Распределительный вал в двигателях Cummins: неисправности и замена

Интересующиеся двигателями знают, что ДВС Камминз можно считать синонимом надёжности. Секрет успеха производителей довольно прост: с самого основания, а это более века назад, на изготовление товаров шли только качественные материалы, немало средств было положено в разработку удобного и качественного продукта, в который постоянно вносились улучшения, соответствующие техническим веяниям эпохи. Процент брака всегда был близок к нулю, потому что контроль качества ставился в приоритеты. Подтверждением отличной репутации концерна является тот факт, что многие ТС, имевшие ранее силовой агрегат от другого производителя, после его выхода из строя переоснащаются именно американским мотором.

Это происходит, потому что равных по мощности в сочетании с топливной экономией ему просто нет. Кроме того, он прост в обслуживании, а широкая дилерская сеть сделала доступными любые из запчастей. Иногда, правда, такая доступность ставит потребителя в тупик, так как на этом рынке немало и подпольных производителей. Кстати, это тоже говорит о качестве самого Cummins, потому что плохое ведь не подделывают.

Но и у такого высококлассного «движка» могут быть поломки, выход из строя запчастей и узлов — не редкость, пусть и спустя долгий срок. Чтобы двигатель продолжал работу, необходимо их заменять. Поэтому тема сегодняшней статьи — один из главных компонентов, без которого мотор работать не может. Речь о распределительном вале, расскажем о неисправностях и раскроем технологию замены, указав способы, как её отсрочить.

Общая информация

Распредвал — действительно один из основных узлов в ДВС Камминз, так как, участвуя в процессах распределения газов, он разводит моторные такты и синхронизирует стадии работы системы клапанов. Без этого компонента или при отсутствии его рабочей деятельности не получится подать топливно-воздушную смесь к цилиндрам, а без её сгорания не будет обеспечен и запуск для движения. Важна и дополнительная функция распредвала, заключающаяся в выведении отработанных газов. Загазованность будет мешать рабочему процессу в моторе и сведёт к нулю одно из преимуществ силового агрегата — его экологичность.  

Конструкционно деталь является стержневой основой, у которой можно выделить:

  • переднюю часть с пазовым углублением, в которое помещается шпонка и монтируется шкив газораспределительного привода либо звезда, если передача имеет цепной характер;
  • шейная часть с сальником, который не даёт вытечь маслу;
  • кулачковые компоненты, толкающие штангу или клапанный толкатель во время вращения вала;
  • канавки для пропуска ГСМ, заход осуществляется через специальное отверстие.

Некоторые серии Камминз имеют не один, а два распредвала, что помогает синхронизировать процессы топливной подачи и торможения с механизмом газораспределения. Такая синхронизация значительно повышает эффективность работы силового агрегата.

Неисправности, их причины

Сам распредвал и его основные запчасти изготавливаются из высокопрочных металлов, для усиления прочности добавляются укрепляющие их элементы. Например, используются методы легирования стали и модификации чугуна, используются молибденовые и хромовые включения. Всё это делает узел крепким и способным выдержать нагрузки в виде повышения температур, химических воздействий и давления. Однако со временем возможность противостоять ударам, действию абразивов и прессующему узел давлению ослабевает. Сказывается и пренебрежение установленными правилами. Например, при закрутке не соблюдаются нормы усилий. Езда на высоких оборотах расшатывает составляющие многих узлов, включая и распредвальные.

Поэтому возникают неисправности, которые у распределительного вала невозможно игнорировать, ведь иначе ТС просто будет лишено условий для передвижения.

Из тех деталей, которые достаточно часто выходят из строя, можно назвать вкладыши и подшипники. Заклинивание и плохая реакция их механизмов начинают мешать функциональности узла, потому что их устройство также предполагает частую и обильную смазку, которую способен обеспечить только качественный масломоторный состав.

К сожалению, у тех, кто эксплуатирует технику, выбор ГСМ часто осуществляется по принципу «чем дешевле, тем лучше». Но низкосортное масло может запросто испортить многие узлы, в том числе и распредвал. Оно содержит примеси или просто не является моторным, химический состав может быть основан на бытовом. Но даже хорошие сорта не гарантируют достаточности смазки, так как потребность узлов иногда выше того, что способно обеспечить предлагаемое некоторыми на рынке. Испытания на ДВС Камминз показали, что максимально эффективно на них воздействует Valvoline. Но, даже выбрав правильный состав, не получится обеспечить смазку, если вовремя не поменяны фильтрующие компоненты.

Контролируя систему смазки, необходимо обратить внимание на сальник распредвала, потому что причина утечек иногда кроется в его выходе из строя. Он соединяется с коленвалом шестерёнкой с уплотнением, это наиболее слабая позиция, но, заменив деталь, можно решить данную проблему.

Уязвимы также приводная шестерня, ременной механизм или цепочка газораспределительного. Со временем они становятся непригодными к эксплуатации, в этом случае приходится менять весь вал. На ремне могут быть потёртости, важно также отслеживать уровень его натяжения. Это же касается и цепи, с той лишь разницей, что она более устойчива к воздействиям.  

Шейные части, выполняющие опорную функцию, могут иметь задиры, которые пагубно влияют на весь механизм. Обязательной проверке подвергают клапанную регулировку, если она настроена неверно, то могут появиться сколы на деталях, так бывает при повышенных нагрузках, с которыми не справляется вал. Вырабатываются со временем и кулачки. От этого при вращении превышающая пределы сила трения между ними и толкательными компонентами чрезмерно нагревает узел, что приводит к разрушению нужного слоя ГСМ.

Если мотор долго не используется, появляется характерный для этого дефект распредвала — протекающий сальник, поэтому его проверяют и меняют в профилактических целях. Перегревшийся узел может подвергнуться деформации, поэтому важно обеспечить своевременную подачу тосола и вентиляционный обдув. Деформированный распредвал считается непригодным к дальнейшему использованию, его меняют. Если же попытаться вернуть ему форму, можно только повредить другие компоненты. Симптомом подобного дефекта является вибрация, её игнорирование приводит к разбитию прочих комплектующих в моторе, тогда приходится менять силовой агрегат полностью.

Иногда распредвал может даже вывести весь мотор из строя, если при установке были допущены ошибки. Так бывает, когда недотянули или приложили чрезмерное усилие к болтам на затяжке, некорректно выставили фазы. Поэтому после монтажа нужно провести тестовый запуск, по результатам которого принять решение о переустановке или дальнейшей эксплуатации.

Прельстившись ценой, можно однажды приобрести вышедший из употребления или произведённый некачественным производителем распредвал. Если с другими узлами такой номер может пройти, то вал распределения просто выведет мотор из строя. Не нужно также пытаться отшлифовать имеющиеся трещины или другие повреждения зоны вала, так как точности всё равно достичь практически невозможно. Поэтому вал газораспределения относится к узлам, которые принято заменять сразу после обнаружения серьёзных дефектов.

Технология замены

Технологический процесс при обновлении распредвала может отличаться, в зависимости от модификации силового агрегата. Для примера рассмотрим его применительно к ISF2.8.

Демонтажные и монтажные работы проводят, подняв ТС на спецподъёмник. Предварительно нужно выключить клемму с отрицательным значением в АКБ. Двигатель придётся снять, ведь иначе не удастся достать звезду. Для обеспечения доступа к самому валу нужно демонтировать насос, работающий под вакуумом, крышечную часть ГБЦ, затем выставить верхнюю мёртвую точку цилиндра № 1 в сжимающем такте.

Картерная крышка привода ГРМ закручена пятью болтами. Они подлежат выкручиванию, тогда крышка свободно отходит. У крышки цепной гидронатяжки закрепление производится двумя болтами, для её снятия их также нужно выкрутить, чтобы можно было извлечь находящийся под ней плунжер.  Цепь может выпасть, поэтому она нуждается в фиксации, для этого можно воспользоваться обычной проволокой.

Следующий этап — ослабление болтовой натяжки у крепежа задающего круга и распредвальной звезды. Необходима также полная выкрутка болта от крепежа круга фазного датчика и распредвальной звезды. После этой операции нужно избежать коленвального проворота, иначе будут сбиты фазы.

Далее — съём задающего круга, демонтаж распредвальной звезды с цепочкой, они расположены на хвостовой части, и выемка шайбы дистанционного назначения. После этого можно снять коромысловые элементы с клапанными толкателями и извлечь их опорные компоненты. Эти детали лучше пометить, чтобы не перепутать при обратной постановке. На болте регулировки имеется наконечник, его следует оставить в той же позиции, но при наличии повреждений заменить всё коромысло.

После этого остаётся снять пластинку стопора, прикрученную двумя крепёжными болтами, для чего их необходимо выкрутить. Во избежание сильного зазора, который не должен превышать от пластинки до самого распредвала 0,15 мм, эту деталь обычно заменяют. При демонтаже распредвала велик риск повреждения подшипников, поэтому его выемку совершают аккуратно.

Постановка совершается в порядке, обратном снятию, замене подвергают также клапанные коромысла. В линейке рекомендованного концерном масла Вальволайн имеется особый состав, подходящий для запуска новых узлов, залейте его перед проверкой ДВС.

Заключение

Для увеличения срока службы распределительного вала профилактикой неисправностей занимаются с самого начала, после установки. Прежде всего обеспечивают надёжную смазку в нужном количестве. Для этого заливают качественный масломоторный состав, лучше всего подходит Valvoline. Во избежание приобретения подделки его и любые комплектующие закупают у официальных дилеров, наша компания имеет такой статус. Старайтесь избегать «винтовой» езды с повышенными оборотами, она пагубно действует на многие механизмы, включая распредвальные. Чтобы не допускать перегрева валов и мотора в целом, используйте качественный хладагент и следите за состоянием охладительной системы, обратив внимание и вентиляторное устройство. При обнаружении неисправностей распредвала старайтесь заменить его целиком, избегая попыток шлифовки, она практически всегда бывает неудачной и может вывести из строя мотор в целом.