устройства, нуждающимся иногда в замене с целью восстановления его работоспособности, можно отнести и шкив, повреждение или изношенность которого мешает осуществлению функции выработки энергии. Приводным элементом обычно является ремень, а у него важна степень натяжения: если она мала, то передача момента не осуществляется, при сильном натяжении быстро наступает изношенность, которая также не даст генератору выполнить поставленную задачу по созданию энергопотока.  

Симптоматика неисправного генератора

Обнаружить полностью неисправный генератор достаточно легко — он просто не включится, требующие его устройства будут обесточены. Но в этом случае не исключены временные неполадки, которые можно устранить. Возможно, это сработали предохранители. Или произошло короткое замыкание. Однако начавшиеся проблемы с устройством, скорее всего, будут усугубляться, поэтому при повторении ситуации нужно или менять сам генератор, или устранять причину.

Неисправный генератор гудит и издаёт нехарактерные для него звуки. Зарядка АКБ идёт слишком медленно, а иногда и ускоряясь без всяких причин. При этом контрольная лампа может мигать, сигнализируя о неисправности. Фары могут светить слишком ярко, увеличивая расход энергии. Может произойти и обратное — энергии генератора не хватает, и свет фарных огней становится тусклым. Электроприборы, запитанные на устройство, выдают сбой, обнуляются и часто прекращают работу. Так как клаксон тоже обычно питается от генератора, то у него может отсутствовать или стать слишком тихим звук.

Выбор устройства для двигателя

Генератор на ДВС Cummins следует выбирать лишь из тех, что предлагаются его официальными дилерами. Покупка дешёвой подделки может дорого обойтись, так как такие компоненты быстро выходят из строя, а также могут спровоцировать аварию. Генераторы, произведённые для моторов других производителей, даже при высоком качестве, не всегда учитывают особенности устройства двигателя концерна, поэтому плохо взаимодействуют с его компонентами. Выбирая генератор для своей модели силового агрегата, нужно учитывать их совместимость, поэтому, если есть сомнения, лучше уточнить этот вопрос у наших консультантов. Иногда к выбору представлено несколько модификаций генераторных установок, в этом случае ориентируйтесь на свой бюджет — модернизированные версии стоят дороже, но у выпущенных ранее не менее высокое качество, они тоже могут долго прослужить при условии соблюдения правил эксплуатации.

Замена устройства

Для примера разберём процесс обновления генераторного устройства на силовом агрегате ISF2.8. Замену генератора производят с применением ключей 10 и 13 мм. Демонтаж проводят со снятой клеммой АКБ, на которой обозначен знак минуса.

Вначале демонтируют узлы, которые могут помешать работе, — воздушный фильтр, его обычно заменяют, пользуясь моментом, шланг подводки воздуха, ремень доппривода. Далее нужно произвести откручивание гайки, закрепляющей провод, от которого питается возбуждающая обмотка, после этого снимают конечную часть проводка, на нём есть Л-вывод устройства, регулирующего напряжение.  

Следующий этап — откручивание гайки, закрепляющей силовой провод, и снятие конечной части на выводе Би с плюсом. После этого остаётся выкрутить болт небольшого размера, расположенный слева, болт подлиннее справа и снять сам генератор, от кронштейна он отойдёт без усилий.

При установке нового механизма может помешать втулка с резьбой в лапке сзади, поэтому, подобрав по размеру выколачивающее приспособление с оправой, добиваемся её небольшого выступа. Болты заворачиваются в той же последовательности — сначала короткий, потом длинный, рекомендуемое усилие — 46 Нм. Перед закручиванием их промасливают. Далее действия идут в обратном порядке — наконечник на Би с плюсом, гайка силового провода, наконечник Л, гайка провода питания возбуждающей обмотки, монтаж ремня, шланга и фильтра. Не забудьте поставить обратно минусовую клемму АКБ, далее можно тестировать ДВС с поставленным генератором. Проще всего это сделать запуском стартёра, если посторонних звуков нет, и заводка идёт в штатном режиме — устройство встроено успешно.

В других версиях мотора может быть иное расположение генератора и отличный от описанного крепёж, но последовательность действий будет та же. Всё, что мешает снятию и установке, убирается предварительно, если пытаться минимизировать усилия и полениться в демонтаже, можно только повредить узлы.

Рекомендации по дальнейшей эксплуатации

Чтобы в дальнейшем обеспечить долгий срок эксплуатации генератора в ДВС Камминз, необходимо поставить в приоритеты профилактическую работу с ним. Кроме осмотров, которые помогают выявить разрывы на линии и нужную степень натяжения ремневого механизма, стоит уделить внимание и качеству смазки нуждающихся в ней компонентов. Вал, шестерня, гаечные соединения будут работать без нареканий, только если хорошо смазаны качественным составом.

Электропитание необходимо многим узлам и компонентам в моторе, оно служит и для удобства поездки, им можно пользоваться без особых ограничений, но постоянные включения-отключения всё равно дают нагрузку на генератор, поэтому следует продумывать необходимость тех или иных действий с приборами.

Заключение

Итак, генератор является одним из важнейших узлов в ДВС Камминз, так как обеспечивает выработанной электроэнергией другие компоненты и электроприборы в машине, без него невозможен будет даже запуск мотора. Поэтому следует обратить внимание на указанные в статье симптомы, по которым можно диагностировать неисправность. Список основных неисправностей также приведён в материале. Разобраны способы их профилактики, приведена типовая технология замены устройства. Особое внимание обращают на обеспечение смазки там, где она требуется. При выборе нового устройства предпочтения отдают продукции Cummins, одобренным концерном генераторам, так как только они могут гарантировать совместимость. У нас вы можете выбрать его для любой серии, для некоторых есть несколько модернизированных версий. Продукция оформляется с доставкой, оказываются бесплатные консультационные услуги, есть хороший выбор и других комплектующих.