Ремонт ТНВД Cummins

Двигатель Камминз — не только мощный, но и экономичный, расход горючего у него минимален, что особенно ценят в сегодняшних условиях как частные лица, так и бизнес-структуры, а также госорганизации. Во многом это сочетание достигается одной из самых передовых топливных систем Common Rail, плюс свою лепту вносит мощный турбонаддув. Топливная система применяет высочайшее давление, нагнетаемое при помощи специального насоса — ТНВД. Но что делать, если он поломался? И тут мы вспоминаем о другом значительном преимуществе мотора, его ремонтопригодности. Отремонтировать насос несложно, для этого есть типовые решения, о них мы и расскажем в статье, рассмотрев также причины поломок и способы диагностики. Не забудем также о вопросах профилактики.

Роль ТНВД в двигателях Камминз

Но начнём с общей информации о том, какую роль играет ТНВД в топливной системе. Сразу отметим, что Common Rail — не единственный вариант ТС в американских двигателях, но практически все они сегодня используют данный насос, так как он позволяет ускорить подачу горючего на сжигание, к тому же оно концентрируется почти до туманной консистенции, что оптимизирует расход. Благодаря этому силовой агрегат получает преимущество в минимизации потребления дизельного топлива, не теряя при этом мощностный потенциал.

Горючее в Cummins сжигается в смешанном с воздушным кислородом виде, это позволяет увеличить эффективность процесса, также минимизируя топливный расход. Для сжигания нужно, чтобы топливо дошло до цилиндров, где оборудованы специальные камеры для этого. Повышая давление, система увеличивает скорость подачи и концентрирует состав. Все действия контролируются электроникой, само вливание осуществляется при помощи оснащённых инжекторами форсунок. Для подкачки используется другое топливное устройство, топливный насос низкого давления (ТННД). Его действие помогает отправить горючее на фильтрацию и избавляет от риска разрыва труб на магистрали. Некоторые версии обходятся без этого насоса, тогда подкачка осуществляется ручным устройством.

Таким образом, ТНВД, работая в паре с подкачивающим насосом, обычно это ТННД, вступая во взаимодействие с электроникой и форсунками, добивается быстрой и оптимизированной подачи горючего на сжигание, нагнетая высочайшее давление, в некоторых версиях оно доходит до 1500 бар и более.

Причины и диагностика поломок

Поломки ТНВД в двигателях Cummins обычно связаны или с низким качеством горючего, или являются последствием естественного износа. Низкое качество горючего является сегодня объективным фактором, но ситуация должна выправляться очисткой, выполняемой топливными фильтрами. Выделяя и забирая из горючего загрязнения и примеси, они способны существенно повысить качество дизтопливного состава. К сожалению, многие водители забывают о необходимости регулярной замены фильтров, либо пренебрегают ею. Ситуацию усугубляют расхождения в регламенте, который дан как примерный ориентир, с реальной степенью засора. Сегодня ежеквартальная замена топливных фильтров является уже обыденным явлением, в то время как регламент предписывает делать это раз в полугодие. Нужно учитывать также степень интенсивности труда с техникой, некоторые особенности климата. Высчитать собственный интервал можно постепенным сдвигом его в сторону учащения замены.

Необходимостью также является постановка сепаратора, это устройство выделит из топлива влагу, негативно влияющую на состав горючего. Некоторые модели фильтров совмещают эти функции.

Если рассматривать причины естественного характера, то поломки обусловлены, конечно, высочайшими температурами, давлением и проникающей химией, всё это негативно воздействует и на насос. Возможно также влияние дорожной встряски, проникающих в мотор мельчайших частиц, на скорости их вес существенно увеличивается, насос получает довольно сильные удары. Выполненный из крепчайших материалов с весомой долей крепких металлов, первоначально он выдерживает все эти неблагоприятные условия, но с годами ресурс истощается.

Металлические составляющие ТНВД нуждаются в смазке моторным маслом, иначе эти детали быстрее истираются при взаимодействии и лишаются защиты от различных воздействий. Моторное масло как бы размазывает силу удара и давления, задерживает проникающую химию и немного снижает температурный градус. Поэтому низкое качество масла, недостаточная очистка и простое непоступление вследствие утечек или низкого давления в масляном насосе, а также прочие неполадки в этом компоненте, приводят к поломкам ТНВД.

Насос также может перегреваться вследствие недостатков в системе охлаждения. Например, это может быть низкое качество заливаемого антифриза, те же утечки или некачественная работа водяной помпы. Не стоит скидывать со счетов также поломки термостата, пропускающего ОЖ с малого на большой круг обращения и обратно, кроме того, в системе задействован вентилятор. Заклинивания вязкостной муфты и поломанные лопасти, например, существенно затруднят необходимое охлаждение обдувом.

Что касается методов диагностики поломок, то по большей части они отражаются на внешнем и внутреннем состоянии насоса, часто их можно обнаружить визуально. Трещины, разломы, деформации в ТНВД должны трактоваться как необходимость ремонтных мер, но обычно в этих случаях насос приходится заменять новым. К этому же относится и протечка топлива, если она идёт из насоса, к этому стоит отнестись серьёзно, потому что создаётся взрывоопасная ситуация, текущее горючее может повредить электронику, да и любые компоненты мотора, потому что такой состав загрязнён.

Обычно неисправности ТНВД сопровождаются ростом топливного расхода, приводят к падению мощности, двигатель теряет динамику, особенно это заметно на холостом ходе. Если топливная система демонстрирует ненадлежащую работу, проверяют все звенья, включая топливные насосы. К сожалению, иногда доходит и до цветного задымления на выхлопах, утечки могут возникнуть и на других участках магистрали, растут объёмы потерь и т.д. Не догадаться о неисправности ТНВД на поздних стадиях уже становится невозможным, скорее всего, работа двигателя будет заблокирована электроникой.

При детальном осмотре и разборе неисправного насоса чаще всего видны следы износа не только проблемных составляющих, но и других частей. Это говорит о том, что такое устройство лучше заменить новым, так как ремонт в таком случае не даст ощутимого эффекта, через короткий срок оно снова сломается. Но при их замене можно продлить срок действия на более значительное время. Однако стоимость таких замен будет практически равна цене нового насоса. Поэтому выбор того, ремонтировать компонент или заменять его новым, часто решается в пользу последнего, так как это экономически выгоднее.

Иногда случается, что насос ломается ещё в течение первых двух лет эксплуатации. И если первый год подпадает под гарантию, то на втором выгода восстановления максимальна. Менять же ТНВД рекомендуется после 3-5 лет среднеинтенсивного использования.

Наиболее частотные поломки

Чаще всего пользователи жалуются на недостаточное давление, создаваемое насосом, либо оно слишком велико. В первом случае страдает функциональность, во втором это приводит к разрывам труб и шлангов на магистрали. Как правило, и то, и другое связано с износом плунжерной пары, её следует осмотреть в первую очередь.

Довольно часто выходят из строя подшипники. Их заклинивание затрудняет работу устройства. Это бывает и из-за недостаточной смазки, и из-за налипшей грязи. Если деталь визуально цела, то поможет тщательная очистка. Но обычно подшипник приходится менять на новый.

Это же бывает и с шестерёнками, плюс может соскочить и ремень. Износ может также затронуть роликовую ось или корпус толкателя. Особого внимания также требует гнездо колёсного корпуса.  

В некоторых случаях даже замена проблемной составляющей не поможет, потому что её взаимосвязь с другими деталями слишком тесная. Например, это касается насосной рейки. Её может заклинивать, иногда она повреждается, отсоединяясь от регулятора, ослабляются хомутные части плунжерных поводков и т.д.

Профилактические мероприятия

Профилактические мероприятия в отношении ТНВД предусматривают его регулярные осмотры, полезно также наблюдение за его повседневной работой. Так как причиной нарушений в его деятельности может быть и обычная скапливающаяся грязь, то стоит снимать насос для прочистки, такую процедуру рекомендуют осуществлять не только на ежегодном ТО, но и между ними.

Но главной профилактической мерой в отношении всех элементов ТС остаётся контроль качества горючего. Это означает и заправку в проверенных местах, но ещё важнее регулярное обновление топливных фильтров. Если в модификации отсутствует сепаратор, поставьте его дополнительно, например, под капот.

Для смазки лучше использовать рекомендованное концерном масло Valvoline, из антифризов рекомендуется партнёрский Fleetguard ES Compleat. Масляные фильтры также следует регулярно обновлять, нужно следить и за отсутствием утечек любых технических жидкостей. Вложения в профилактику окупаются, так как силовой агрегат Камминз — один из самых экономичных.