Устраняем неисправности махового колеса на КАМАЗах с двигателем Камминз

Автомобили КАМАЗ всегда доминировали на российском авторынке в сегменте грузового транспорта, на определённом этапе в этом им стало помогать сотрудничество с одним из лидеров по производству конкурентоспособных ДВС, компанией Cummins. Совместная деятельность в рамках СП и за его пределами содействовала увеличению доли выпуска автомобилей с двигателями американского концерна. Постановка силовых агрегатов стала выгодной, так как они обеспечивают меньший расход дизтоплива при увеличенной мощности и наращенном крутящем моменте, что создаёт условия для высокой проходимости и делает их применимыми в различных географических зонах, невзирая на климатические условия.

Неоспоримым достоинством ТС с этими моторами является также простота их ремонта и обслуживания, тем более что широкая сеть предоставляющих запчасти дилеров готова поставлять детали в кратчайшие сроки по приемлемым ценам. Именно поэтому монтаж ДВС Камминз практикуется даже на марки автомобилей, которые раньше имели другие силовые агрегаты.

Одна из регулярно заказываемых у нас деталей — это маховое колесо. Компонент оригинального производства поставляется в связи с возникновением неисправностей, которые мы разберём здесь, подсказав, как произвести необходимую замену на автомобиле КАМАЗ. Также предоставим и рекомендации, которые помогут увеличить срок действия маховика.

Вводная информация

Прежде всего, напомним назначение и конструкцию детали. Маховик входит в интеграцию шатуна и механизма с кривыми шипами, что позволяет этому объединению компонентов сцепляться и запускать мотор. Конструкционно он — диск, имеет зубчатый венец, располагается в области коленчатого вала, в тыловой его зоне. Благодаря маховому колесу энергия накапливается, и силовой агрегат может получить стабильную деятельность. Запускаемый стартёром крутящий момент успешно передаётся коленвалу. Когда последний вращается, скорости становятся ровными именно при участии маховика, что особенно актуально на углах.

Выпускаемые концерном и входящими в соглашения с ним компаниями маховики имеют высокую массу за счёт применения чугуна и особо прочных сортов стали, диаметр детали превышает 30 см, к основному диску подсоединяется зависимый. Поэтому коленчатый вал и сцепление легко могут быть подсоединены к этой конструкции, риска схождения с его орбиты практически нет.

Неисправности, какие они бывают

Для диагностики неисправностей маховика обычно не требуется спецоборудование, так как дефекты определяются визуально. Чаще всего дело касается треснувших металлоконструкций, они могут также изменить форму. Некоторые части, например, венец, лишается зубьев. Случается, что проблема на сочленении, как с ведомым диском, не даёт полноценно работать всему узлу.

Часто о неспособности функционирования судят по доле разрушений. В отношении частей маховика и некоторых узлов мотора это не совсем верный подход. Дело в том, что скорость разрушительных процессов слишком велика, поэтому уже на начальном этапе нужно заниматься ремонтом, через считанные часы узел придётся менять полностью. Бывает так, что трещина, если её проигнорировать при осмотре, становится причиной распада махового колеса на части, его остаётся после такого только выбросить.

Косвенно о проблемах с маховиком можно судить по шумящему двигателю, имеется в таком случае повышенная тряска. Маховик тесно связан со стартёром и сцеплениям, поэтому при их неисправности необходимо проверить и маховое колесо.

Из других неисправностей можно отметить, например, поломанные подшипники. Отсутствие их деятельности заблокирует всё маховое колесо, поэтому, если возможно, их лучше заменить. Также поступают и с пружинами, когда они становятся слишком тугими или наоборот — болтаются, не возвращая назад требуемый компонент. Часто это бывает, когда детали испытывают т.н. «масляное голодание» — им не хватает смазки, они трутся друг об друга, быстро исчерпывая ресурс. Такие детали запросто может заклинить, тогда их трудно сдвинуть с места. Эти поломки всерьёз заставляют задуматься о том, почему залитое масло не оказывает должного эффекта. Причина может быть в качестве самих ГСМ. Если вы не используете рекомендуемый концерном Вальволайн — качество смазки уже не гарантировано.

Ещё важно, чтобы вся система работала без отклонений, ведь утечки на любом участке обедняют смазку узлов, каким-то из них её будет просто не хватать. Проверьте всю цепочку, обратите внимание на форсунки, они часто дают протечки. Также следует вовремя обновлять фильтры. Масляный, к примеру, менять лучше через трёхмесячный срок, да и само масло нужно обновить, если отъездили 5 тысяч км.

Учитывая наличие двух дисков в маховом колесе, добиваются их синхронизации, но это невозможно сделать при отклонении от траектории хотя бы одного из них. Этот люфт — характерный дефект маховика, и он редко выправляется, так как проще обновить его полностью. Сложность ремонтных работ с этим узлом объясняется ещё тем, что предварительно нужно демонтировать коробку передач, сцепление.

Замена маховика

Таким образом, замена махового колеса становится преимущественным способом устранения неисправностей, которые возникают по разным причинам. Так случается и из-за того, что разрушения уже приобрели необратимый характер, и вследствие экономической целесообразности полного обновления.

На автомобиле КАМАЗ, который может иметь различное исполнение, допустимо устанавливать и разные ДВС производства Cummins. Поэтому технология может отличаться от приведённой, хотя основа действий всё-таки общая.

Одна из распространённых модификаций силовых агрегатов — QSL. Применительно к ней и рассмотрим процесс замены махового колеса. Перед началом демонтажных работ фиксируют снимаемый маховик при помощи устройства, используемого при поворотах коленвала. Оно подходит для некоторых маховиков, включая данный. Также пригодятся и штифты с направляющей функцией, требуемые параметры — М12 на 1,25 и 90 мм. Их вставляют на место вывернутых болтов, которые до снятия расположены противоположно друг другу.

Возможно, для закрутки крепежа нажимного круга потребуются болты с особой резьбой — дюймовой, иногда нужны с метрической. Это происходит, когда отверстия выполнены не по стандарту, но отход от него допускается технологией. Такой вариант необходим, когда в некоторых модификациях установлена муфта для сцепления. В этом случае понадобится установка двух рукояток в специально созданные для этого выемки маховика. Рукоятки должны иметь форму буквы Т, а выемки находятся по диаметру круга. После этого заключительный этап — выкручивание оставшихся шести болтов, которые крепят само маховое колесо. После этого оно легко сходит со штифтов направления, но вес узла превышает 20-киллограммовое значение, поэтому лучше воспользоваться помощью напарника или производить операцию спецподъёмным устройством.

Прежде чем приступать к монтажу нового маховика, нужно убрать картер, так как он будет мешать при постановке. Для этого выкручивают крепёжные болты, придерживают его и толкают молотком с резиновым наконечником. Железный молоток может его повредить, поэтому в случае отсутствия такого инструмента используйте другой предмет с резиной на конце.

Маховик в данной модели ДВС обычно имеет кольца направления, поэтому, когда демонтируется старое устройство, нужно позаботиться об отметке тех мест, где они стояли. Новые должны встать на прежние места.

Саму установку махового колеса производят в порядке, противоположном снятию. Затяжка болтов может иметь разные усилия, поэтому следует смотреть инструкцию. Чаще распространён вариант с 30 Нм.

Как избежать замены

Избежать замены маховика вряд ли удастся, так как его ресурс всё-таки меньше, чем у самого ДВС. Но при выполнении установленных производителем правил и следовании рекомендациям можно существенно отодвинуть этот момент.

Например, обеспечение составляющих мотора маслом, о котором мы уже говорили. Взаимодействие деталей будет приводить к истиранию, если оно идёт с низким качеством. Помните, что рекомендация концерна — Valvoline, с остальными марками результат может оказаться далёким от ожидания. Кроме того, масло должно своевременно меняться, так же, как и фильтры. Его круговорот требует отсутствия утечек, поэтому проверяют всю систему.

Проверка форсунок нужна ещё и потому, что их поломка ведёт к росту крутильных колебаний, а это утяжеляет работу маховика. Далее — вентилятор и круг движения хладагента, потому что компонентам, включая маховое колесо, необходимо качественное и своевременное охлаждение. При этом перегрев цилиндров, например, будет забирать большую часть ресурса, поэтому нужно, чтобы и они работали в штатном режиме.

Стоит отметить и то, что владельцы ТС с аккуратным стилем вождения обращаются по замене деталей гораздо реже. Плавный ход без резких стартов и торможений — лучшая профилактика неисправностей автокомпонентов. Помогает, например, уменьшение числа оборотов до двух тысяч при необходимости разогнаться. Постепенно следует и переключать передачи.

Заключение

Итак, сохранение длительной работоспособности махового колеса на автомобилях КАМАЗ с двигателем Cummins — реально, если придерживаться приведённых рекомендаций и обращать внимание на неисправности. В этом случае можно ограничиться заменой некоторых составляющих, иначе приходится обновлять весь узел. Среди мер, которые могут пролонгировать срок действия детали, есть и те, что касаются манеры вождения, и затрагивающие профилактические мероприятия в рамках ТО. Особое внимание стоит уделить системам смазки и охлаждения. Также необходимо отслеживать состояние подшипников, пружин, венца и его зубцов.

Если возникла необходимость замены маховика, ознакомьтесь с приведённой в статье технологией, она поможет сделать это качественно, не повредив ни его, ни другие узлы. Но, учитывая существенный вес изделия, лучше обратиться за помощью в СЦ.

Маховое колесо — один из основных компонентов двигателя, который участвует в его запуске, поэтому игнорировать его неисправности нельзя. Учитывая задачи, возложенные на ТС с ДВС Камминз, подготовленный нами материал поможет в их решении.