Всё о шкивах в ДВС Cummins: какие бывают, неисправности и их устранение

Силовые агрегаты Камминз активно распространились по стране с конца прошлого века, особенно высокий рост численности происходил на волне создания СП в Набережных Челнах, эти двигатели можно встретить в аграрном секторе и на строительных работах, расчистке леса и в коммунальном секторе, грузоперевозках и в коммерческих структурах. Использует их малое судоходство и промышленная энергетика, силовые ведомства, задействованы они и в спасательных мероприятиях. Этот широкий спектр применения объясняется высоким мощностным потенциалом, сочетающимся с экономичным расходом горючего, упрощённой конструкцией с возможностью ремонта в любых условиях. У них высокая выносливость, невзирая на климатические особенности они могут трудиться длительный период.

Когда доходит дело до ремонта, выясняется, что имеется поломка определённых узлов, что-то ломается чаще, что-то реже. Шкив не отнесёшь ни к той, ни к другой категории, у него статистически средняя попадаемость в сервисные службы по восстановлению работоспособности, но с этим компонентом водители обычно плохо знакомы. Восполним этот пробел, посвятив шкивам отдельный материал, расскажем об их типологии, неисправностях и способах устранения.

Немного об устройстве ДВС

Двигатели Cummins поражают разнообразием, торговая линейка насчитывает сотни модификаций, а ведь есть ещё и снятые с производства, но оставшиеся в ходу. В фермерских хозяйствах США до сих пор можно встретить силовые агрегаты, выпускавшиеся сразу после Второй мировой войны. Каждая модель имеет свои особенности, но есть и существенные сходства.

Например, с самого основания компания придерживается политики создания моторов, в которых налажена тесная взаимосвязь деталей. Это позволяет СА работать даже после выхода из строя некоторых узлов. Происходит перегруппировка ресурсов, нагрузка падает на оставшиеся компоненты. Но у этого свойства есть и обратная сторона: решать проблемы приходится в комплексе, невозможно «вылечить» одну систему, не затрагивая другую.

ДВС американского концерна неслучайно считаются мощными и выносливыми, для создания потенциала трудятся четыре или шесть цилиндров, их расположение, за редким исключением, — рядное, число тактов обычно — четыре. Такой набор помогает достичь существенных показателей, усиливается действие воздушным компрессором и турбонаддувом, осуществляемым мощными турбокомпрессорами. Некоторые из последних имеют изменяемую геометрию, что способствует большей экономии ресурсов и оптимизации их расходов. Рабочий литраж иногда превышает и восемь литров, чему способствует особая конструкция тщательно сформированного цилиндрового блока с гильзами различных типов — как мокрых, так и сухих.

В большинстве случаев топливную экономию создаёт созданная в содружестве с немецкой фирмой Бош ТС Common Rail, хотя есть случаи применения и других разновидностей. Особую ставку концерн делает на подбор высококлассных материалов, многие детали и узлы создаются с применением жаропрочных металлов, в которых высока доля чугуна, легированной стали, хромомолибденовых включений и спецдобавок.

Силовым агрегатам Камминз зачастую приходится трудиться день и ночь, в том числе и под палящим зноем, отчего могут возникать перегревы. Но мощная система жидкостного охлаждения с приличным вентиляционным обдувом, доходящим до любых позиций. позволяет справляться с такими ситуациями.

Шкив — определение, назначение и типология

Шкивом именуется компонент в виде колеса со спецмеханизмами, позволяющими ему направлять движение привода и удерживать его в нужном положении посредством передачи момента. Если шкив будет отсутствовать или окажется неработоспособным, то привод пойдёт хаотично и не сможет осуществляться, что чревато остановкой запитанных на него устройств.

В связи с этим данный компонент необходим там, где он установлен. А в ДВС немало таких мест, помимо самого привода, например, вспомогательных агрегатов, он нужен в генераторе и водяном насосе (помпе). Существует коленвальный шкив, шкив вентиляционного устройства и т.д.

Таким образом, мы видим, что шкивы могут иметь отношение к различным системам СА, но едиными для них остаются функции приводной маршрутизации и последующей фиксации с передачей момента.

Неисправности, их причины

Неисправности в шкивах различного типа могут возникать по самым разным причинам. Прежде всего, на них воздействуют те же процессы, что и на другие составляющие мотора. И даже при всех прилагаемых концерном усилиях создать стойкие материалы, а у него есть определённые успехи в этом направлении, полностью преодолеть негативное влияние не получается. Поэтому высокие температуры, давление, химические и физические воздействия продолжают выводить шкивы из строя. Но надо понимать, что с оригинальными компонентами, в разработку которых инвестированы немалые средства, это происходит гораздо медленнее, чем с аналогичными конкурентными или поддельными.

Вносят свою лепту и ошибки эксплуатантов, и пренебрежение установленными производителем правилами. Например, определённая доля шкивов становится непригодной к дальнейшей эксплуатации уже на этапе монтажа, в связи с чем малоопытным водителям не рекомендуется самостоятельная установка, для этого следует обращаться в сервисные службы. Есть также случаи выхода из строя компонентов по причине беспощадной эксплуатации, несоблюдения правил технологических перерывов и т.п.

Существенный вред также наносит такое явление, как коррозия. Её коварство в том, что она зачастую поражает не один узел, а целые системы. Чтобы купировать её действие, приходится менять существенную часть составляющих.

Кроме того, дефектами шкивов могут быть различные повреждения, это царапины, трещины, надломы, деформации. Как правило, для пользователей имеет значение размер «травмы». Но в СА дефекты распространяются очень быстро, сегодняшняя небольшая царапина к вечеру может превратиться в трещину приличного объёма, через два дня вы уже не сможете пользоваться целым рядом устройств, запитанных на привод.

Поэтому чаще всего уже на этой стадии рекомендуется заменить старый шкив на новый. Попытки ремонта, конечно, предпринимаются, но они редко бывают успешными из-за большой трудоёмкости действий и невозможности подобрать адекватные материалы, получается ещё и слишком дорого, купить новый шкив проще и дешевле. Единственное исключение — это восстановление позиции, но и в этом случае сход с неё, вероятнее всего, обусловлен деформацией или другим дефектом.

Как подобрать компонент для замены?

Для замены рекомендуется найти оригинальный компонент, для этого обращаются к официальному дилеру, потому что только в этом случае гарантируется подлинность изделия, ведь на трассе полно магазинов с фальсификатом и низкокачественными подделками. К тому же у них небогатый выбор, а поставить нужно только тот шкив, который предназначен для данной модели «движка».

Ошибочно мнение, что, если есть техническая возможность постановки, то этот компонент можно монтировать. На самом деле, случаи несовместимости деталей не так уж редки, и проявиться она может даже через месяц-другой после установки.

На нашем сайте вы увидите богатый ассортимент шкивов для привода, генераторов, водонасосов, вентиляторов, коленвала и т.д. Все они лицензированы, сертифицированы и реализуются по цене порой даже ниже рыночной. Остаётся только подобрать компонент под вашу модель СА, при затруднениях можно обратиться к консультантам. Некоторые модели универсальны, то есть подходят к целому ряду моторных серий.

Демонтаж и установка

Установка шкива несложна, но при недостатке опыта лучше обращаться к сервисникам, так как велик риск повредить деталь.

Прежде чем поставить новый шкив, следует снять старый. Для примера рассмотрим операции демонтажа и монтажа коленвального шкива в СА Cummins ISX.

Как и в других случаях, демонтаж начинают со снятия других узлов, которые могут помешать при выемке самого шкива. Поэтому сначала демонтируют ремень вентиляторного привода и водонасоса, генераторный приводной ремень и натяжитель первого из ремней.

Затем следует выкрутить крепёжные болты коленвального шкива и демпфера колебаний кручения, обычно их устанавливают в количестве двух штук. Взамен следует поставить шпильки направления, после этого можно выкрутить оставшиеся болты крепежа в количестве 10 штук и снять сам шкив с демпфером. Монтаж производится в порядке, обратном описанному.

Рекомендации по увеличению срока действия

У нас невысокие цены, но мы понимаем, что каждая замена компонента бьёт по карману, поэтому хочется, чтобы он служил дольше. Поэтому разработали следующие рекомендации, позволяющие увеличить эксплуатационный период любого из перечисленных шкивов. Несмотря на различия, у них много общего, поэтому рецепты сбережения одинаковы.

Прежде всего, напомним о тесной взаимосвязи компонентов в американском моторе. Невозможно сохранить в целости шкив, если, например, коленвал окажется неисправным. Поэтому все меры по продлению жизни должны приниматься в комплексном обслуживании ДВС. А для этого нужно ответственно подходить к профилактике, осматривая шкивы не только в рамках регулярных ТО, но и повседневно наблюдая за деятельностью относящихся к ним узлов.

Однако, выявление дефектов в этом компоненте порой затруднено их глубокой маскировкой, иногда привлекают рентген и компьютерные методы диагностики, что влетает в копеечку. Поэтому можно поступать проще: менять деталь, основываясь на сроках эксплуатации. Для средней интенсивности использования достаточно делать это один раз в трёхлетний период. Но мало кто использует технику без сезонных авралов и с положенными перерывами, в таком случае этот интервал нужно учащать.

Для состоящих из металлов элементов особенно важна смазка, которая должна осуществляться только качественным моторным маслом, желательно применять рекомендованное концерном Вальволайн. Эта марка была разработана при непосредственном участии Камминз, тестировалась компанией. Подойдут и другие высокосортные оригинальные ГСМ. Регулярно обновляйте и фильтры, потому что загрязнения техжидкостей негативно влияют на силовой агрегат.