Неожиданные причины поломок в Cummins
У моторов Камминз — масса преимуществ перед заполоняющими рынок так называемыми «дешёвыми» «движками», которые можно менять практически ежегодно. В отличие от них, разработанный американцами лидер рынка способен трудиться десятилетиями при условии соблюдения правил эксплуатации и своевременной замены комплектующих. Распространённость силовых агрегатов этой марки объясняется мощностью и отличными ходовыми характеристиками вкупе с топливной экономичностью и универсальной структурой, позволяющей легко заменять практически все входящие в неё детали. Именно поэтому весома доля применения Cummins в качестве второго и последующих двигателей, устанавливаемых после замены других марок. Это тоже возможно благодаря универсальной конструкции. Вместе с тем замена самого Камминз рекомендуется на аналогичный, так как при установке альтернативных СА возможны случаи несовместимости.
Иногда случаются поломки, которые на первый взгляд трудно объяснить. Их причины мы и разберём в статье.
Статистика обращений
Мы приведём статистику обращений в один из пунктов автосервиса, все представленные в выборке случаи связаны с двигателями Камминз.
Лидером является головка блока цилиндров — 15%, ненамного от неё отстаёт топливная система, в большинстве случаев это Коммон Рейл — 10 процентов, замыкает тройку турбокомпрессор — 8. Далее по нескольку процентов набирают валы, цилиндровый блок и цилиндропоршневая группа. Сразу оговоримся, что в других местах соотношение может иметь другие пропорции, но все эти узлы, безусловно, будут в лидерах печального соревнования. Связано это отнюдь не с заложенными дефектами или небольшой крепкостью на данных позициях: напротив, создатели делают всё, чтобы увеличить их ресурс, по сравнению с аналогами, присутствующими на рынке, производимые американским концерном компоненты имеют повышенную надёжность и выдержку даже в экстремальных условиях, что обуславливает, например, их заказ силовыми структурами и службами МЧС. Но рано или поздно неблагоприятные условия, воздействующие на эти узлы, дают о себе знать, и они выходят из строя или демонстрируют снижение работоспособности.
Мы рассмотрим некоторые причины поломок в одном из последующих разделов статьи, а пока вернёмся к случаям неожиданных неисправностей. Зачастую они связаны с недостаточным вниманием к замене деталей, которые не считаются большинством автовладельцев основными. Между тем, это и приводит к случаям, казалось бы, внезапных поломок. Речь идёт о таких компонентах, как прокладки, вкладыши, болты и прочая мелкая номенклатура.
Прокладка — зачем нужна, почему нужно менять
На самом деле, всё именно так и происходит: не поменяли прокладку вовремя, ГБЦ осталась без защиты и быстрее выработала ресурс. Даже если одна из причин, например, связана с неисправным ТНВД, прокладка могла бы отсрочить окончательную поломку. Бывает и так, что недостаточная фильтрация привела к подаче некачественного топлива, которое заставило работать узел в усиленном режиме. Дело в том, что конструкция Камминз предполагает долгий срок эксплуатации через перебалансировку распределяемых нагрузок.
Прокладка должна быть крепкой и пластичной одновременно, потому что обычно место установки предполагает очень небольшой промежуток. Однако крепкость позволяет ей не только служить относительно длительное время, но и выполнять защиту деталей. Иногда между прокладкой и деталью нет ничего, но случается, что есть необходимость проложить, например, провод.
Когда прокладка слишком запущена, от неё может ничего не остаться, за исключением небольшой части. Причины выхода прокладок из строя чаще всего связаны с неблагоприятными воздействиями:
- химии и абразивов, которыми могут выступать даже топливо, моторное масло или хладагент, при их смешении с грязью и посторонними веществами происходят незапланированные реакции, они прогорают и образуют вредный нагар;
- высоких температур, может дойти и до возгорания, особенно, если есть проблемы с системой охлаждения;
- давления;
- механических воздействий — на скорости даже небольшой удар увеличивается в силе.
Но было бы ошибкой считать, что только повреждённая прокладка нуждается в замене. По большому счёту, заменить её следует незадолго до получения повреждений. Или заметив небольшие трещины, царапины, другие признаки приближения неисправности. Для этого существуют периоды действия компонента, они указываются производителем.
Но тут многое зависит от интенсивности, с которой используется техника. Не забываем, что западный опыт не предполагает традиционных для постсоветского пространства авралов и сезонных работ, как, например, в сельском хозяйстве. Поэтому прокладки рекомендуется менять чаще, чем по инструкции, то же самое относится и к другим перечисленным компонентам. Как правило, речь идёт о полугодовом-годовом периоде для отдельных позиций, например, защищающим ГБЦ.
У прокладок, кстати, несколько функций, кроме защиты, они обеспечивают герметизацию и уплотняют пространство, улучшая взаимодействие деталей. Их обязательно следует менять, если ставится новый узел. Прокладка ГБЦ, например, за время взаимодействия настолько тесно соприкасается с головкой блока, что её просто трудно отодрать.
К чему приводит неисправность прокладки?
Неисправность прокладки порождает ситуации, когда ломается тот узел, где она установлена. Казалось бы, сэкономили копейки — а ущерб получается приличный. Поэтому важно вовремя выявлять повреждения и менять прокладку на новую.
Иногда возникает вопрос — а нельзя ли эту деталь, как другие, отремонтировать? Но как вы себе представляете этот процесс, ведь зачастую вам придётся восстанавливать существенную часть общей площади детали? Даже если повреждения затронули небольшую поверхность, её латание не принесёт значительного эффекта, так как приобрести уникальные материалы практически невозможно, а их стоимость плюс кропотливая работа обесценит полученную выгоду. Именно поэтому рекомендуется покупка новой прокладки для замены старой.
Опытным водителям можно обойтись и без осмотра прокладки, так как они способны определить неисправность прокладок и без него. Делается это, например, при помощи наблюдений за ходом «вхолостую». Если двигатель «сбоит», а тем более, если перегревается с отсутствием достижения тосола нужной отметки, то речь может идти о неисправной прокладке ГБЦ. В моторном масле в таком случае можно наблюдать белую взвесь, так эмульсия проникает в состав из-за пробития прокладки. Масломоторный состав требуется в большем составе, потому что имеются утечки. На свечах может присутствовать нагар. Не исключены прострелы выхлопов, дым становится сизым или непривычно чёрным.
Нередко все эти признаки указывают не только на неисправность прокладки, но и диктуют необходимость обновления самой ГБЦ.
Мы подробно остановились именно на этой прокладке, потому что, как ни странно, но перечисленные в статистике случаи выхода из строя составляющих мотора также связаны с ней. Происходит это по причине особой конструкции Камминз, в которой нагрузку за неисправную деталь берут себе другие узлы. Они не могут выполнять несвойственные им функции, но происходит новое распределение ресурсного баланса, именно это позволяет двигателю работать длительный период.
Как заменить?
Технология замены прокладки ГБЦ в большинстве моделей ДВС Cummins типовая, но может различаться в нюансах. Поэтому мы приведём только основную схему, подробнее нужно смотреть инструкцию к вашей модификации.
Как правило, для замены прокладки ГБЦ нужно снимать саму блоковую головку, если вам кажется, что этого можно избежать, не рискуйте, так как в процессе демонтажа и монтажа можно её повредить. Но вес этой детали огромен, нужен или подъёмник, или напарник, а лучше, если и то, и другое. Потребуется демонтаж:
- патрубков;
- фланцев с трубками;
- рампы;
- установочных стаканов;
- системы, обеспечивающей впрыск топлива;
- натяжного ролика ремня генератора;
- обратного топливного трубопровода;
- проставок.
Некоторые узлы не убираются, а выкручиваются в сторону — это касается, например, крепёжного бака для рулевого гидроусилителя. Датчики достаточно отключить. Всё, что мешает, должно быть снято, так как иначе не получится избежать повреждений. Строго соблюдайте рекомендации по усилиям в закрутке болтов, обычно сама ГБЦ требует 60 Нм. Выворачивают сначала крайние болты, перемещаясь по диагонали, к центру. Освобождённую ГБЦ нужно успеть подхватить, настоятельно рекомендуем использовать электроподъёмное устройство. Под головкой находится прокладка, место её посадки нужно вычистить с применением спецсредств. Постановка осуществляется в обратном порядке.
Рекомендации
Чтобы не оказаться в ситуации, когда мотор Камминз неожиданно отказывает по озвученным причинам, следует без пренебрежения относиться к поддержанию работоспособного состояния даже небольших компонентов, играющих вспомогательную роль. Потому что и от прокладок, и от вкладышей, и от других деталей зависит общая эффективность ДВС.
Профилактика неисправностей требует регулярных осмотров, в том числе и с применением компьютерного оборудования. Большинство узлов можно заменить, не используя эти методы, основываясь на сроках годности, но проверять состояние всё равно необходимо. Ещё лучше работают наблюдения, когда водитель буквально «живёт» своим мотором, отслеживая изменения в динамике, прислушиваясь к шумам и наблюдая за необычным поведением.
Так, дым может не только темнеть, но и белеть, но его следует отличать от испарений. Вовремя поменянная прокладка ГБЦ позволит избежать и коррозии, которая может распространяться на другие узлы.
Что касается прочих неисправностей, то они могут быть различными как по характеру проявлений, так и по локализации. Но зачастую глобально они обусловлены весьма определённой проблемой. Например, неработающий масляный насос и тот же выход из строя ГБЦ вполне закономерны, если используется низкосортное масло. Насос быстро забивается им, а головка не получает нужной смазки. Решается проблема использованием подходящей для «американца» марки Вальволайн и своевременной заменой фильтров. Многие запчасти выходят из строя из-за перегрева.