Всё о вкладышах в двигателях Cummins

Двигатель американского производителя Cummins — довольно распространённый вариант на различной автотехнике самого разного назначения. Вы выходите из дома и встречаете их буквально на каждом шагу, потому что множество транспортных ГАЗелей, грузоперевозящие КАМАЗы, работающие на стройках экскаваторы и тракторная техника оснащаются ими. Встречаются они и на лесозаготовках, выработке электричества и даже в малом судоходстве. Спектр применения просто огромен, от коммунального сектора до дорожного строительства и пассажирских перевозок.

Такая распространённость объясняется массой преимуществ, включая экономичный расход горючего, высокую мощность и выносливость в сочетании с хорошей ремонтопригодностью и достаточно простой структурой. В отличие от многих других представителей западной техники, Камминз уже давно «обрусел» и немного «окитаился», так как имеет высокую локализацию в России и Поднебесной, что особенно актуально в сегодняшних экономических условиях.

Но наша статья будет посвящена только одному аспекту этого замечательного двигателя — вкладышам. Большинство автовладельцев косвенно знакомо с этим компонентом, причём чем один вкладыш отличается от другого, объяснить сможет не каждый. Восполним пробелы и расскажем всё об этой составляющей мотора.

Что такое вкладыш, зачем он нужен, какие бывают

Когда говорят о вкладышах, то имеют в виду совсем разные детали. Существуют, например, коленвальные вкладыши, их же называют коренными. По виду они напоминают подшипники, поэтому в некоторых номенклатурных списках их можно увидеть и под этим названием. Но на самом деле их функции гораздо шире, чем у подшипников.

Прежде всего, вкладыш является компонентом, обеспечивающим защиту коленчатого вала, своей работой он делает возможным вращение этого узла. Когда в спецкамерах сгорает топливо, возникает высокий риск повреждения деталей вследствие сильного трения, ведь оно усиливается под действием нагрузок и растёт по мере набора скорости. Именно для этого детали должны получать качественную смазку, в маслопроводке также задействованы вкладыши. При этом должны соблюдаться и требования по давлению, что отслеживается при помощи датчиков. Образуемая сила трения минимизируется вкладышами, которые, будучи покрыты достаточным, но не чрезмерным слоем масла, легко взаимодействуют с коленвальной шейкой.

Некоторые коренные вкладыши устанавливаются на нижних позициях, некоторые — на верхних, поэтому они отличаются друг от друга и называются нижними и верхними соответственно.

Ещё одна разновидность — упорные вкладыши, которые, помимо обозначенных функций, обеспечивают также упор на коленвал.

Все эти вкладыши могут иметь стандартные размеры, а могут быть увеличенными, в таком случае речь ведут о ремонтных моделях. Связано это с процедурами замены и ремонта коленчатого вала, так как в таком случае посадочное место становится вытянутым, прежние вкладыши уже не подойдут для узла. Каждая процедура, как правило, требует постановки вкладыша на четверть миллиметра больше стандартного. Но так бывает не всегда, иногда ремонт проводится в усечённом виде, что приводит к недостаточному расширению параметров, требуется прежний размер вкладыша. В этом случае могут прибегать к процедуре расточки.

От коренных вкладышей следует отличать шатунные, которые применяются на соединении с шатуном. Они имеют те же функции, что и коренные, но защищают и обеспечивают смазкой шейку шатуна. Кроме того, под их контролем находится соответствующий зазор между нею и коленвалом, оба компонента участвуют в процессе передачи энергии на колёса, поэтому нуждаются в соответствующей защите.

Повышенные нагрузки, падающие на составляющие цилиндропоршневой группы, включая коленвал и шатун, требуют поддержания компонентов на осевой линии, вкладыши вносят в это действие ощутимый вклад. При этом за коренными вкладышами закрепляется и особо важное, наружное положение, где масло подаётся под высоким давлением.

У шатунных вкладышей механизм действия связан с положением шеек шатуна, поэтому они и получили такое наименование. Но и они, и коренные вкладыши, и сам шатун работают в единой связке с коленчатым валом, получая через поршень трансформацию энергетического импульса, передаваемого совместно на колёсную группу.

Вкладыши имеют округлую форму, но не являются замкнутыми кольцами, образуя единство из двух половинок. Для маслопроводки имеется борозда, а заливка масла идёт через отверстие. Блокировка осевых перемещений осуществляется через упорные вкладыши.

Нельзя не отметить ещё одну разновидность вкладышей, которая, по сути, ими не является. Это непосредственно вкладываемые в различные компоненты и системы прокладки и уплотнители, которые называют вкладышами по этому действию. Их функция больше уплотняющая, хотя в некоторых местах они также обеспечивают возможность перемещения.

Несмотря на то, что вкладышам приходится работать в суровых условиях с высокими температурами, давлением и химией, для выполнения функции улучшения взаимодействия деталей их приходится снабжать материалами с пластичностью, хотя весомая доля состава в хорошем компоненте будет содержать металл.

Поломки: причины и диагностика

Вкладыши можно отнести к расходной номенклатуре, поэтому они ломаются чаще, чем, например, коленвал или шатун. Их функционал предполагает защиту обозначенных узлов, а это, в свою очередь, обуславливает необходимость жертвовать малым для сохранения крупного. Но и ценовые категории, согласитесь, у этих деталей разные.

Но это вовсе не означает, что следует пускать на самотёк возникающие неисправности вкладышей. На них воздействуют различные силы, при этом многократно увеличиваясь на существенных скоростях. В дороге и при различных работах неизбежна тряска, на поворотах и при дрифте на составляющие мотора давит увеличенный воздушный пресс. В двигателе зашкаливает температура, может произойти даже возгорание, но стойкие материалы, при поддержке мощной системы охлаждения, способны выдержать эти воздействия в течение довольно длительного периода.

Однако, не все производители готовы существенно вкладываться в создание таких крепких компонентов. Так и появляются на рынке дешёвые аналоги, стоит понимать, что псевдоэкономия приведёт к необходимости менять вкладыши ещё чаще, чем это происходит с оригинальными компонентами моторопроизводителей.

Для вкладышей, как и для защищаемых ими составляющих ЦПГ, особенно важна качественная смазка. Не получая её, детали быстрее исчерпывают ресурс и ломаются. Именно поэтому важно использовать рекомендуемый Камминз состав Valvoline. Но соблюдения одного этого условия недостаточно, чтобы обеспечить должное поступление масла на коленвал, шатун и их вкладыши. Поэтому следует контролировать и работу масляного насоса, следить за появляющимися утечками. Помогает даже простой подсчёт расходов, их рост в графе «масло», как правило, связан со сбоями в системе подачи масломоторного состава.

Чтобы обнаружить неисправности во вкладышах, их подвергают тщательному осмотру. Обычно этого достаточно, чтобы визуально выявить растрескивания и надломы, препятствующие дальнейшему выполнению функций.

Немало беспокойства доставляют также прокручивания, возникающие вследствие чрезмерного истончения вкладышных пластин.

Но замена вкладышей производится не только по причине их выхода из строя. Как правило, при замене или даже ремонтных процедурах с коленчатым валом, шатуном, меняются и их вкладыши. Так делают, чтобы взаимодействие было более отлаженным, к тому же нет смысла проводить обновление вкладышей отдельно через месяц-другой.

Если вкладыши отработали уже полугодие-год, вы не замечаете повреждений, техника не простаивала неделями, лучше произвести профилактическую замену вкладышей, так как за этот период у них наверняка накопился ряд существенных проблем, которые просто не удалось диагностировать. Это избавит вас от необходимости проводить обновление в спешном порядке через несколько недель.

Как выбрать вкладыш?

Чтобы поставить новый вкладыш взамен старого, нужно серьёзно подойти к вопросу выбора этого компонента. Прежде всего, следует сразу определиться с тем, что деталь должна быть оригинальной, а не поддельной. Связано это с тем, что подпольные изготовители не имеют доступа к качественным материалам и новейшим технологиям, у них нет такого оборудования, как у гигантов двигателестроения. Поэтому и изделия у них получаются не такие качественные, как бы они ни старались. Конечно, они стоят дешевле, но и выходят из строя гораздо быстрее. Получается, что никакой экономии не получается.

Нередко при выборе вкладышей для силовых агрегатов Cummins пользователи останавливаются на продукции других моторопроизводителей. Они могут быть очень качественными, может быть даже имеется техническая возможность постановки детали. Но гарантировать совместимость и корректную деятельность других составляющих мотора с таким вкладышем сторонний производитель, не связанный с концерном Камминз партнёрством, не может. Кроме того, не стоит скидывать со счетов и вопрос гарантии. Постановка несанкционированной разработчиком двигателя продукции может привести к лишению права на гарантийное обслуживание, ведь вы самовольно, на свой страх и риск, вмешались в созданную им конструкцию СА.

Но где с гарантией, в буквальном и переносном смысле слова, можно приобрести оригинальные запчасти Камминз? Разумеется, это можно сделать лишь на сайте официального дилера, потому что условие распространения только лицензированной продукции концерна — прописанный пункт соответствующего соглашения, которое заключает компания при получении дилерства.

Наконец, важно подобрать тот вкладыш, который вам нужен. Для этого нужно не перепутать тип — шатунный или коренной, определиться с позицией — верхней или нижней, выяснить, стандартный или ремонтный образец вам необходим, если ремонтный, то какого размера. И выбрать компонент под свою модификацию. У нас на сайте вы найдёте вкладыши любого вида для любых моторных серий. А если у вас возникнут затруднения, просто обратитесь за помощью к нашим консультантам.

В заключение хотелось бы порекомендовать решать проблемы составляющих мотора Cummins комплексно, потому что замена одного вкладыша обычно ситуацию не исправляет.