Замена ТНВД в сельхозтехнике с ДВС Cummins
Силовые агрегаты Cummins монтируются на различной технике, применяемой где угодно, включая и аграрный сектор. Выращивать что-либо без хороших автосредств в современных условиях невозможно даже на благодатной почве Казахстана. Поэтому комбайны и тракторы, бульдозеры и косильные аппараты, погрузчики и измельчители оборудуются моторами, среди которых американские ДВС Камминз занимают лидирующие позиции. Только с их помощью этой автотехнике удаётся обработать и подготовить почву, а затем выращивать и собирать урожай. Ведь весной и летом нужно успеть проделать огромную работу, не считаясь со временем суток, иначе можно опоздать, и непогода сделает своё чёрное дело. Для беспрерывного труда на протяжении длительного времени нужно, чтобы силовой агрегат был мощным, способным выдержать значительные нагрузки. Именно таким мотором и является Камминз, при этом он славится хорошей экономией топлива, что немаловажно и для частных хозяйств, и для крупных организаций с государственным участием.
Но, чтобы работоспособность этого ДВС сохранялась долгое время, нужно заниматься его обслуживанием, меняя ставшие негодными компоненты. Поэтому мы расскажем о топливном насосе высокого давления (ТНВД), его значении в деятельности Камминз, а также раскроем особенности замены этого узла в сельхозтехнике.
Характеристики ДВС
Двигатель родом из США, но в силу глобализации многие комплектующие для него производятся по всему миру — в Китае, России и других странах. Он известен своими высокими эксплуатационными и ходовыми характеристиками, мощностью, благодаря которой техника с ним легко преодолевает препятствия и крутые подъёмы, он способен работать в местностях с различным климатом и ландшафтом. Он неприхотлив и прост в обслуживании, легко поддаётся ремонту, так как у него упрощён доступ к деталям, которые можно заменять. Широкая дилерская сеть делает эти компоненты доступными. При этом у него отличные показатели по топливному расходу, что делает его приобретение ещё и выгодным с финансовой точки зрения.
Все эти плюсы — в цене и у производителей автотехники, поэтому его устанавливают на свои модели такие гиганты, как Buhler Versatile, NewHolland, Macdon, Четра и т.д.
В сельскохозяйственных образцах встречаются разные модели ДВС — QSB, QSM, QSX, QSL, QSC. Если вы сомневаетесь в выборе, — запросите консультацию у наших менеджеров, они помогут бесплатно.
Каждая из обозначенных моделей Cummins — прочна и износостойка, так как концерн не экономит на материалах, вкладываясь в разработку инноваций, способных сделать компоненты устойчивыми к воздействию неблагоприятных факторов. Для этого, например, в металлы вводятся чугун с модификацией, стали с легированием и хромомолибденовые включения. Поэтому составляющие силовых агрегатов Камминз имеют все условия, чтобы работать дольше гарантированного срока.
Ещё одна характеристика, привлекающая эксплуатантов в этих моторах, — это компактное размещение деталей внутри, что создаёт дополнительное удобство при обращении с ними. Для снижения веса создатели используют композитные материалы со спецдобавками, благодаря чему изделия получаются лёгкими, но сохраняют привычную крепкость. Несмотря на это, некоторые силовые агрегаты — настоящие гиганты, но их в основном применяют в промышленности для выработки электроэнергии.
Одно из главных ценимых владельцами свойств «американцев» — это мощность. Её увеличивают, в том числе, и за счёт турбонаддува, в большинстве случаев турбокомпрессор в этих ДВС имеет изменяемую геометрию, что позволяет оптимизировать его работу, не растрачивая ресурс полностью и сберегая его на различных оборотах. ТКР играет важную роль и в оптимизации топливного расхода, но главным образом эта функция уходит в топливную систему. В ней большое значение имеет функционирование ТНВД. У Камминз большинство топливонасосных устройств включено в деятельность ТС Коммон Рейл.
Насосный плунжер действует в цилиндре, одновременно с этим работает и втулка, вал при вращении увеличивает давление кулачка на поршневую основу. Это, в свою очередь, приводит к открытию клапанных механизмов, поэтому горючее получает проход к форсункам, а далее по канавкам может уходить и на цилиндры.
Но как вычисляется момент, когда вливание топлива будет эффективнее всего, ведь работа цилиндров определяется тактами? Расчёты осуществляет электроника, для этого в ЭБУ заложены специальные сценарии, проводится экспресс-анализ, результаты которого поступают на насосное устройство в виде команд. Более того, электромодуль способен рассчитать и нужное количество, с этим и связана достигаемая экономия горючего при сохранении всех необходимых, включая мощностные, характеристик.
Когда насос ломается, а он представляет собой сложное устройство, его осмотр обычно показывает, что очень многие составляющие нуждаются в замене. Так происходит и из-за отсутствия должного обслуживания в течение эксплуатационного срока. В этих условиях замена становится более выгодным вариантом, так как стоимость комплектующих для обычного пользователя почти доходит до цены нового устройства.
Почему появляются неисправности?
Причин выхода ТНВД из оборота в ДВС Cummins довольно много, но преобладают несколько. Чаще всего это связано с коррозией, которая, в свою очередь, поражает составные части насоса из-за проникающих внутрь жидкостей, они разрушающе действуют на механизмы. Кроме того, многое в работе насоса зависит от форсунок, когда они неисправны, поступление и отвод топлива затруднены, устройство получает усиленную нагрузку. Ещё один фактор, пагубно действующий и на форсунки, и на ТНВД, — это сверхвысокое давление. Кроме форсуночных компонентов, которые нужно регулярно обновлять, большое значение для сохранения работоспособности насоса имеют элементы уплотнения — прокладки и кольца. Если они порваны, деформированы или имеют иные повреждения, то просто не смогут осуществлять защиту насоса, топливо смешивается с грязью, начинаются непредвиденные химреакции, запускающие разрушительные процессы.
ТНВД работает в тесной коммуникации с ЭБУ, который должен иметь непрерывную связь с датчиками. Нарушения в этой цепочке, связанные с проводными обрывами и отходами контактов, ведут к неверной работе всех устройств, поэтому эти дефекты нужно моментально исправлять. Если же есть подозрения на некорректную работу электроники, то следует провести тщательную диагностику при помощи компьютерного оборудования и при необходимости заменить устройства.
Действия по замене
Прежде чем приступать к обновлению ТНВД, его ещё необходимо выбрать. Не стоит покупать первый попавшийся насос в сомнительных местах, в том числе и онлайн, руководствуясь только ценой. Часто бывает так, что насос совпадает по техническим признакам, но через определённое время выясняется, что его работа несовместима с данным силовым агрегатом. При этом он стоит немалых денег, обладает высоким качеством. Чтобы такого не произошло, консультируйтесь со специалистами, наши менеджеры могут ответить и на этот вопрос.
Другая ситуация: купили насос, он совсем быстро перестал работать. Причина — самодельное изготовление из подручных материалов, такое устройство можно применять только в бытовых целях, в двигателе оно быстро повреждается. Купить настоящий ТНВД с высокой производительностью можно только у официального дилера, у нас есть этот статус. Можно приобрести, например, насос Бош, эта фирма принимала участие в разработке Common Rail, ей можно доверять.
Технология замены зависит от того, какая модификация у ДВС. Мы приведём действия, необходимые для обновления устройства в силовом агрегате 6CTA, но они не будут сильно отличаться от других разновидностей Камминз, различия могут быть только в крепеже и порядке демонтируемых узлов. Большинство выпускающихся на сегодня моделей американского концерна прошло унификацию, поэтому насосы могут устанавливаться на любую из них, но нужно правильно подобрать само устройство.
Прежде всего, убираются те компоненты, которые могут помешать демонтажным и монтажным работам. Например, нужно открутить тягу и устройства ручного, а также ножного, газа. Также необходимо снять заглушечный механизм с гайкой под ним, она должна производить фиксацию оборудования к шестерне. Далее нужно демонтировать тропки с обратным трубопроводом для смазки аппаратуры маслом. Сняв крышку при помощи приспособления для снятия фильтров, 22-миллиметровой головкой откручиваем гайку фиксажа.
Следующий этап — откручивание двух гаек с диаметром 15 мм на месте крепежа оборудования и двух таких же внутри неё. Производим аккуратный отжим шестерёнки от аппаратурного вала. Саму аппаратуру можно снять только после съёма маслоподающего и обратного шлангов, обязательно снимите также надымник. Демонтаж можно считать завершённым, после него обязательна протирка начисто посадочного места и соединений. Под насосом находится втулка, её нужно вытащить так, чтобы в последующем отверстие шестерни совпало с этой ВМТ.
При постановке нового насоса начинайте с откручивания пробки, которая располагается под тягой газа. Также нужно вытащить фиксатор и выставить его обратной стороной по предварительно сделанной отметке, а пробку завинтить.
Далее нужно выставить ВМТ и поставить насос на то место, где стоял старый, шестерню запрессовать гайкой без значительных усилий, чтобы последние соответствовали 1 Нм, можно воспользоваться «трещоткой». В завершение монтажа подсоединяют шланги и трубы. Фиксатор нужно развернуть противоположно и закрутить пробку. Крышка тоже должна вернуться на место и быть завёрнута. Не забывайте про замену прокладок, они защищают от протеканий ГСМ и понижают натиск давления, принимая его на себя.
Советы и рекомендации
Производители ТНВД выработали специальные рекомендации, чтобы сохранить устройство как можно дольше. Для этого нужно контролировать качество заливаемого топлива, потому что с низкосортными составами, в которых много примесей и загрязнений, насос быстрее исчерпывает свой ресурс. Но даже высшие сорта, закупаемые у проверенных производителей, не избавляют от необходимости установки фильтрующего устройства. Его, в свою очередь, следует регулярно менять, для чего подвергать систематическим осмотрам или ориентироваться на установленные сроки. Кроме того, желательно установить и сепаратор либо использовать совместимую с ним модель фильтра.
Другая рекомендация касается смазки, она может проводиться только оригинальным маслом, желательно использовать продвигаемое концерном Вальволайн. Масляный фильтр тоже приобретайте у официального дилера и меняйте по мере загрязнения. Само масло в системе также обязательно регулярно заменять. Оно хранится в поддоне, проверяйте его состояние, чтобы не было утечек, осматривайте трубопровод. Расположение поддона внизу делает его уязвимым для повреждений, но иначе невозможно обеспечить сохранение стекающих ГСМ.
Чтобы понимать, имеются ли утечки, полезно также отслеживать расходы как топлива, так и масла. Кроме того, не забывайте о необходимости избегать перегрева. Несмотря на то, что ДВС Cummins может работать длительно и без перерывов, эти паузы ему необходимы, так как иначе запчасти будут выходить из строя.