Замена компрессора и восстановление клапана ЕГР в рамках ремонта Cummins ISX на Volvo VNL780

Двигатель Камминз объединяет водителей из многих стран, потому что устанавливается на различную автотехнику самого разного направления, от сельскохозяйственных до строительных работ, не забывая охватить и пассажирские автобусы, вахтовки и многое другое. Особенно популярен он и среди дальнобойщиков, на трассах и форумах можно услышать самые разные мнения о «сердцах» машин различных марок. Его любят за то, что он эргономичен и прост в ремонте, имеет отличные показатели по расходу горючего, мощности и обеспечивает высокую проходимость, а также способность передвигаться в различных климатических зонах. Однако в некоторых ситуациях он всё-таки может ломаться, чтобы этого не произошло, нужна своевременная замена узлов и деталей. Поэтому сегодня мы разберём частный случай ремонта Cummins ISX на грузовом автомобиле Volvo VNL780, в рамках которого осуществлялась замена компрессора и восстанавливался клапан ЕГР.

Немного о «движке»

На Вольво устанавливаются различные модификации силового агрегата данной серии, но в нашем случае это 15-литровый дизель, развивающий мощность до 400 «лошадок» благодаря мощному турбонаддуву. Крутящий момент доходит до 1400 оборотов в минуту, что обеспечивается слаженной работой шести расположенных в ряд цилиндров, на каждый из которых приходится четыре клапана.
Его достоинствами являются повышенный интервал ТО, достигаемый за счёт увеличенной износостойкости материалов изготовления, среди которых есть и легированные стали, и добавки молибдена с хромом. Встроенная тормозная система отлично регулирует путь торможения, а система впрыска горючего рассчитана на более чем две тысячи бар. Это создаёт условия для полного сгорания топлива в специально оборудованной камере, что повышает экологичность выбросов, а также способствует экономичному расходу ДТ.

Ситуация на момент обращения

На СТО водитель обратился с проблемами, характерными для многих ТС с ДВС, марка тут значения не имеет, потому что ситуация типична. Воздушный компрессор стал демонстрировать замедленную перекачку, временами останавливаясь на незапланированные паузы. К этому добавилось возросшее давление на антифриз. Одно из мест утечки, например, было в заливной крышке. ОЖ в этом месте легко принять за загазованную жидкость, но если появления ржавчины нет, то это всё-таки вытекает тосол. Для упрощения кручения компрессора можно открутить трубку с него, ответственную за воздушную перекачку, это также помогает временно перекрыть выдавливание антифриза. Кроме того, у компрессора был практически нерабочий мотор, поэтому функционировать он не мог, к тому же имелось заклинивание, это выяснилось при разборе. Из дополнительных причин неисправности — выбитые зубья в шестерне. При этом насос был рабочим.
Другая проблема заключалась в сбоях, возникающих в работе клапана ЕГР. Из-за этого ЭБУ выдавал ошибку с замыканием.

Причины обозначенных неисправностей

Обозначенные неисправности могут возникать в силу разных причин, все они носят комплексный характер. Прежде всего, нужно учитывать характер условий, в которых приходится функционировать и компрессору, и другим составляющим ДВС. Ведь они вынуждены испытывать воздействие жара, температурность которого зашкаливает, давление в тысячи бар, огромные скорости, где «песчинка обретает силу пули». Неудивительно, что, после прохождения весомого километража, а у данного водителя он только за год превысил 50 тысяч км, теряется работоспособность целых узлов. Он обратился по конкретному поводу ремонта указанных деталей, поэтому ему не организовывалась диагностическая процедура, но можно быть уверенным: количество неисправностей там существенно выше, с ними он придёт потом. Хотя лучше всего заниматься ремонтом целенаправленно сразу, а не точечно и по частям. Но дело, как говорится, хозяйское.
Проверка системы смазки, как правило, показывает, что утечки есть даже при относительно рабочих компрессорах, поэтому они становятся также причиной их выхода из строя. Ведь у тех же шестерёнок высокая потребность в моторном масле, без него или при его недостатке начинается истирание, бывает заклинивание. Последнее — обычно верный признак, что смазка не доходит в нужном объёме. Если утечек нет, то проблема может заключаться в качестве масла. Камминз неслучайно даёт рекомендацию одному из составов — Вальволайн. Это масло протестировано в различных условиях, несколько раз в него вносились изменения на основе исследований, организованных концерном.
Иногда проблема заключается в воздухе, точнее, в забитых грязью фильтрах. Они меняются слишком редко, отчасти это объясняется механическим следованием рекомендациям официального производителя, который не учитывает специфику эксплуатации в российских условиях и конкретные обстоятельства применения ТС с двигателем. Например, в большинстве случаев ресурса фильтрующих компонентов не хватает на рекомендуемый срок в 9 месяцев. Фильтр лучше менять в два раза чаще, а иногда и раз в квартал, если режим эксплуатации — усилен.
Мотор компрессора может не выдержать перегрузок в непрерывном режиме, поэтому его лучше выключать на стоянках. Иначе он просто перегревается и выходит из строя. Иногда у него перегорают предохранители.
Если при запуске начинается гул, а сам компрессор не работает, то причина может скрываться в неисправном клапане «обратки». Клапаны вообще нуждаются в своевременной прочистке, иначе засоры и загрязнения не дадут ему работать. Причин неисправности, конечно, намного больше, но мы выделили основные. Все они в конечном итоге приводят к необходимости замены устройства.

Замена воздушного компрессора

Прежде чем заниматься переустановкой воздушного компрессора, необходимо снять впускной коллектор. Все указанные детали находятся под кабиной, поэтому необходим её подъём. Патрубок ЕГР можно не снимать, так как он не оказывает помех в процессе монтажа компрессора. Также важно слить ОЖ, сам демонтаж прост и заключается в предварительном снятии ГУР, впускных пружин, затем остаётся открутить крепёжные болты самого компрессора. Обязательно меняется и прокладка, даже если она выглядит как новая. Так как конструкции оказались немного разными в закреплении, то пришлось перекручивать штуцеры. Иногда мешает приводная шестерёнка, её тоже лучше выкрутить. После демонтажа подготовьте место для монтируемого компрессора, очистив его.
При постановке нового устройства нужно обратить внимание на метки, они указывают направление монтажа, обычно представляя собой кресты, совмещаемые с выемками. Компоненты, которые непосредственно заходят в место постановки, промазываются герметиком для лучшей схватываемости.

Причины неисправности клапана ЕГР

Клапан ЕГР, как и всё рециркуляционное устройство отработанных газов, до сих пор является предметом спора о том, насколько оно вообще необходимо. Многие придерживаются мнения о его бесполезности и рекомендуют отключение с полным удалением механизмов. Но и сторонников EGR — немало, и у тех, и у других свои аргументы. Будем считать, что конструкция двигателя не должна подвергаться радикальным изменениям, все устройства в ней взаимосвязаны и имеют определённую цель.
Клапан ЕГР выходит из строя чаще всего вследствие таких причин:

  • влияние сажевой составляющей в выхлопах;
  • загрязнение парами масла, идущими из устройства, отделяющего масло.

Чтобы вовремя заняться ремонтом клапанного механизма, следует обращать внимание на симптомы, сопровождающие неисправности — резкое снижение мощности мотора и чёрные задымления, которые появляются вследствие нехватки свежего воздуха. Когда ситуация достигает апогея, клапан уже не может закрываться, следствием чего становится сообщение об ошибке, как в нашем случае. Обратите внимание также на холостой ход — он всегда «западает» в подобной ситуации.

Замена клапана ЕГР

Прежде чем поставить новый клапан ЕГР, нужно демонтировать старый. Демонтаж начинают с крышки. Клапан может стоять на разных позициях, поэтому и действия могут быть различными. Обычно для снятия не требуется демонтаж других узлов и деталей, так как они не мешают процессу. Не забудьте только отключить минус на батарее аккумулятора, возможно, придётся отсоединить проводную колодку. Обязателен также слив тосола из охлаждающей системы.

Результат и рекомендации

В результате проделанной работы по ремонту двигателя удалось ликвидировать появившиеся последствия неисправностей. Тестирование показало, что с новым компрессором и обновлённым клапаном ЕГР исчезли имевшиеся негативные явления. Силовой агрегат вернул исходную мощность, выхлопы перестали задымляться, воздушный компрессор заработал корректно, ЭБУ перестал сигнализировать об ошибке, связанной с рециркуляцией газов.
В дальнейшем владельцу ТС рекомендовано уделять больше внимания диагностике компрессионного устройства, проверяя также чистоту подаваемого воздуха и следя за частотой смены фильтрующих компонентов. Учитывая, что масло им использовалось без особого выбора, предпочтение отдавалось дешёвым сортам разных марок, работники СТО посоветовали постоянно использовать Valvoline. Также рекомендовано протестировать турбокомпрессор, так как неисправности EGR часто бывают связаны с некорректной работой этого узла. Кроме того, в подобных случаях следует уделить внимание и форсункам, а также проверить работу ЦПГ.

Заключение

История ремонта, описанного нами в данной статье, типична для многих двигателей, что не умаляет достоинств этой серии Камминз. Силовой агрегат способен долго обходиться без замены узлов и деталей, но это только расшатывает его механизмы, поэтому лучше своевременно менять их, так можно существенно продлить ему жизнь. Здесь мы привели некоторые симптомы, характерные для неполадок, возникающих в воздушном компрессоре и клапане рециркуляции отработанных газов, но полная диагностика может выявить их больше. Поэтому лучше заняться устранением причин, среди которых основными являются связанные со смазкой деталей и чистотой подаваемого воздуха. В статье также приведены технологии замены этих механизмов и рекомендации по дальнейшей эксплуатации. Результатом проделанной работы стало восстановление мощности ДВС и отсутствие прежних ошибок.