Почему важно менять прокладки в ДВС Cummins?

Для России силовой агрегата Cummins давно стал обыденным явлением, ведь им оснащается существенная доля автотехники и в сельском хозяйстве, и в перевозках, включая пассажирские, и в строительстве. Мы назвали только несколько сфер применения этого мощного и экономичного мотора, но на деле трудно найти область, которая бы избежала постановки двигателя из США в своём автопарке. При этом он представляет собой довольно сложное устройство, в котором важно следить за мелочами. Остановка, например, в сезон большого урожая — непозволительная роскошь, поэтому накануне длительных работ стараются проверить всё, включая прокладки. Такие проверки нужно проводить регулярно и после. Наша статья будет посвящена многообразию прокладочных материалов, их неисправностям и способам решения возникающих проблем, а также методам профилактики, чтобы выход из строя ДВС из-за непоменянных прокладок не стал неожиданностью. Кроме того, расскажем, как меняют эту деталь в различных узлах. 

Что это такое и зачем они нужны?  

По определению, прокладки служат закрытию каких-то мест, сохранность которых имеет особое значение. Как и в быту, примерно такое назначение и у тех прокладочным материалов, которые применяются в моторах Камминз — они служат для закрытия пустот, образующихся рядом с каким-либо узлом. Кроме того, такое закрытие позволяет обеспечить более плотное прилегание, сглаживая неровности рельефной поверхности. В силу увеличенного размера самого ДВС и его компонентов, выглядят такие прокладки достаточно массивными, хотя есть и детали, где применяются относительно небольшие прокладочные элементы.

Другая их особенность заключается в материалах. С одной стороны, от них требуется достаточная гуттаперчевость, ведь к узлу они должны примыкать вплотную, без малейшего зазора, в который могут проникнуть грязь и посторонние вещества. С другой стороны, условия внутри двигателя складываются далеко не благоприятные, с воздействием высоких температур, давления, абразивов, поэтому от компонента требуется повышенная устойчивость к таким факторам. Конструкторы американского концерна находят выход в применении различных добавок, укрепляющих и повышающих толерантность прокладок.

Внешний вид прокладок может быть разным, потому что различна форма узлов, к которым они относятся. Создатели из компаний-производителей учитывают это, конструируя детали, максимально подстраивая их строение под другие компоненты и формируя условия наилучшего соприкосновения. Главная задача, которую они решают, — это создание герметичности, но вместе с тем прокладки улучшают прилегание компонентов с поверхностями других узлов. При этом важно сделать их такими, чтобы внутрь не попадали посторонние вещества, а наружу не вытекали техжидкости и не выпадали случайно выпавшие элементы.

Различия

Отличить одну прокладку от другой можно по назначению и размещению. Основная масса этих деталей защищает от протечек топлива, масла, хладагента. При этом практически все могут не позволить проникать посторонним веществам. Существенная часть из прокладочных элементов способна уплотнять места соединений деталей. Отдельно выделяют такую разновидность этих деталей, которая, пропуская через себя техжидкости по спецканалам, становится их проводником.

Иногда прокладки путают с сальниками, но это совершенно другие изделия, которые роднит с прокладками уплотнительная роль. При этом они соединяют подвижные детали, например, в коленвале.

Прокладки можно встретить в таких узлах, как:

В некоторых узлах можно встретить сразу несколько прокладок. У турбины, например, есть прокладки, предотвращающие выпуск воздушной массы там, где мотор соприкасается с коллектором входа. Другой прокладочный элемент ставится на соединении с коллектором выпуска, что блокирует газовый выход наружу. Ещё одна прокладка стоит на входе коллектора выпуска, закрывая образующуюся пустоту. Учитывая это многообразие прокладочных материалов, при покупке обязательно знание точного названия компонента или номера по артикулу.

Признаки выхода из строя

Главным признаком неисправности прокладки является её нефункциональность, то есть приходит время, когда она уже не обеспечивает герметичность закрываемых ею узлов, появляются протечки жидкостей, внутрь попадает грязь и т.д. Обычно внешний вид её оставляет желать лучшего, невооружённым взглядом видны повреждения, трещины, иногда она деформируется и может даже отсутствовать её часть. В тяжёлых случаях, например, в результате аварии прокладка начисто сминается, её можно с трудом разглядеть рядом с повреждённым узлом. Случаются также ситуации, когда налипшие куски грязи в смешении с техжидкостями впаиваются в содержимое прокладок, увеличивая их в размерах и не давая вписать в пространство, которое раньше занималось деталью без труда.

Трудность при обнаружении таких симптомов возникает в связи с расположением прокладочных компонентов, ведь чтобы до них добраться, приходится разбирать определённые узлы, порой разборка требуется всему двигателю. С другой стороны, обычно это связано с неисправностью различных деталей и механизмов, поэтому такая операция просто необходима, а прокладка меняется попутно. В любом случае следует помнить, что каждая замена узла требует и обновления прокладки.

Но часто догадаться о ненадлежащем состоянии прокладок можно и по косвенным обстоятельствам. Например, когда приходится менять прокладку в головке цилиндрового блока, заметно повышаются расходы на масло, можно обнаружить и утечки. Протекающее масло прогорает, образуя на свечах особый, негативно действующий на детали нагар. Можно наблюдать и характерное для многих неисправностей «цветение» выхлопного дыма. Сами выхлопы становятся «стреляющими».

Как правило, вместе с прокладкой страдает и сама ГБЦ, поэтому их часто приходится обновлять вместе. Однако, если заметить неисправность прокладки вовремя, то головку можно спасти. Ремонт же самой прокладки практически невозможен, ведь для того, чтобы залатать места повреждений, нужны особые материалы, а если поставить обычные, то деталь получит дефекты практически сразу же. Если же у кого-то есть доступ к материалам высокой прочности, то стоимость работ по восстановлению работоспособности выльется практически в такую же сумму, что и новая деталь, поэтому проще заказать её, тем более что у нас низкие расценки за счёт прямых поставок.

Как менять прокладки?

Общий порядок замены прокладок в ДВС примерно одинаков, но может потребоваться разбор всего силового агрегата и вытаскивание определённых узлов, так как последние будут мешать процессу. Различается также закрепление прокладок и смежных деталей. В определённых ситуациях такие операции можно проделать самому, если есть минимальный опыт обращения с автотехникой и знание технологий. Но некоторые узлы тяжелы на подъём, поэтому может потребоваться помощь напарника или обращение в сервисные службы. Последний вариант хорош ещё и тем, что в СТО, как правило, имеется спецоборудование, например, те же подъёмники. К тому же недостаток опыта может привести к повреждению компонентов, ведь в демонтажных и монтажных работах требуется соблюдать аккуратность, так как детали и их соединения могут быть достаточно хрупкими. Часто водители не обращают внимание на инструкции и допускают ошибки, затягивая болты с чрезмерным усилием. От этого могут пострадать не только прикручиваемые запчасти, но и смежные.

Приведём пример действий, необходимых для замены прокладки ТКР, которая устанавливается в таких модификациях ДВС, как 6CT, ISX, ISG12, ISF 2.8. Из инструментария готовят головки, динамометрический ключ, щуп для масла, отвёртки. Фиксацию деталей можно осуществлять специальным стопором, это очень удобно и не вредит смежным компонентам.

Начинают процесс с освобождения ТКР от трубок подачи масла и тосола, далее снимают «улитки», патрубки и подшипники. После этого турбина уже свободна для снятия, её вынимают движением на себя. Под ней находится необходимая прокладка, её тоже можно вытаскивать.

Снятые запчасти следует подвергнуть тщательной очистке, прежде чем ставить поверх обновлённой прокладки. Эффективнее всего и проще будет воспользоваться пескоструйной чисткой, она позволит также не травмировать компоненты. При пробном запуске «движка» обратите внимание на холостые обороты.

Ещё одна распространённая замена касается прокладки ГБЦ, разберём её на примере среднетоннажных моделей, например, ISF3.8. В данном случае придётся снимать весь силовой агрегат. Далее убирают клапан газовой рециркуляции с теплообменником, представляющие единую конструкцию, турбокомпрессор и крышку ГБЦ.

Следующая стадия — постановка поршня первого цилиндра в ВМТ. Освобождение крышки картера привода ГРМ возможно только после выкручивания пяти болтов её крепежа, затем меняется лежащая там прокладка. Далее выкручивают два болта, которые держат крышку цепного гидронатяжителя, и снимают эту деталь. Затем демонтируют плунжер и фиксируют цепь, для чего применяют проволоку. Болт диска, закрепляющий распредвальную звезду, необязательно выворачивать полностью, достаточно его ослабить, но при этом обязательно придерживайте вал, иначе он перевернётся. Чтобы предотвратить нарушения фаз газораспределения, после выкручивания данного болта ни этот, ни коленчатый вал уже нельзя проворачивать.

Потом приступают к снятию диска и звезды с цепью, которые размещены на хвостовике распредвала. Чтобы шайба с дистанционной функцией не терялась, её нужно вынуть и держать до постановки в надёжном месте. Зафиксировав цепь газораспределительного привода, демонтируют и термостат с корпуса. Болт успокоителя приводной газораспределительной цепи ослабляют, а после выкручивают полностью. Также следует выкрутить и два болта, осуществляющие крепёж картера привода к другому картеру, — маховика. Обязательно выкрутите и все болтовые соединения крепежа коромысел, после чего убираются сами коромысла с элементами толкания и опорами осей.

На заключительном этапе демонтажа освобождают БЦ, который крепится 10 болтами, с этой целью их выкручивают. Снимают звезду распредвала, головку с впускной трубой и выпускной коллектор. Далее осуществляют съём вакуумного насоса, но приводную цепь газораспределения держат натянутой. Следом можно снять и ГБЦ, снова придерживая вышеупомянутую цепь, фиксируя её для надёжности проволокой. Завершаем демонтажную операцию выемкой прокладки ГБЦ, сразу же зачищая ошмётки, которые обычно остаются на посадочном месте.

Перед постановкой новой прокладки следует проверить головку блока на предмет коробления, для этого используется масляный щуп. Даже небольшой зазор — основание для замены ГБЦ. Новую прокладку накладывают сверху блока уплотнением вверх.

Снятые детали возвращаются на исходные позиции в обратной последовательности. Для ГБЦ болты закручиваются под 60 Нм, у картера газораспределительного привода под 4 Нм. Болты ГБЦ сначала затягиваются, потом выворачиваются на 90 градусов и снова заворачиваются на 90. И в том, и в другом случае удобнее болты сначала слегка наживить, а потом закручивать.

В заключение отметим, что у нас вы можете приобрести не только одиночные прокладки, но и целые комплекты, причём некоторые из них специально сформированы для капитального ремонта.