Всё о неисправностях цилиндровых гильз в двигателе Cummins

ДВС Cummins — одна из самых распространённых моделей в транспорте и других сферах применения силовых агрегатов. Его активно используют также малое судоходство и промышленная энергетика. Если говорить об автомобильной технике, то здесь трудно назвать сферу, где его не устанавливают, это и дорожно-строительные работы, и лесозаготовки, и пассажирские перевозки, и многое другое. Закупки этого «движка» ведутся и госструктурами, и частными лицами, и организациями самого разного профиля. Им оснащается и большегрузная, и среднетоннажная техника.

Несмотря на иностранное название, он успел стать в России практически родным, так как широкомасштабная локализация на совместном предприятии в Татарстане сумела сделать своё дело, на долгие годы вперёд пополнили свои запасы и дилерские склады. Сейчас, кстати, сильно продвигается китайская автотехника, которая тоже зачастую имеет в качестве «автомобильного сердца» мотор этой марки, что объясняется в том числе и наличием нескольких заводов концерна в Поднебесной.

Успех американского СА зиждется на нескольких составляющих, среди которых можно выделить высокую мощность, топливную экономичность и невероятную выносливость. Его можно без страха применять в любых климатических зонах, от Крайнего Севера до знойного Юга и даже пустынь. Нипочём ему и сейсмическая активность, поэтому Камминз очень распространён в технике силовых структур и спасательных ведомств.

Создатели немало потрудились и над упрощением конструкций различных серий и модификаций, поэтому трудностей с ремонтом и обслуживанием обычно не возникает.

Мы давно получили дилерский статус американского концерна, занимаемся реализацией его запчастей на территории России, Казахстана и Беларуси. Анализируя статистику продаж, увидели, что одна из популярных позиций — цилиндровые гильзы. Не все они произведены самой материнской компанией, есть и продукция партнёров. Но она производится под строгим контролем и проходит итоговую проверку, поэтому такие компоненты можно смело ставить в моторы, они соответствуют всем требованиям моторопроизводителя. В статье мы разберём основные неисправности гильз, их причины и подскажем, как увеличить срок годности этой важной составляющей цилиндрового блока. Коснёмся также вопросов выбора и замены компонента.

Общая информация

Цилиндровая гильза имеет несколько функций. Основные — это защита цилиндра посредством задержки своими стенками моторного масла, а также ограничением для того, чтобы у поршня была возможность перемещения. Кроме того, сам поршень маршрутизируется, иначе он бы двигался хаотично.

Неслучайно, что размер гильзы служит ориентиром для определения объёма СА.

Чтобы выполнять поставленные задачи, гильза в ЦБ должна иметь возможность находиться длительный период, выдерживая высокие нагрузки и саму атмосферу. Напомним, что это раскалённый свыше тысячи градусов по Цельсию воздух, который ещё и давит с огромной силой. Поэтому производители, которые заинтересованы в том, чтобы компонент мог работать долго и был качественным, закладывают на его изготовление жаропрочные материалы.

Возвращаясь к функционалу гильз, вспоминаем о задержке масла на стенках компонента. Кроме смазки, которая позволяет поршню легче перемещаться, избегая истирания, масломоторный состав выступает здесь и хладагентом, снижая температуру узла. При этом масло не прогорает, иначе это постепенно приводило бы к выходу из строя всех составляющих ЦПГ. 

Несмотря на внешнее сходство, гильзы отличаются друг от друга и делятся на сухие и мокрые. Отдельно от них можно выделить и ремонтные, которые подразделяются на предназначенные для первого, второго и последующих ремонтов. Каждый ремонт цилиндра заставляет увеличивать размер гильз на 0,25 мм. Сухие гильзы не соприкасаются с ОЖ, а мокрые имеют такую возможность в одностороннем порядке. Чтобы тосол не попадал к гильзам, ставится прокладка, она также не даёт газам вернуться обратно.

Почему приходится заменять?

Замена гильз производится вследствие их неисправности, хотя не возбраняется и обновление в профилактических целях. Ремонт гильз применяется редко, так как технически сложен и невыгоден экономически. Связано это прежде всего с материалами, которые должны выдерживать озвученные выше нагрузки. Проще и выгоднее купить новую деталь.

Главные причины выхода гильз из строя — это повышенные температуры и давление. Хотя американский концерн и закладывает на изготовление жаропрочные материалы, со временем компонент приходит в негодность. Как ни странно, поломки чаще происходят в зимний период. Дело в разнице температур и перепадах давления. На металл они оказывают сильное влияние, истощая заложенный ресурс. В связи с этим рекомендуется постепенный прогрев мотора, это помогает ему приспособиться к ситуации.

Неисправности гильз не всегда можно выявить невооружённым взглядом, зачастую требуется рентгенография. Но осмотры тоже не помешают. Следует обращать внимание на:

  • царапины;
  • трещины;
  • деформации;
  • следы коррозии и т.п.

Масштаб дефекта свидетельствует о степени его развития, но менять гильзу лучше на начальной стадии, так как в этом случае проблема ещё не затрагивает сам цилиндр и другие компоненты цилиндропоршневой группы. Следует учитывать, что при промедлении ситуация может усугубиться довольно быстро.

Некоторые дефекты появляются уже на этапе монтажа, поэтому следует строго следовать инструкции, а при недостатке опыта — довериться работникам сервисных служб. Так, например, может появиться залом бурта гильзы. Его появление бывает обусловлено и неудачным ремонтом.

Если гильза неисправна, то часто ломается и поршневое кольцо. Так происходит из-за того, что компонент идёт по неправильной траектории, уходя к коленчатому валу. Если ситуацию не исправить, очень быстро это скажется и на поршне, а может затронуть и шатун.

Высокотемпературный фактор негативно влияет на гильзы и через кавитацию, пузырение технических жидкостей разрушает их. Если на посадочном поясе видны следы деформации, то гильзу можно менять по этой причине. Это происходит и из-за накипи, её отложения — последствие кавитации.

Не меньший вред наносят гильзам и химические вещества. Даже обыкновенная грязь и пыль, смешиваясь с техническими жидкостями, вступают в незапланированные химреакции, образуются опасные составы, губительно действующие на компоненты. При этом верхняя часть гильзы более уязвима, так как там выше давление.

Обнаружив дефект, следует заняться обновлением гильзы немедленно, а лучше заменить весь комплект, так как негативные явления, скорее всего, коснулись или коснутся в ближайшее время и других элементов.

Как менять?

Если нужно заменить гильзы, воспользуйтесь приведённой здесь типовой технологией.

Предварительно следует позаботиться о предохранении коленчатого вала от попадания загрязнений, что может произойти при замене компонента. Особенно уязвимы в этом плане отверстия для смазки и шейка, их закрывают тряпкой. Чтобы не повредить цилиндровый блок, действуйте устройством осторожно.

Специальное устройство для гильзового демонтажа упрощает процесс, его нужно поставить по центру верхней части блока. Далее нужно просто повернуть винтовую часть вправо, гильза сместится и её можно будет забрать вручную, отправив в утилизационную корзину вместе с уплотнительным элементом.

Для постановки нового гильзового компонента лучше обратиться в СТО, но при определённом опыте можно попытаться проделать процедуру самостоятельно. Для этого иногда приходится растачивать сам цилиндровый блок, но если рассмотреть идеально подходящую гильзу или ремонтный образец, то нужна операция промасливания уплотнительных колец. При постановке обращают внимание на цвет: чёрная расцветка — верхняя, зелёная — нижняя. Аккуратно и уверенно нанизывая кольца на гильзы, последние ставят в БЦ, запрессовав специальным приспособлением. Если у вас его нет, подручные предметы типа молотка лучше не использовать, так как можно повредить и гильзы, и сам блок. Не стоит и прилагать и значительные усилия, так как отсутствие лёгкого вхождения означает, что гильза не подходит по размеру или имеет дефекты. Компонент должен выступать над блоком на 22,5-23,7 см.

При гильзовом монтаже не обойтись без снятия поршня, шатуна, поддона с блоковой головкой и некоторых других компонентов. Вернув их на место, заливаем топливо, масло и ОЖ, проверяем корректность работы блока с новыми гильзами. Если нет утечек и посторонних звуков — операция проведена успешно.

Как увеличить срок годности?

Чтобы не менять гильзы слишком часто, следует заниматься профилактикой неисправностей. При этом не забывайте о тесной взаимосвязи деталей, особенно расположенных в цилиндровом блоке. Не получится сохранить работоспособные гильзы в поломанном БЦ. Регулярно проверяйте корректность их действия в блоке, наблюдая за изменениями и расходами масла, ОЖ.  

Однако, некоторые дефекты могут быть скрытыми, их невозможно выявить без специального оборудования. Поэтому просто заведите себе за правило интервальную замену гильз, в таком случае их лучше менять комплектом, это и обойдётся дешевле, и будет технически проще.

И гильзы, и их уплотнительные кольца, а также другие компоненты даже небольшого размера должны быть оригинальными, разрешёнными для установки в мотор самим его производителем. Среди них допускаются и партнёрские, но они должны подходить по модификации. Все они реализуются официальными дилерами, в этом случае предоставляется и гарантия.

Многое зависит и от смазки, которая осуществляется моторным маслом. Последнее должно иметь надлежащее качество, лучше, если это будет рекомендуемая концерном марка Вальволайн. Она разрабатывалась самим Камминз и прошла все необходимые тестирования. Неслучайно, что её рекомендуют даже другие моторопроизводители.

Не забывайте и о необходимости обновлять фильтры, в том числе и масляный. Гильза, как и другие компоненты цилиндрового блока, нуждается в хорошем охлаждении. Кроме выбора качественного хладагента, важно отслеживать состояние вентилятора, усиливающего снижение температур. Если этого не делать, то может дойти и до взрывоопасной ситуации.