Трактор Buhler Versatile: особенности и исправление дефектов

Весенне-летний сезон — не только время активных работ в сельхозсекторе Казахстана на его благодатной почве, но и период обновления автотехники, потому что без неё эта деятельность будет невозможна. Стоит отметить, что и государственное финансирование на эти цели выделяется исправно, поэтому стоит поспешить его освоить, ведь неизвестно, как ситуация сложится в следующем сезоне. На рынке представлено много импортных образцов, один из популярных — это тракторная техника Buhler Versatile, производимая в Канаде. Расскажем в нашей статье об особенностях трактора, возникающих дефектах и их исправлении.

Что собой представляет?

Трактор Buhler Versatile производится канадской компанией уже много лет, за это время сменился целый ряд моделей, но многие из них до сих пор в ходу. На сегодня популярными являются такие модификации, как 2375, 2400 и 575. Особое место занимает и 580-я модель, она буквально бьёт рекорды по продажам в Средней Азии.

Каждый из образцов этой автотехники отличается увеличенной мощностью и производительностью, позволяющими без труда решать поставленные сельскохозяйственные задачи, при этом экономно расходуя топливо. Технические возможности позволяют им развивать мощность до 670 л.с. в отдельных модификациях, момент раскручивается до 2500 Нм. Большинство моделей имеет спаренные колёса — это позволяет им легко преодолевать любые препятствия. Именно поэтому эти тракторы могут работать даже на каменистой почве, что особенно актуально в горных районах Казахстана. Продуманные конструкторские решения заложили основу высоких эксплуатационных и ходовых характеристик. Например, удачно выбрана балансировка трансмиссии и механики, в чём помогает и правильно определённое соотношение тяги с мощностными показателями. Гидравлика способствует загону давления под 2000 бар и более, что позволяет агрегатировать навесные конструкции с любым весом.

Всё это стало возможным благодаря мощным ДВС Камминз. Выпускаемые сегодня тракторы Буллер Версатайл в основном оснащаются двумя версиями этих моторов — QSM и QSX. Они похожи, но есть и отличия.

QSM — с большой тягой, минимизацией электроустройств и высокой износостойкостью. Но мощность у него понижена — 400 л.с., что, в общем-то, достаточно для рядового хозяйства или обычной сельхозорганизации. Зато «не подкачал» крутящий момент — целых 1898 Нм. Компактные размеры и вес около тонны совмещены с удобной структурой компонентов внутри устройства, поэтому пользователи отмечают удобство обращения с ним и ремонта в случае необходимости. Уровень Евро-3 присвоен этому мотору не просто так, у него действительно понижена токсичность выхлопов, это можно понять и по отсутствию неприятных запахов, и по низкой степени задымлений естественного, едва заметного цвета.

Вторая серия — QSX — отличается повышенной мощностью, поэтому её охотно берут в наших северных регионах и для горной местности, но востребована она, например, и у разработчиков новых карьеров.  Эта мощность создаётся слаженной работой шести цилиндров, расположенных в ряд, работающих на четырёх тактах. Они способны развивать мощность до 670 л.с., а момент крутится до 2500 Нм. Особенность этого «движка» — в наличии двух распредвалов, которые синхронизированы между собой, что позволяет управлять топливным впрыском под повышенным давлением, одновременно с этим открываются и закрываются клапаны, а также осуществляется контроль за действием тормозной системы. Помогает в этом процессе и усовершенствованный турбонаддув, который демонстрирует качественные результаты даже на низких оборотах. В отличие от рассматриваемой ранее модели, здесь ЭБУ имеет большую свободу действий, что особенно нравится существенной части водительского сообщества, ведь с заложенными алгоритмами не приходится прилагать дополнительные усилия по поиску решений в различных ситуациях.

Почему появляются дефекты?

Дефекты в этих марках тракторов появляются в основном из-за поломок составляющих мотора. ДВС Камминз — достаточно сложное устройство, именно оно обеспечивает работоспособность техники, но оно же и страдает в первую очередь при различных воздействиях. А этих воздействий — предостаточно: здесь и высочайшие температуры, и огромное давление, и химические вещества с абразивными свойствами, в которые превращаются даже обычные топливо и моторное масло в смешении с грязью. Есть ещё и механические удары, сила которых на скорости увеличивается многократно. Даже взаимодействие деталей между собой превращается в фактор риска, если они не получают нужное количество смазки. И для всего этого продумана система защиты, которая предусматривает правила, обязательные для исполнения. Вот только соблюдаются они не всеми и не всегда.

Система обеспечения топливом

В данных сериях ДВС Камминз установлена, можно сказать, передовая система топливного обеспечения Common Rail. Её главное достоинство — возможность экономного потребления топлива при сохранении и наращивании мощности, для этого электронный модуль рассчитывает нужное количество горючего и выбирает максимально удобный момент, чтобы горючее прямым впрыском под значительным давлением попадало через трубопровод в камеры сгорания. Это позволяет не только прилично экономить на затратах, инвестируя сэкономленные средства на другие цели, но и дольше использовать ресурсы мотора, пролонгируя его эксплуатационный срок.

Однако, со временем и эти ресурсы оказываются исчерпанными. Так происходит, когда появившиеся дефекты были проигнорированы. Обращать внимание следует на увеличение топливного расхода, который чаще всего бывает связан с утечками дизтоплива. Этот признак, как правило, сопровождается неестественно-цветной раскраской задымлений из выхлопной трубы. Кроме того, от них исходит и характерный токсичный запах.

Осматривая компоненты системы, вы наверняка обнаружите неисправность форсунок, потому что они обычно первыми выходят из строя, принимая на себя главный удар давления, разрывающего их, из-за этого и появляются протечки. Заменив их вовремя, можно уберечь от дальнейшего распространения разбалансировки системы. Следует иметь в виду, что некачественное топливо, в силу содержания низкого октанового числа и высокой концентрации грязевых образований, заставляет компоненты ТС работать в усиленном режиме, поэтому они выходят из строя быстрее. Не всегда есть возможность контролировать качество заправки, поэтому нужно своевременно менять фильтры. Помогает также сепаратор, он снижает нагрузку на фильтрующее устройство за счёт ликвидации образующейся и попадающей в топливо влаги, а также выполняя дополнительную очистку горючего.

Фильтрация топлива

Необходимость фильтрации топлива возникает, даже если вы используете качественное ДТ, ведь имеет значение и то, с какой цистерны оно идёт, и в каком состоянии ваш бак, и многое другое. Установка фильтра — обязательный элемент конструкции. При этом он должен меняться по мере загрязнения. Производители дают временные ориентиры, только исходя из среднестатистических сведений, они учитывают использование на идеальных европейских трассах. Их нельзя брать как основной ориентир в наших местных условиях. Поэтому у нас, в Казахстане, фильтры приходится менять чаще. Обычно это происходит один раз в квартал, но во время летнего сезона возможна и более частая замена.

При этом следует избегать случайных покупок фильтров, как и других компонентов ДВС. Отнеситесь к его приобретению как к обновлению основного узла, ведь фальсификат не способен отфильтровать грязь в ДТ, горючее с примесями будет тяжелее обрабатываться насосом, выйдут из строя форсунки, следом другие составляющие. В конечном итоге придётся менять весь «движок».

Как уже отмечалось выше, обязательна также и установка сепаратора, но у нас в продаже имеются модели, совмещающие эти две функции. Обойтись без сепарации практически невозможно, если только вы не работаете в условиях засушливого климата, но и у нас бывают дождливые сезоны. Дело в том, что основная функция сепарационного устройства — ликвидация влагообразований, а этого фильтр сделать не в состоянии.  

Топливные насосы

В топливной системе Коммон Рейл обычно применяется два насоса:

Иногда второй заменяется или дополняется ручным подкачивающим насосом, возможна также установка третьего насосного устройства без функции подкачки. В любом случае главным является ТНВД, так как с его помощью определяется и выполняется впрыск горючего под высочайшим давлением, что позволяет передавать нужные объёмы с высокой скоростью на сгорание в самый подходящий с точки зрения эффективности момент. Давление насоса позволяет открывать клапаны, а создаётся оно, потому что кулачковый элемент воздействует на основу поршня.

Насос нуждается в частых осмотрах, ведь появление коррозии может привести к быстрому распространению этого дефекта, который, в свою очередь, довольно скоро вызовет его поломку. Ржавчина, как известно, становится следствием жидкостного воздействия. Если же при этом течёт ещё и из форсунок, то ТНВД получает усиленную нагрузку, это приводит к неполадкам в его работе.

Для предотвращения поломок насосное устройство оснащается элементами уплотнения, которые играют также защитную роль. Но эти кольца и прокладки подлежат регулярной замене, о чём водители иногда или забывают, или игнорируют данное требование. Бывает ещё так, что замена осуществляется некачественными компонентами, которые в силу низкосортных материалов практически сразу же сминаются или по иным причинам не могут защищать узел. Во всех этих случаях теряется герметичность, грязное топливо забивает пустые места. От этого могут пострадать и датчики, они начинают передавать некорректные данные, вследствие чего насос получает усиленную нагрузку. Кулачки, плунжер также могут выйти из строя. Иногда рвутся провода, это тоже затрудняет коммуникации в системе.

Схожие проблемы могут возникнуть и в другом участнике процесса — ТННД, он может сломаться, если выкачивать топливо из бака полностью.

Турбокомпрессор и поршневая группа

Тракторная техника Бюлер Версатайл может оснащаться разными турбокомпрессорами, от собственного производства до партнёрских — Holset, Mahle (под брендом Clevite). Но при выборе не входящих в список разрешённых концерном турбин стоит быть готовым к их несовместимости. Поэтому обязательно проконсультируйтесь по этому вопросу у специалистов. А лучше обращайтесь к нам — мы торгуем только лицензированной продукцией от самого производителя. Поломанный турбонагнетатель — проблема всего ДВС, так как он не только не даст развиться потенциальной мощности, но и приведёт к лишнему расходу топлива, что негативно скажется на эффективности моторной деятельности.

К счастью, обычно диагностика неисправностей в турбине не вызывает сложностей, нужно быть просто немного внимательнее. Например, неисправный ТКР часто начинает свистеть, корпус и комплектующие бывают покрыты царапинами, залиты маслом, которое при прогорании имеет характерный запах и т.д. О дефектах турбокомпрессора можно догадаться и по проблемам холостого хода. Не забывайте также, что прокладки нужно менять и на этом узле. Часто возникает истирание и заклинивание подшипников.

В поршневой группе следует обратить внимание на перегревающийся цилиндр, от чего поршень получает лишнюю нагрузку. Характерна также проблема залегания колец, она зачастую связана с некачественными ГСМ, возможны и утечки, которые к этому приводят.

Система смазки

В заключение отметим, что обеспечение смазки — непременное условие для качественной работы металлических составляющих, но оно недостижимо, если, например, сломан насос. Маслоприёмная сеточка может быть засорена из-за некачественного состава, что должно стать сигналом для обращения внимания на его выбор и фильтрацию. Напомним, что у концерна есть рекомендованное масло — Вальволайн, но, даже если вы выбираете другое, оно должно быть оригинальным. Утечки масла опасны ещё и тем, что, прогорая, оно смешивается с грязью и становится абразивом, от чего страдают другие запчасти. Кроме того, не получившие смазку составляющие быстрее выходят из строя, истираясь и приходя в негодность.