ТННД в двигателях Cummins ISBe и QSB: зачем нужен и типичные неисправности

Широкая известность топливного насоса высокого давления (ТНВД) в двигателях Cummins во многом объясняется его включением в хит экономии горючего — систему Common Rail. К сожалению, для многих за скобками остаётся «младший собрат» этого насосного устройства — ТННД (топливный насос низкого давления). Между тем без его участия не будет полноценно функционировать ни ТНВД, ни вся тщательно организованная система. Гордость ДВС Камминз, иногда, правда, оборачивающаяся для некоторых нерадивых водителей бедой, — это то, что одни компоненты могут принимать на себя нагрузку (но не функции!) других, вышедших из строя. Поэтому, если не будет функционировать ТННД — то и одного из главных преимуществ в виде достижения топливной экономии силовой агрегат американского производителя будет лишён. Оно же помогает «движку» развивать весомую мощь, накручивать существенный момент и преодолевать с их помощью любые препятствия. В связи с этим тема нашего материала — роль и неисправности этого ТННД в распространённых двигателях Cummins ISBe и QSB. Подскажем, как их устранять и расскажем о том, как заменить насос.

Немного — о «движках»

Серия ISBe выпускается в шестицилиндровом и четырёхцилиндровом исполнении, обе по-своему мощны и имеют массу преимуществ. Развиваемая мощность — до 300 л.с., момент раскручивается до 1500 Нм, вместимость — до 6,7 л, поршневой ход — до 120 мм. Отличительные особенности серии — низкий шумовой уровень и весомая экономия топлива, обусловленные применением системы Коммон Рейл. Именно поэтому им активно пользуются и строители, и дорожники, в почёте он на Крайнем Севере и у южан, так как способен без затруднений работать в любом климате. Цилиндровый блок сконструирован таким образом, что гильзы отсутствуют — это создаёт дополнительное удобство, ведь отпадает необходимость в расточке. К тому же такие БЦ обычно эксплуатируются дольше. Почти половину мощности накачивает турбина — обычно в этих версиях ставится усиленная конструкция Холсет, заслужившая популярность у многих автопроизводителей.

QSB также может быть с четырьмя или шестью цилиндрами, но в любой версии всегда четыре такта, что позволяет доводить мощность до 180 л.с., а момент кручения — до 800 Нм. У модификаций понижена вибрация, дополнительная прочность большинства блочных компонентов объясняется включением молибденово-хромовых составляющих в сталь. Точный впрыск создаётся при помощи слаженных действий турбокомпрессора и ТНВД с ТННД. Силовые агрегаты часто устанавливается в сельскохозяйственных машинах и используются в технике на промышленных объектах, примерами могут служить экскаваторы Hyundai, тракторы Четра и погрузчики с фронтальной выгрузкой Дреста.  

Роль ТННД

Роль этого насоса определяется ответственностью за поставку дизтоплива на выполнение задач ТНВД. Хотя эта роль и вспомогательная, от неё многое зависит в работе топливной системы. Ведь именно в ТНВД происходит регулировка давления до нужных показателей, чтобы произвести впрыск в максимально удобный момент с тем объёмом, который сработает на эффективность действий ТС. Забирая ДТ из бака, ТННД должен получить качественный топливный состав, поэтому горючее проходит фильтрацию грубыми и тонкими очистными компонентами.  

Для подачи дизтоплива без задержек, возникающих иногда вследствие долгих стоянок, подкачивающее устройство заливает ёмкости под высоким уровнем давления. Поднятие рукояти открывает клапан, после чего идёт всасывание горючего с направлением к цилиндрам. Когда ДТ уходит обратно, клапан переходит в закрытое положение, давление идёт вверх, начинается фильтрация. Так действует клапан давления. В отличие от ТНВД, у данного устройства имеется функция сухого всасывания воздушным прокручиванием, после чего происходит вакуумизация. Это помогает избежать образования в ДТ воздушных пробок, характерных для транспортных единиц, не оснащаемых насосом подкачки. Именно благодаря этому клапану происходит его автонастройка с выбором режима возвращения ДТ в бак или его отправки на ТНВД по «обратке» через малый круг.  

Неисправности, их причины и опознавание

Причины неисправностей ТННД лежат в той же плоскости, что и у других устройств, входящих в ТС. Прежде всего, к ним относятся внешние факторы — высокие температуры, давление, механические воздействия, усиливающиеся на скоростном режиме, химические процессы, возникающие в результате реакции с абразивными веществами. Разогреваясь под тысячу градусов и более, многие компоненты просто не выдерживают и начинают плавиться. Именно поэтому важно, чтобы сработала система охлаждения, и детали, которым оно необходимо, получили порцию хладагента вкупе с вентиляционным обдувом.

Другое важное условие для металлических составляющих — это получение в нужном количестве своевременной и качественной смазки, которая, кстати, тоже иногда может выступать в роли охлаждающего вещества. Без неё детали, вступающие во взаимодействие между собой, трутся и теряют свою функциональность, быстрее подвергаясь разрушительным процессам.  

Эксплуатация насосных устройств проходит в жёстком режиме, так как именно подаваемое ими топливо является важнейшим условием для запуска и движения. Вследствие этого происходит изнашивание многих составляющих, какими бы крепкими они ни были. Поэтому нужно учитывать необходимость перерывов в работе, стараться не напрягать без необходимости мотор плохо действующими на него резкими стартами и торможениями. Особенно актуально это требование в зимний период, когда ресурсы компонентов расходуются в усиленном режиме.

Ещё одна причина заключается в элементарном несоблюдении требований по эксплуатации, например, когда при установке тех или иных узлов, включая насос, используют подручные предметы вместо инструментов или превышают допустимые усилия. Также на насос отрицательно влияет низкое качество топлива и масла. С первым ему приходится больше тратить ресурсов. Кроме того, грязь, которая содержится в горючем, забивает содержимое и топливные пути, выводя насос из строя. Это же касается и масломоторного состава, при использовании низкокачественного масла детали не получают нужной смазки и ломаются.

Одним из часто возникающих дефектов у ТННД является лопнувшая пружина, из-за которой насос перестаёт действовать. В этом случае насосный шток не может попасть на прежнюю позицию, движение ТС становится возможным лишь на малых оборотах. Опознать неисправность можно по звуку: насос начинает звенеть при тряске.

Отрицательно на функциональность также действует слишком слабое натяжение клапанных пружин. Заметить визуально такой дефект сложно, поэтому для его определения проводят проверку на пузырение: налив ДТ на место всасывания насосом, при нажиме на шток отсутствие пузырей будет означать, что устройство работает с исправными пружинами.

Протечка дизтоплива, наверное, является самой распространённой неисправностью ТННД, её выявляют при визуальном осмотре. Попытки залатать места протекания обычно безуспешны и нецелесообразны, поэтому в таком случае насос лучше заменить. Особенно часто течёт именно через шток.

Со временем даже при использовании качественного топлива внутри ТННД скапливается грязь, поэтому его необходимо прочищать. Игнорирование этого требования приводит к застыванию комков и смешению их с химвеществами, реакциям, всё это в дальнейшем выводит устройство из оборота.

Некоторые детали в насосе могут просто обломиться, так происходит, например, с шейками, которые изготовлены из керамического состава. Также часто ломается седельная часть. Нужно уделить внимание и проводке с контактами. Содержащие их насосы, работающие на электронике, могут потерять управление вследствие обрыва проводов или отошедших контактов. И те, и другие подвержены окислению, в этом случае их нужно менять.

Замена ТННД

Как вы уже поняли, ТННД приходится менять, когда разрушительные процессы стали необратимыми, или поломки мешают ему осуществлять функции. Иногда водители делают это превентивно, заметив первые признаки неисправностей.

В двигателях Cummins ISBe и QSB этот процесс выглядит следующим образом:

  • отключение АКБ;
  • перекрытие труб, по которым подаётся и сливается дизтопливо;
  • прочистка фитинговых компонентов и деталей, подлежащих съёму;
  • демонтаж топливопроводных труб с каналов входа и выхода ТННД;
  • отсоединение разъёма проводного жгута.

Заключительным этапом демонтажа становится снятие крепежа к пластине охлаждения ЭБУ и непосредственная уборка самого ТННД.

Монтаж нового устройства проводят в обратной последовательности, момент затяжки — с усилием 24-25 Нм. Последнее усилие характерно для систем, где напряжение установлено в 24 В, в них имеется регулятор, он устанавливается к кромке, расположенной снизу ЭБУ, путём вворачивания двух болтов крепежа электромодуля. После запуска «движка» протестируйте насос на предмет утечек, в случае их наличия произведите переустановку, устранив протекания.

Профилактические меры

Чтобы продлить срок функционирования ТННД на указанных модификациях силового агрегата Камминз, следует уделять должное внимание профилактическим мерам и соблюдать правила эксплуатации.

Например, лучше не держать бак пустым — простаивающий насос с холостым движением делает трудным новый запуск ТС. Работая с некачественным дизтопливом, устройство вынуждено исчерпывать свой ресурс, поэтому обеспечьте ему заправку в проверенных местах. Возникающие в случае загрязнений засоры необходимо прочищать не только в самом ТННД, но и в других компонентах топливной системы, так как они взаимосвязаны. Используя в обязательном порядке фильтры, нужно не забывать об их смене, замена производится не реже одного раза в квартал, при интенсивной загрузке ТС возможно и более частое обновление.

Неисправные компоненты также следует заменять сразу после обнаружения поломки, так как некоторые из них способны повлиять на работоспособность смежных за считанные часы. Недопустимо использование в качестве замены случайно купленных автокомпонентов, так как это подвергает риску аварийных ситуаций ТС и пассажиров. В качестве смазочного материала желательно использование официально рекомендованного концерном масла Valvoline.

Заключение

ТННД — вспомогательный насос в топливных системах указанных серий ДВС Камминз, осуществляющий подкачку ДТ для ТНВД, но его значение от выполнения данной задачи не уменьшается, так как для её успешного реализации важно, чтобы происходила необходимая регулировка давления горючего. Также его роль заключается в предупреждении «завоздушивания» дизтоплива, которое случается часто в силовых агрегатах, лишённых данного насоса. Воспользовавшись приведёнными в статье советами и сведениями по диагностике неисправностей, вы сможете продлить жизнь ТННД.