Масляный насос в двигателях Cummins: насколько важен, и что делать с неисправным

Простая статистика: на дорогах ежедневно доля проезжающих транспортных единиц с установленными двигателями Камминз превышает половину. К ним относятся и вездесущие ГАЗели, и снующие с грузами КАМАЗы, Вольво, Авиа, и спешащие на поля и производственные объекты тракторы, бульдозеры, комбайны, погрузчики. Полно техники с этими ДВС и не на дорогах: суда малого судоходства, генераторы промышленного назначения и многое другое тоже оборудуется ими.  Всё это многообразие ТС неслучайно оснащается силовыми агрегатами американского производителя: трудно найти более простую конструкцию с высокими показателями по мощности, топливной экономии и умению преодолевать препятствия практически без ущерба ресурсам.

Достигать этого совершенства двигателям помогают конструкторские решения, в основе которых тесная взаимосвязь компонентов. Каждый из них выполняет свою задачу, работая на повышение эффективности ДВС в целом. Поэтому выход из строя одного из элементов не сразу сказывается на функциональности мотора — его компенсируют остальные. Но постепенно такие поломки подтачивают работоспособность силового агрегата, и его дальнейшая деятельность оказывается под угрозой. Сегодня мы разберём один из важных компонентов, который ремонтировать или заменять нужно сразу — масляный насос. Его роль в ДВС Камминз и способы устранения неисправностей — тема данной статьи.

Общая информация

Сначала вспомним, зачем вообще нужен масляный насос в двигателе. Детали силового агрегата вступают во взаимодействие между собой, происходит их трение, от этого они истираются, что приводит к негативным явлениям и их выходу из строя в конечном итоге. Чтобы этого не происходило, их нужно смазывать. В роли смазки в ДВС выступают как топливо, так и моторное масло. Но последнее — в большей степени, так как это и экономически невыгодно, и задачи горючего немного другие. Также и технически не всегда возможно использовать дизтопливо для смазки. Поэтому основной смазочный материал всё-таки моторное масло, в основу которого положены специальные химсоставы из эфиров и соединений углеводородов.

Поступление масла в узлы обеспечивается прокачкой и отправкой его через спецканалы. Занимается этим масляный насос. Хранилищем, из которого он забирает маслосостав, является поддон, находящийся в картере. Даже если вы используете качественный состав, ГСМ всё равно нуждаются в фильтрации. Её осуществляют специально изготовленные для очистки масла фильтры.

При этом не стоит забывать об условиях работы компонентов в ДВС, одним из них является высокотемпературный режим. Поэтому и масло может быть слишком раскалено для подачи. В связи с этим, закачав его из поддона, насос отправляет состав либо фильтроваться, либо охлаждаться. Охлаждением занимается специальное устройство, называемое маслоохладителем. Температура определяется по термостату.

Чтобы масло уходило из насоса быстро и имело возможность транспортироваться по контуру, достигая даже самых дальних узлов, его нужно подавать с давлением. Это давление также создаёт насос. Уровень давления контролируется регулятором. Таким образом, создание давления и перекачка с подачей на узлы ГСМ — основные функции маслонасоса. Дополнительной функцией подачи масла является снижение температуры некоторых узлов — например, поршней.

Устройство масляного насоса может быть различным, но в основном их можно разделить на использующие в качестве формирующей давление части ротор или шестерёнки. В обоих случаях один элемент является ведущим, другой — ведомым. У использующих шестерёнки отсутствует регулировка частоты коленвала. При этом и роторные могут её не иметь.

Неисправности, их устранение

Причины неисправностей, возникающих в маслонасосах, мало отличаются от присущих всем компонентам двигателя. Изготовленные из высокопрочных материалов, они способны выдержать определённые воздействия температур, давления, химии, но со временем сопротивляемость этим неблагоприятным факторам ослабевает. Точно так же обстоят дела и с противостоянием ударам, механическим воздействиям — сопротивляться им детали могут лишь в разумных пределах и в течение гарантийного срока.

Для многих узлов, включая насосное устройство, важна герметизация корпуса, обеспечиваемая крышечным закрытием. Изношенная крышка уже не может соблюсти это условие, поэтому её обычно заменяют. В качестве альтернативной меры можно предложить станочную обработку, но этот процесс трудоёмок и затратен, так как нужно подобрать огнестойкий и устойчивый к абразивам материал. Подобная проблема может возникнуть со старыми или чрезмерно изношенными шейными частями валиков, независимо от ведущего или ведомого их характера.

Достаточно часто возникает надлом шестерёнки, это связано с их частым вращением, для данной детали особенно важна смазка, причём масло должно быть высокого качества. Здесь стоит отметить, что Камминз серьёзно относится к составу ГСМ, поэтому организовывает испытания и вкладывает средства в разработку их улучшений. Эксперименты показали, что лучше всего с компонентами ДВС взаимодействует масло Вальволайн.

Для шестерёнок также важно, чтобы сохранялись расстояния между ними и зазоры по отношению к корпусу. Их сокращение приведёт к тому, что детали будут задевать друг друга, царапаясь и повреждаясь. Именно поэтому важно следить и за тем, чтобы не появлялся люфт по оси компонентов. Сами зазоры можно определять при помощи щупа.

Обратите внимание также на состояние осевых частей колеса с зубьями и шпонки, усиленная нагрузка на них отрицательно сказывается на их работоспособности. Заклинивать может клапан редукции, причём происходит это и в открытом, и в закрытом положении. Обычно между пружиной и колпаком имеется шайба, она либо вылетает, либо теряет функциональность. Если её заменить, предварительно промаслив, то сам клапан начнёт ходить свободнее. Но с годами ослабевает и пружина, поэтому, возможно, проще обновить клапан. Кроме того, его приходится время от времени чистить, для этого используется химическая продукция с абразивными свойствами, со временем её пагубное действие распространяется не только на очищаемую деталь, но и смежные с ней.

Когда обращают внимание на состояние насоса

Состояние масляного насоса требует постоянного контроля, ежедневное наблюдение за его работой помогает избежать замены устройства. Кроме того, в рамках диагностических мероприятий и профилактического ТО его можно снять и рассмотреть содержимое по отдельности. Вызывают беспокойство следующие симптомы:

  • слабая результативность деятельности насоса;
  • неполучение смазки и масла для неё на отдельных участках мотора;
  • видимые загрязнения деталей насосного устройства, в которых могут иметься и масловкрапления;
  • отсутствие свободного движения шестерёнок при прокрутке вала привода;
  • отсутствие свободного пространства для деятельности шестерёнок;
  • отклонения шестерёнок от необходимой траектории движения;
  • низкие или превышающие нормы показатели давления масла, первое не даёт насосу достигнуть достаточной производительности, второе чревато разрывом устройства.

Выбор устройства

Несмотря на попытки отремонтировать отдельные составляющие насоса, часто приходится решать вопрос кардинально — заменой устройства. Если подсчитать затраты, то обычно это бывает и экономически выгоднее разовых восстановительных процедур.

Выбор насоса определяется модификацией двигателя, потому что устройство должно работать совместно с ним. Иногда может сложиться ситуация, когда приобретённый насос просто не подходит по габаритам или другим параметрам. Чтобы такого не произошло, если вы не уверены в том, что понравившаяся модель маслонасоса будет совмещаться с имеющимся у вас силовым агрегатом — спросите у наших менеджеров, достаточно назвать марку ТС.

Может возникнуть желание приобрести насос у другого продавца. Мы ничего не имеем против, если это иной дилер Камминз, но в Санкт-Петербурге у нас, безусловно, есть ценовое преимущество, а доставка по регионам делает возможной покупку из любой точки России. Что касается сторонних производителей, не связанных с концерном партнёрством, то, возможно, у них качественная продукция, но она лучше подходит к иным силовым агрегатам. Совместимости с Cummins они гарантировать не могут. И уж совсем не стоит приобретать дешёвые комплектующие, что называется, из подворотни — установка таких компонентов, включая масляный насос, и оказывается невыгодной, так как они «летят» буквально через несколько поездок, и может стать смертельно опасной, ведь это риск попасть в ДТП.

Замена масляного насоса

Для примера рассмотрим процесс замены насосного устройства для перекачки масла, встроенного в силовой агрегат ISF2.8 на Газель Некст. На этой модели насос идёт в единой конструкции с крышечной частью цилиндрового блока, поэтому приходится заменять их вместе.

Прежде чем заниматься установкой нового насоса, нужно демонтировать старый. Работы выполняются в смотровой яме или гараже, необходимы такие инструменты, как:

  • ключи — лучше взять набор от 10 до 17 мм, плюс дополнительно на 32;
  • головки с торцевым механизмом — 12 и 16 мм;
  • отвёртки;
  • спецключ, чтобы можно было снять фильтрующий компонент;
  • пассатижи;
  • тазик или другую посуду под масло;
  • герметик со свойствами устойчивости к масляным составам.

Перед демонтажными работами производится слив ОЖ и масла, также необходимо снять интеркулер и открутить вискомуфту с вентилятором, они прикручены к опорной оси. Чтобы не мешалась проводная колодка, её также рассоединяют с разъёмом датчика положения коленвала. Ременной механизм привода дополнительных устройств тоже подлежит съёму.

Следующий этап — выкручивание и съём масляного картера. Отсоединение шланга маслоподачи от корпусной части крышки, расположенной спереди, производится после выкрутки болта со штуцерным креплением его наконечника. Демонтаж трубопроводной линии не требуется, его достаточно свернуть набок, но для этого потребуется ослабить затяжку хомутного крепежа, которое крепит его охладитель к трубе впуска. Затем следует сжать хомут ушками, сдвинуть его, тогда шланг легко отойдёт от штуцерного крепежа.

Далее необходимо разъединить проводную колодку и разъём датчика, отвечающего за понижение маслодавления в аварийных ситуациях, выкрутить болты крепежа коленвального шкива, обычно их устанавливают три штуки, снять шкив с шайбой. После выкрутки десяти болтов крепления крышка БЦ может быть снята выдвижением вперёд. Движения при этом должны быть аккуратными, так как впереди расположен коленвальный сальник. Если нет уверенности в сохранности — снимите его также перед этим.

Затем необходимо извлечь, приложив усилия, патрубок на соединении с рубашечной частью охлаждающей системы БЦ, он имеет кольцо из резины для уплотнения. После этого можно поменять прокладку и установить крышку с насосом в обратной последовательности. Прокладка меняется в обязательном порядке, перед постановкой её промазывают герметиком со свойствами устойчивости к масляным составам. Также заменяют и кольцо уплотнения, его нужно предварительно смазать хладагентом. Другое обязательное действие перед монтажом нового насоса с крышкой — заливка масла, для его прохождения внутрь насоса придётся провернуть шестерёнки через шестигранную деталь в шестерне. В промасливании нуждается коленвал, потому что так будет легче установить сальник, масло в этом случае наносится на переднюю часть. При затягивании узлов соблюдают норматив по усилиям, соответствующий 24 Нм. Завершают операцию заливкой масла в систему.

В заключение — о профилактике

Для увеличения продолжительности службы масляного насоса профилактика неисправностей должна стать приоритетом с самого момента установки. Прежде всего, проверяйте его работу как можно чаще, фиксируя для себя изменения и отслеживая расход ГСМ. Уделите внимание замене комплектующих, как только они начнут выходить из строя, это будет и дешевле, и проще, чем менять насос целиком, спустя некоторое время. Пользуйтесь только качественным маслом, рекомендованным производителем моторов, — Valvoline. Чтобы масло не текло впустую, диагностируйте весь круг его оборота.